В этом последнем разделе я приведу семь ключевых положений, утверждающихвозможность исцеления. Ни одно из них не оригинально, но все они вместе могутспособствовать движению в правильном направлении и отдельных мужчин, и мужскогосообщества в целом.
Хочу повторить, что при всем моем уважении к участникамсовременного мужского движения я не жду от него больших успехов. Уже сейчаснекоторые его аспекты кажутся мне несерьезными или устаревшими; наверное, яотношусь участникам мужского движения несправедливо, но, несомненно, внутренниесилы этого движения истощаются. Я уверен, что коллективные изменения начнутсялишь после того, как изменится достаточно большое число конкретных мужчин.Изменение фокуса нашей культуры будет зависеть от того, на какой уровень мыможем вывести процесс самоисцеления.
Надежда на это очень слаба, но она более реалистична, чемпростое ожидание внезапных сдвигов в коллективном сознании. Я полагаю, мужчиныбудут по-прежнему ощущать гнет традиционных предписаний Сатурна. Их по-прежнемубудут призывать пожертвовать своей душой и телом ради материальных благ. От нихпо-прежнему будут ждать молчаливого согласия на поддержку и укреплениепатриархальных ценностей, а значит, отчуждения от себя и от других мужчин. Иони по-прежнему будут нести внутри ярость И скорбь вплоть до своей раннейсмерти. Но я, по крайней мере, надеюсь на то, что отдельные мужчины постепеннобудут приходить к осознанию происходящего, спасая себя и помогая спастисьдругим. Может быть, некоторые из них даже станут мудрыми старейшинами, которыетак нужны всем нам.
Ниже перечислены семь шагов к самоисцелению, а далее мыболее подробно обсудим каждый из них.
1. Вос-становитев памяти потерюотца.
2. Рассказывайтетайны.
3. Ищитенаставников и учите других.
4. Рискнитеполюбить мужчин.
5. Исцелитесьсами.
6. Вернитесь изсвоего душевного странствия.
7. Участвуйте в "революции"- процессе радикальных изменений.
Если мы станем изучать свою сущность с точки зрения пола,наше отношение и к родному отцу, и к племенным старейшинам станет болеекритичным. Но еще со времен индустриальной революции и миграции значительнойчасти населения в города, то есть более двухсот лет тому назад, большинствумужчин пришлось оторваться от своих корней: от своего дома, от своего дела и отсобственной души. Повышение уровня экономической свободы потребовало от них адаптироватьсвою энергию к социальным ролям, позволяющим получать прибыль, но в то же времяи наносящим душевные травмы.
Такие травмы вызывали у мужчин печаль и причиняли иммучительные страдания, и они, сами того не осознавая, наносили травмы своимсыновьям. Подобно трагическому заклятию в греческой драме, травмы переходили изпоколения в поколение. Только мужчины, сумевшие осознать такие историческиетравмы, увидеть их в своей родословной и вос-становитъсебя, то естьисцелить внутреннее расщепление, могут преодолеть историческое бремя Сатурна.Немногие из нас могут более драматично выразить свое переживание жизни стравмированным отцом, чем это сделала Шарон Олдс в своем стихотворении "Сатурн"108:
Он лежит на кушетке одну ночь, другую...
Рот открыт, и темнота комнаты
Наполняет его рот, и никто не знал,
Что мой отец пожирал своих детей.
Поэтесса продолжает описывать, как ее отец пожирает одногосвоего ребенка за другим. Она уверена, что
...Каждым нервом своих десен и кишок
Он знал, что делает, и при этом не мог
Остановиться.
Ведь именно этого он хотел:
Взять в рот живое создание
И показать, что может сделать мужчина,-
показать своему сыну, Что значит быть мужчиной.
Сыновья часто видят, как их отцы страдают под бременемСатурна; видел и я, как мой отец, отработав неделю на конвейере, брал ввыходные лопату и разгружал машины с углем, заполняя им бункеры соседей. Многоемы тогда принимали как должное: еду на столе, арендную плату, новые ботинки. Встихотворении "Эти зимние воскресенья" Роберт Хайден вспоминает отом, как тяжело приходилось его отцу в борьбе за выживание, и одновременно' освоей наивности и безразличии к его переживаниям. С болью в сердце онвспоминает:
...Говоря равнодушно с ним,
С тем, кто сделал так, чтобы в доме было тепло,
И к тому же начистил мои чудесные ботинки.
Что же я знал, что я действительно знал
Об аскетической любви и одиночестве в рабочем
кабинете?109
Такими были наши отцы; они были травмированы больше, чем мыможем себе представить. У них не было альтернативы и внутреннего эмоциональногопозволения быть самими собой; несомненно, они были одиноки. Нам не нужностыдиться своей печали, вызванной их нелегкой долей.
