Этот сон - прекрасная демонстрация нашего ощущения материна трех уровнях одновременно. Потеря родной матери, потеря отца, который тожемог бы о ней заботиться и ее защищать, а также крайне амбивалентное восприятиемачехи нанесло Цинтии травму и на индивидуальном, и на архетиническом уровне.Ведьма - общеизвестный символ "плохой" матери, и именно жизненныйопыт Цинтии лишил ее, образно говоря, внутреннего ребенка, ее куклы. Врезультате жизнь Цинтии превратилась в защиту от жизни, то есть в защитуот возможности рисковать и приходить к согласию. Ее анорексия, а позже ибулимия были проекцией на еду ее экзистенциального страха.
Поставленная ведьмой тройная задача (для Цинтии в образеведьмы воплотилась ее разрушенная жизнь) должна была представлять символическоеосвобождение частей ее личности, которые до сих пор оставались неизменными.Хотя она и не занималась любовью с толстым мужчиной, но старалась преодолетьотчуждение от собственного тела - частного проявления архетипа природы. Чтобыпреодолеть свою защиту - агорафобию, мешавшую ей общаться с окружающими, онапрочитала лекцию. Везде и всюду ей приходилось сталкиваться с метонимическим[29]воплощением ее травмы - образом ее мачехи: в пище, в любом месте - везде,где ее травмированная материя-матьмогла бы найти исцеление.
В данном сновидении проявляются усилия психики, направленные на самоисцеление.Ребенок рождается целостным, затем испытывает травматические воздействия, вызываемыевнешними событиями, причем каждое травматическое расщепление обнажает некуюприродную истину и создает соответствующую стратегию выживания. Такое расщеплениеи сопутствующий ему рефлекс гораздо больше известны под названием "невроз":это отделение и oтчуждениечеловеческой души от общества заставляет страдать каждого из нас. Повторяю,хотя этот сон приснился женщине, он хорошо иллюстрирует действие всех трех уровнейбытия, которые несут на себе отпечаток первичной связи с миром матери.
Сознательно Цинтия вела жизнь, которая полностью определяласьсамозащитой. На уровне индивидуального бессознательного ее психическиерасстройства, связанные с приемом пищи, служили символическим выражением амбивалентногоотношения Цинтии к еде, проекцией материнской травмы на материю ("материя"- слово производное от латинского "mater", мать). На архетипическом уровнеЦинтия испытывала ощущение отчуждения от своего тела и от окружающих вследствиеее первых не- удачных встреч с Другим. Стратегически организованные рефлексы,которые сформировали ее личность, подтверждают исключительную важность еепервой встречи с Другим, к счастью или нет, опосредованной ее родной матерью.Грустно, но неизбежно, что эта первая встреча с Другим становится определяющейдля ребенка, который на основе этого опыта, предоставленного ему судьбойэкстраполирует, интериоризирует и обобщает свое представление о внешнем мире исоответственно формирует свои рефлекторные реакции. Если эта первая встреча сДругим является более ровной и теплой, чем у Цинтии, ребенок будет болееуверенно себя чувствовать и больше доверять окружающему миру. Как однаждызаметил Фрейд, ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себянепобедимым30.
Но, увы, благословенная материнская преданность ребенкуможет обернуться для него проклятием. Многие женщины стремились к тому, чтобыпрожить не прожитую ими жизнь через жизнь своих сыновей. Именно здесь находитсяисточник многочисленных обращений: "Сын мой, Спаситель мой..."Справедливости ради нужно отметить, что развитию анимуса этих женщин, то естьвнутренней маскулинности, определяющей их уверенность в себе, компетентность ивозможности, часто препятствовали заложенные в культуре полоролевыеограничения. Следовательно, эти женщины пытались косвенно реализовать своивозможности через своих сыновей. Психическая инфляция, которую способна вызватьлюбовь и опека безоглядно преданной матери, иногда может завести мужчин натакую высоту, на которую они сами никогда бы не поднялись [31].
[31] См.: Maloney M., MalneyA. The Hand That Rocks theCradle. В этомисследовании делается акцент на роли матери в жизни многих известных мужчин.
Согласно предположению Юнга, непрожитая жизнь родителяможет стать для ребенка величайшим бременем. Таким образом, часто мужчинунастойчиво, молча и бессознательно ведет к успеху психологически неразвитыйматеринский анимус. Как только со стороны слышится знакомый свист крыльев,прожорливый "птенец" сразу же раскрывает свой огромный "клюв"и жалобно произносит: "Ма! Я здесь!" По сути, нет ничего особенноплохого в том, что мотивация мужчины определяется сильным влиянием матери.Вместе с тем мы должны себя спросить: как и в какой мере он сам определяет своюжизнь, если несет на себе материнские проекции? Если мужчины хотятосвободиться, они должны хотя бы осознавать ценности, которые определяют ихжизненный путь.
В глубине психики такие слепые амбиции мужчин управляютсятеневой энергией материнского комплекса. Часто женщина, которая не жила своейжизнью и осталась с неразвитым анимусом, пытается сохранить психологическуювласть над сыном. Далее мне хотелось бы привести два печальных, но вполнереальных примера.
