Мужчинам следует признать свой гнев, который ужепревратился в ярость. Куда направляется эта ярость? У одних она проявляется ввиде депрессии, как ощущение общей тяжести, из-за которой они могут мучитьсявсю жизнь. У других - в соматических заболеваниях разных частей или органовтела или же проецируется в паранойяльную игру с разделением на своих и чужих,победителей и побежденных. Многие направляли свою ярость на женщин и детей илина других мужчин; глубокое знание своих душевных страданий способствовалопроекции этой ярости на любой подходящий объект.
В мире столько жестокости, что ее хватит до конца света.Современные мужчины должны канализировать свой гнев, чтобы энергетическиподпитывать изменения, необходимые для исцеления. В детском возрасте мы неможем себе помочь и только пассивно страдаем; мы остаемся жертвами, поканаходимся в бессознательном состоянии. Но, едва наступает осознание, мы беремна себя ответственность за свою жизнь. Гнев, который рос и накапливался годами,теперь превращается в энергию, необходимую для изменений, для мятежа, дляборьбы за спасение души.
Под сильным воздействием внутреннего давления мужчину тянетназад и вниз, в "мир матерей", а потому должна появитьсяпротивоположная сила, соединяющая две стороны великой психологической пропасти,две области психики. В появлении этой силы заключалась мудрость, воплощенная вплеменных ритуалах перехода от детства к взрослости. Ритуалы быливсесторонними, они оказывали сильное психологическое воздействие и продолжалисьдо тех пор, пока энергия материнского комплекса превосходила зарождающееся Эго.
Чтобы расстаться с домашним комфортом, с миром матери,нужно представлять, куда идти. Можно предположить, что в традиционных культурахпереходные ритуалы позволяли посвященным юношам перейти в более простоесообщество и более однородную культуру, чем наша. Кроме того, целью этихритуалов была не индивидуация, а такая интеграция этой несформировавшейсяличности, которая позволяла ей соответствовать племенному представлению омаскулинности.
Природа не терпит пустоты, поэтому современные мужчины,инфантильные и непосвященные, заполняют эту великую психологическую пропастьмежду "миром матерей" и жизнью зрелого мужчины наркотиками, работой иподругами. Если мы научимся строить отношения с другими, учитывая их отличия иособенности, то тем самым укрепим собственную идентичность, применяя модельсравнения подобного с подобным. Современные мужчины не могут утвердить своюидентичность посредством культуры, так как им приходится искать свою модельсреди других непосвященных мужчин либо исповедовать мнимые ценностиматериалистического общества. Повторяю:
перед возможным началом исцеления мужчинам следует признатьреальность существования своего внутреннего мира. Среди их беспорядочных эмоцийесть глубокая скорбь из-за потери родного отца - друга, примера для подражанияи источника поддержки, а также глубокая потребность в отце или учителе какисточнике мудрости, просветления и вдохновения.
Именно старейшины племени должны передать мудрость нашихпредков юноше, сообщив ему о богах, которым он должен служить и которые будутего охранять. Сегодня у мужчин нет глубокой связи ни с историей своего племени,ни с трансцендентной реальностью. Мужчины, не имеющие фундаментальной связи сосвоими богами, находятся в смертельной опасности и подвергают этой опасностидругих. Такие мужчины потеряны для сообщества. Они ощущают себя оторванными отистории и мудрых старейшин своего сообщества. Они жаждут получить какой-тообразец для подражания и познать великое. Они молча переживают свое изгнаниеили яростно отыгрывают свою скорбь. Таких мужчин очень много. Имя им легион.
Так как у мужчин нет возможности обратиться к старейшинамплемени и они уже поняли, что существует крайне мало мудрых мужчин (если ониесть вообще), не говоря уже о мужчинах, прошедших инициацию, они испытываютмучительные душевные страдания. Из-за отсутствия в психике мужчин ключевыхлокусов, мифологических "точек внутренней опоры", они должнынаучиться исцеляться сами. Иногда исцелиться могут одновременно несколькодрузей, но, как правило, мужчина должен исцелиться индивидуально.
В своем романе "Demian", посвященном проблемеисцеления души своего современника, Герман Гессе, который находился в изгнании,трижды попадал в заключение и даже получил Нобелевскую премию, заметил: "Вмире скитальцев, когда все пути пересекаются, появляется ощущение того, что самэтот мир является домом"100. Но ощущение сообщества, первичнойсвязи оказывается лишь "временным"; затем мужчина вновь в одиночкуотправляется в странствие.
Здесь приведен психологически обоснованный обзор морфологииматеринского комплекса. Повторяю, в психике ребенка сосредоточена огромнаяформирующая энергия родной матери. Восприятие ребенком матери интериоризируетсяв виде комплекса, эмоционального энергетического кластера, выходящего запределы контроля Эго. Так как мать связывает сына с миром природы, телесности исферой человеческих отношений, мальчик ощущает все ее переживания в глубинесвоего архетипического мира.
