Так мыподошли к второй мужской тайне: значительной частью жизни мужчин управляетстрах.
Так какмужчины не знают или не могут объяснить то, насколько хрупкой силой ониобладают, они редко могут допустить или рассказать другим о том сильном влияниистраха, которое они испытывают. Но для исцеления мужчины требуется, чтобы онперестал стесняться своего страха. Меня всегда восхищала свобода, с которойженщины признают свои страхи, делятся ими и в результате получают поддержку отокружающих. Для мужчины признать, что в его жизни присутствует страх,- значитрискнуть перестать ощущать себя мужчиной и ждать, когда его начнут стыдитьокружающие. Таким образом, его одиночество только углубляется.
Друзья, нов этом нет тайны! Даже близкие вам женщины вас раскусили. По существу, таквсегда и было. При подготовке этой книги я наткнулся на статью, напечатанную вмарте 1992 года в "Женском домашнем журнале", которая называлась "Тайныемужские страхи: то, о чем он никогда вам не расскажет". Итак, они нашлинаше слабое место! По существу, в статье правильно были описаны двафундаментальных мужских страха - страх несоответствия образу мужчины и страхфизического или психологического испытания. (Заметим, что в этой книге ужеговорилось о двойственной тревоге, которая проявлялась у меня детстве,-тревоге, связанной с работой и войной.)
Страхнесоответствия образу мужчины - это самая заметная часть сатурнианской тени; еесоставляют соперничество, отношения "победитель - проигравший",результативность как мера состоятельности мужчины. Страх перед испытаниями,присутствующий на пятой стадии ритуалов инициации, выражен у мужчин,сомневающихся в своей способности защитить себя и свою семью. Сколько фильмов,начиная с "Соломенных псов" и заканчивая "Мысом страха",пробуждают у нас внутри пещерного человека, защитника домашнего очага? Посуществу, многие мужчины убеждены в том, что они больше боятся болезни,недееспособности и импотенции, чем смерти. Когда я сказал об этом аудитории вовремя выступления, логически показав всю абсурдность таких страхов (ибо чтоможет быть страшнее смерти?), практически все мужчины без исключенияодобрительно кивнули головой. Да, действительно, они больше боялись не пройтииспытание, потерпеть поражение, чем умереть. Импотенция, любая форма бессилияоказываются для них хуже ухода из жизни. Работа, война и тревога...
Управляемыйстрахом, не в состоянии допустить своего бессилия (чтобы все, за что онберется, находилось в его руках), неспособный поделиться своим страхом стоварищами (чтобы они его не стыдили), мужчина прибегает к компенсации.Мужчина, который хвастается своей дорогой машиной, огромным домом, высокойдолжностью или статусом, в той или иной мере компенсирует свое ощущениесобственной малой значимости. Деловые завтраки по высшему разряду и власть надлюдьми могут служить внешним выражением этого комплекса, однако они являютсяпатетически демонстративной подменой подлинной состоятельности. На эту темуочень хорошо высказался великий американский философ Пирл Бейли: "Их,таких, как они о себе думают, в действительности не существует". Задемонстрацией власти скрывается комплекс, за комплексом - страх. Ни одноживотное не представляет большей опасности для человека, чем испуганное.Возможно, был прав Фрейд, говоривший о примате сексуальности в человеческойжизни, возможно, Адлер, поставивший на первое место стремление к власти, ибо ураненого эроса не остается иного средства спасения, кроме временной жертвысвоей властью.
Комплекс,связанный со стремлением к власти,- основная движущая сила в жизни мужчин. Онпобуждает их к действию и травмирует их. Дав волю своей ярости, одни мужчинынаносят травмы другим, а затем, испытывая печаль, сожаление и стыд, они всебольше и больше удаляются друг от друга. Такое взаимное нанесение травм обходитсячрезвычайно дорого; кроме того, оно время от времени повторяется. Все, что неподдается осознанию, бессознательно интериоризируется в несколько ослабленнойформе или проецируется и отыгрывается на других с плачевными последствиями.
Заневедение в отношении двух вышеназванных тайн, то есть за то, что на жизньмужчин, как и на жизнь женщин, в значительной степени влияют ролевые ожидания,а также за то, что мужчины находятся под воздействием скрытого страха,приходится платить определенную цену.
Она хорошозаметна и в страданиях конкретного мужчины, и в социальной патологии общества вцелом. В среднем американские мужчины умирают на восемь лет раньше женщин.Вероятность подвергнуться насилию и совершить самоубийство у них в четыре разавыше, чем у женщин. Они в одиннадцать раз чаще попадают в тюрьму25.И вся эта статистика ничуть не способствует тому, чтобы хотя бы попробоватьизмерить глубину мужской ярости, мужской печали и мужского одиночества.
25 См.:KipnisA. Knights without Armor. P.16 и далее.