Мой бывший коллега, преподаватель колледжа, жил натерритории этого учебного заведения вместе с матерью, родившейся в СтаромСвете. Хотя ему перевалило за пятьдесят, он никогда не был женат. Достигнувпреклонных лет, мать резко сдала и часто бродила одна по территории колледжа.Дважды она держала руками входную дверь не давая людям входить и выходить изздания. На вопрос зачем она так поступила, она ответила: "Я стою на стражеи не допускаю девок к моему бедному Сэмми". Свои планы она прекрасновоплощала в жизнь, и ее сын впервые женился лишь через несколько месяцев послеее смерти. Влияние этого комплекса было настолько сильным, что блестящий ученыйи преподаватель не мог освободить от него свою психику, пока ее не освободиласама судьба.
Другой мужчина, который постоянно сталкивался с серьезнымитрудностями в семейной жизни, наконец собрался с духом и попросил свою мать невмешиваться в их с женой отношения и позволить ему самостоятельно во всемразобраться. Он показал мне ее ответ, написанный на маленьком клочке бумаги:
"Дорогой сын! Тыникогда не узнаешь о том, как разбил сердце своей матери. При том, что твоимотцом мог бы быть любой из десятка мужчин, у тебяесть только одна-единственная мать. Я недолго задержусь на этом свете, но, прежде чем умру, я надеюсь вернуть себе сына.Твоя любящая мама"
Когда-нибудь обязательно появится Доска материнской славы,на которой это письмо займет свое законное место. В нем мать бьет по всем целями давит на все чувствительные места, обвиняя сына в избегании проекции ееанимуса, клевеща на его отца и навязывая ему ответственность за ее,материнское, благополучие. Вместо того чтобы посмеяться над неловкостью ееоткровенной манипуляции или прийти от этого в ярость, мужчина почувствовал себясовершенно сломленным. "Как мне ответить ей?" - спросил он. Ее психологическоевоздействие на него было настолько сильным, что он мог смотреть на мир толькоее глазами; он мог лишь пассивно страдать. Более того, он был настолько лишенсамостоятельности, что не мог брать на себя свою долю ответственности всемейных отношениях. Записка матери (и ее отношение к сыну) представляет собойпроявление не любви, а власти. Повторяю, по мнению Юнга, там, где есть власть,не остается места для любви.
Вместе с тем в терапевтической практике мне встречалосьнемало мужчин, которые испытывали столь сильную потребность в материнскойзаботе и внимании, что им было суждено оставаться неудовлетворенными своимиженами. Хотя совершенно ясно, что женщины не хотят превращаться в матерей длясвоих мужей, ясно и то, что многие мужчины стараются добиться от женыбезусловного принятия и заботливого отношения, присущего "хорошей"матери. Я видел много мужчин, супружеские отношения которых но разным причинамуже давно зашли в тупик, но при этом они не могли сохранять спокойствие дажепри мысли о разводе. Мысль о расставании вселяла ужас в ребенка, покидающегодом, чтобы сделать шаг в неизвестное. Особенно тяжелым грузом становиласьсексуальность, связанная с удовлетворением инфантильной потребности в заботе ителесном контакте. С течением времени женщины все больше и больше устают отзаботы о своих маленьких мальчиках, а мальчикам становится все труднее покинутьродительский дом и стать взрослыми, ибо ни каждый отец в отдельности, ни всеони вместе взятые не могут указать им верный путь.
Когда мужчина ощущает эту динамику притяжения -отталкивания, связанную с материнским комплексом, он склонен примешивать этовоздействие к своим отношениям с реальной женщиной. Поскольку в близкихотношениях мужчина часто испытывает регрессию, превращая в мать своего партнераи бессознательно требуя, чтобы она была для него "хорошей грудью", онбоится и подавляет женщину словно, установив над ней контроль, он сможетсовладать со своим подспудным страхом. Грустная история отношения мужчин кженщинам служит убедительным тому доказательством. Человек стремится подавить то, чего он боится. Именно страх является причиной притесненияженщин и гонений на гомосексуалистов; последние - чаще всего молодые мужчины,которые не ощущают себя в безопасности из-за особенностей своей психологии. Сопротивление,с которым столкнулся президент Клинтон, предложив отменить запрет на приемгомосексуалистов в американскую армию, было вызвано вовсе не тем, что в ней небыло гомосексуалистов, которые служили Америке верой и правдой, и неотсутствием законов, запрещающих притеснение сексуальных меньшинств, а страхоммужчины-мачо перед своей внутренней феминностью.
Приверженность психологии мачо прямо пропорциональнамужскому страху, и, если испуганные мужчины собираются вместе, они становятсяисточником насилия и таким образом позволяют излиться наружу своей подавленнойфеминности. Крепкие бастионы психологии мачо, которые, вероятно, не болеерегрессивны, чем бастионы психологии военных, продолжают сохранять в современномобществе. Наверное, чтобы научиться профессионально убивать, мужчина долженпереступить через все свои внутренние принципы; он не может позволить себесомневаться или проявлять любовь к людям. В глубине своей испуганной души онзнает то, что уже давным-давно уяснили для себя древние греки: в конечном счетеАрес (Марс) никогда не согласится с Афродитой (Венерой). Но мужчина будетбороться за свою власть ибо, к сожалению, он так до сих пор и не понял, чтобыть мужчиной - значит ощущать спокойствие в отношениях с внутренней феминностью.Так как его страх осознан только частично, он проецируется на всех, преждевсего на женщин и гомосексуалистов. Испытывая этот необъяснимый страх,мужчина-мачо остается маленьким мальчиком, как и мужчина, который ждет, что женщинастанет для него матерью. И тот, и другой невольно подчинились материнскойвласти, отрицая, что внутри них существует и другая, не менее сильная энергия.