Печаль по своей сути честна. Она ценит то, что былоутрачено навсегда или чего уже никогда не будет. Во всяком случае, мужчинынесут свое бремя чаще всего как депрессию, которую они могут даже неосознавать. Депрессия - тупик для жизненной силы; как бы глубоко мы ниподавляли переживания, вызванные потерей отца, психика об этом знает изаставляет нас нести в себе это обременяющее нас чувство. Печаль - открытоевоспоминание, и хотя она в данный момент не вызывает хороших ощущений,благодаря искренности переживаний она очищает и исцеляет. Депрессия можетнасильно погрузить нас в глубину мрака, независимо от степени нашей активностиво внешнем мире. Под ее тяжестью могут поблекнуть даже самые радостные моментыв жизни.
Один мужчина, биржевой брокер, сам загнал себя так, какоднажды загнал себя его отец. Он не умел отдыхать. Все выходные он проводил наработе. У отца была только одна ценность в жизни - его работа, поэтому; чтобызаслужить одобрение своего отца, он работал на пределе своих возможностей. Дажепосле смерти отца его образ сохранял сильный эмоциональный заряд и по-прежнемувовлекал брокера в гонку. Даже когда он достиг более высокого по сравнению сотцом материального положения, он не мог остановиться. Наконец после двух леттерапии брокер решил перестать работать по выходным и впервые за все времяпришел на могилу отца. Там он рыдал, оплакивая ту нежность и то одобрение,которых никогда не получал от отца. Его слезы и печаль позволили ему начатьдвижение вперед в своей жизни - в жизни, которую он вообще едва знал из-затого, что она для него была предопределена тенью Сатурна уязвленного иуязвляющего отца.
Подавленная печаль вызывает депрессию; тем же эффектомобладает не находящий выхода гнев. Гнев - естественная рефлекторная реакцияорганизма на травму. Однажды у меня был пациент, который случайно обмолвился, чтововлек своих сыновей в отношения инцеста. Они даже помогали ему, а он такимобразом утверждал себя. Я чувствовал, как у меня нарастает гнев и одновременносочувствие к мальчикам, искавшим отцовской любви и отцовского прикосновения, анашедшим предателя, который воспользовался их бессилием, наивностью инеосознанным буквальным восприятием происходящего и обманул их, выдав за любовьтолько телесные, сексуальные отношения. Я попросил его рассказать об этомтеперь уже взрослым сыновьям и быть готовым пережить их печаль и гнев, надеясь,что этот рассказ поможет исцелиться даже если не ему самому, то кому-то из егосыновей.
Многие сыновья, стремясь самоутвердиться (а это необходимокаждому ребенку), ощущают, как их терзает гнев, который проявляется в их язвахи мигренях, возникающих из-за их вынужденного послушания. Если мужчины хотятисцелиться, им нужно испытывать гнев по отношению к своим травмам и тем, кто ихнанес. Можно задать вопрос: а что хорошего в таком выражении гнева, котороепроисходит спустя длительное время после травмы? Но, как любая эмоция,насыщенная энергией, гнев не проходит бесследно. Он всегда на кого-топереключается. Уязвленный сын будет, в свою очередь, уязвлять своегосына,если не исцелится сам и не разорвет порочный круг. Если гнев поможет разрядитьатмосферу и возобновить отношения с отцом, продолжающим жить по-прежнему,значит, надо идти на риск. Если гнев еще больше увеличит психологическуюдистанцию с отцом, нужно сознательно решить не вступать в конфликт. Но каждыйсын должен столкнуться лицом к лицу со своим внутренним гневом, иначе онпо-прежнему останется в плену у Сатурна.
Безусловно, мужчины должны более осознанно передавать свойвнутренний опыт. Они явно не могут изменить прошлое, а часто не могут изменитьдаже внешние отношения между отцом и сыном. Тем не менее то, что им неизвестно,скрыто действует у них внутри. Приняв во внимание тонкое замечание Юнга о том,что непрожитая жизнь родителя должна стать величайшей обузой для ребенка,каждый сын, без всяких осуждающих мотивов, должен вспомнить, как на еголичности отразились травмы его отца. Иначе он увидит, что живет, повторяяотцовские поступки либо реагируя на них,- в каждом случае он оказываетсяпленником Сатурна.
Каждый сын должен спросить себя: "Какие травмы были умоего отца? Чем он пожертвовал (если эта жертва имела место) ради меня идругих? На что он надеялся и о чем мечтал? Воплотил ли он в жизнь свои мечты?Был ли он эмоционально свободен, чтобы жить такой жизнью? Жил ли он своейжизнью или по заповедям Сатурна? Как его отец и его культура мешали егостранствию? Что мне хотелось бы узнать от него о его жизни и его истории? Чтомне бы хотелось узнать от него о том, что значит быть мужчиной? Пробовал лиотец отвечать на такие вопросы, но внутри себя, не для посторонних? Приходилосьли ему вообще когда-либо их задавать? В чем заключается непрожитая жизнь моегоотца, и, может быть, я в той или иной мере проживаю ее за него?"