Иными словами, отношение мужчины к себе, другим исуществующей в нем силе жизни глубоко пронизано первичным восприятием матери. Втой мере, в которой она не может удовлетворить его потребности и навязывает емусвои личные комплексы, он будет страдать от травм, связанных с покинутостью иподавленностью. Покинутость не позволяет ему верить в свою полноценность инадежность мира. Из-за ощущения подавленности он не в со стоянии защититьхрупкие границы своего Эго, а потому становится либо уступчивой и созависимойличностью, либо личностью испуганной, гиперкомпенсированной и властной. В любомслучае мужчина не является самим собой, а живет в постоянной зависимости отсвоей реакции на восприятие матери, зачастую столь властное, что подчиняет егоистинную внутреннюю сущность. Это компромиссное психологическое образование,которое пери одически проявляется в течение всего детства, порождает мнимуюличность и приводит к проекции этих первых отношений с матерью на последующиевзрослые отношения. Таким образом, мужчина живет с мнимым или ложным Я. 101
Так как ребенок полностью зависим, любая угроза помешатьудовлетворению его потребности вызывает у него сильный страх. У всех мужчинсуществуют следы такой уязвимости, которые время от времени возникают в памяти.Они очень боятся, что их потребности не найдут удовлетворения, что их влечениеперейдет в зависимость. Это состояние уязвленности, которое свойственно мужчинев любом возрасте, порождает гнев и печаль. Мужчины приходят в гнев из-за неудовлетворенностисвоих потребностей и печалятся о своих утратах. Когда мужчины становятсястарше, получают удары и отвечают на них в соответствии со своими ролями,присущими взрослому человеку, эти эмоции стремятся ускользнуть вбессознательное. Но энергия этих эмоций не исчезает бесследно, она всегдагде-то накапливается. Гнев, который испытывают мужчины, может быть оченьглубоко подавлен и способен привести к длительной депрессии или же, наряду сдругими негативными эмоциями, может вызывать различные психосоматическиенедомогания. Мужчины могут отыгрывать этот гнев, избивая женщин и преследуягомосексуалистов или участвуя в столкновениях между собой стенка на стенку. Иханима, которой они не доверяют, ибо она напоминает им о мире матери, находитсяв безвыходном положении. Вполне естественно, что это приводит к появлениюраздражительности и общей ожесточенности. Печаль мужчины проявляется какмеланхолия, которая, будучи зависимостью, вынуждает его незаметно оказыватьсяпод воздействием материнского комплекса или же испытывать смутную тоску повозлюбленной, которая появится в его жизни и исцелит его.
Под этой психодинамикой скрывается, с одной стороны, страхмужчины, что о нем никто не позаботится, а с другой - эмоционально подавляющийего Эго ужас возможной зависимости. Таким образом, мужчины борются с внутреннейи внешней феминностью из-за своего преимущественно бессознательного страхаперед собственной инцестуальной жаждой обрести покой.
У всех мужчин глубоко внутри психики существует образматери, который у каждого из них по-разному эмоционально заряжен, поэтому ихограниченное материнским комплексом сознание порождает хорошо защищенное икрайне узкое определение маскулинности. Мужчины породили и развилипатриархальность с присущими ей правилами, иерархическим мышлением исоциальными структурами и с соответствующим покорением феминности, защищающимих от материнского комплекса. Отцы и сыновья редко разговаривают друг с другом,чтобы свести к минимуму возможность поделиться постыдной тайной: отцы сами ужекастрированы и ищут возможности кастрировать своих сыновей наподобие того, какэто сделал Кронос-Сатурн. Компенсация, как и вообще проблема убийства,возникает вследствие стремления защититься, в данном случае - от кастрации. Ивызванное страхом подавление комплекса, и патриархальная реакция на такоеподавление отчуждают мужчин от самих себя.
Везде и всюду мужчины обречены сталкиваться со своимипартнерами, социальными институтами или какими-то другими эмоциональнымианалогами, которые несут в себе психодинамику детства как актуальноепереживание. В действительности прошлое не является прошлым. Мать и отец живутвнутри все время: не только как кровные родители, но и как образ коллективнойпсихики Таким образом, пусть даже бессознательно, ощущая все прежние потребности,прежний страх, прежнюю тоску, прежний гнев, мужчины проецируют своюпсиходинамику на Другого, который в данный момент находится рядом с ними. Итогда тот, Другой, получает власть, которую когда-то имел его кровный родитель;эту власть мужчина будет стараться по-разному ублажать, или контролировать, илидаже ее избегать.