Мужскоедвижение - это долгожданная реакция на эти страдания, которые, с одной стороны,очевидны, а с другой - скрыты. Я бы не стал принижать желание мужчин создатьсвободное пространство, где бы они могли собираться вместе и делиться сопровождающими инициацию переживаниями, углубляющими их ощущение жизни. Но яуверен, что окончательные изменения происходят индивидуально. Сопричастность впереживаниях, конечно, важна, но индивидуальные изменения все же первичны.
Марксистысправедливо критиковали социальную структуру капиталистического общества,которую поддерживало большинство из нас, взрослых. По-моему, Карл Маркс былгуманистом, который видел современное ему зло, а следовательно, и зло нашеговремени, и выражал не только свой гнев, но и видение альтернативы -бесклассовое общество. (К сожалению, его идеалы были перечеркнуты гулагами,погромами и многими тысячами напоминаний о том, что нарушение прав и свободличности и ее обесценивание лишь создаст новую тиранию.) Однако в поискахулучшения материального положения человека Маркс обесценил человеческуюдуховность, создав доктрину, которая в конечном счете пришла к краху. (Как былосказано уже две тысячи лет тому назад, "не хлебом единым жив человек".)
Такимобразом, при всей ценности своей социальной деятельности все социальныеинституты заканчивают борьбой за собственное выживание, а вовсе не служатвыполнению той цели, ради которой они создавались.
Точно также, признавая необходимость мужского движения и важность его целей, я знаю идругое: там, где собираются два, а тем более, три мужчины, обязательноприсутствует тень власти.
Вот почемуэта книга обращена индивидуально к каждому мужчине, а также и к женщинам,которые находятся в отношениях с этим мужчиной. Можно объединяться в группы,делиться своими переживаниями с другими мужчинами, но современный мужчинадолжен родиться в "горниле собственной души". И только благодарясвоей способности распознавать действующие внутри него силы мужчина будетпринимать решение, возвращаться ему или нет в организацию, семью или общество вцелом.
Юнгианскийаналитик Джеймс Хиллман не так давно подверг критике длительную борьбу заиндивидуальное осознание в своей "иконоборческой" книге "Психотерапииисполнилось сто лет, а мир стал только хуже". Точка зрения Хиллмана,безусловно, имеет свои основания, но я уверен в том, что воздействиеколлективного сознания социума не более эффективно, чем совокупное воздействиеиндивидуальных сознаний каждого представителя социума, Мужчины, руководствуясьсамыми благими намерениями, создали бюрократических монстров, институты иорганизации, чтобы властвовать над людьми, распространяя мрак и ужас. На своихлекциях в Йельском университете в 1937 году Юнг высказал ключевую мысль: новыйчеловек должен сознательно нести бремя своей тени...
...ибо такойчеловек знает: все, что плохо в мире, плохо в нем самом, и если только оннаучится правильно обращаться с соб-ственной тенью, значит, он уже сделалчто-то реальное для всего мира. Он добился успеха в том, что может вынести насвоих плечах какую-то бесконечно малую часть всех гигант ских нерешенныхсоциальных проблем нашего времени В своем большинстве эти проблемы такиетрудные потом), что отягощены взаимными проекциями. Как же может чело вексмотреть вперед, если он не видит ни самого себя, ни той темноты, которую онбессознательно привносит с собой в то, что делает?26
26 Jung С.G. Psychology and Religion //Jung С. G. С.W. Vol. 11. Par. 140.
Такимобразом, я приглашаю мужчину прочитать эту книгу и поразмышлять над скрытыми внем силами. То, что мы не осознаем в самих себе, проецируется на нашеокружение, поэтому наше сообщество представляет собой "совокупность"индивидуального бессознательного всех его членов. На примере анализа сновиденийи внутренних конфликтов отдельных мужчин я покажу, насколько все мы, мужчины,подвержены влиянию одних и тех же проблем. Чем лучше мы поймем собственноеотношение к своей внутренней Феминности, тем больше у нас появится возможностейраспутать клубок сложных отношений с реальной женщиной. Осознавая переживания,вызванные неизбежными травмами нашей чувственной сферы, мы можем страдать из-зачудовищной патологии окружающего нас мира, не превращаясь в чудовищ сами.Осознавая сильный духовный голод из-за недостатка мудрых старейшин в нашемобществе, мы можем приблизиться к тому, чтобы стать родителями для самих себя.
На каждомиз нас лежит бремя ролей и ожиданий, представляющее собой тень Сатурна. Мыможем продолжать ненавидеть и ругать "их" - тех, кто таинственнымобразом "изобрел" и узаконил такую жизнь, но это ничего не изменит.Мы больше не можем ждать, что изменения произойдут под воздействием внешнихусловий, например в процессе участия в мужских движениях; мы должны изменитьсясами и сделать это индивидуально. Все изменения начинаются изнутри, но мы,мужчины, всегда сталкиваемся с неприятностями, интериоризируя свои переживания.Поэтому задача оказывается трудной, но все равно лучше решать ее, чем навсегдаостаться под тенью Сатурна.