Смекни!
smekni.com

Эскиз политики ответственного правительства России (стр. 10 из 33)

Это качественно изменило все общественные отношения наиболее развитых стран - как внутри их, так и в их взаимодействии с остальным миром. Непонимание этого и его последствий является одним из важнейших факторов стратегического отставания России - как, впрочем, и других стран «третьего мира».

Однако все это лишь более или менее пугающие признаки отставания. Его коренная причина в том, что Россия по-прежнему отторгает главный ресурс развития - интеллект, либо уничтожая его носителей, либо выталкивая их за рубеж. Поэтому технологическое отставание нашей страны не только носит в среднесрочном плане окончательный характер, но и неизбежно будет продолжать прогрессировать в ближайшие годы.

Едва ли не единственная сфера, в которой возможно активное и немедленное использование российского интеллекта, - управление. Во многом это вызвано ее спецификой: только в этой сфере возможности применения интеллектуального потенциала в России выше, чем за рубежом, где российские специалисты по вполне объективным конкурентным причинам неизбежно оказываются в основном на подчинённых, «обслуживающих» ролях.

1.2.6. Люди как главное достояние России

Ресурсом существенного ускорения экономического развития России традиционно считают «человеческий потенциал», имея в виду квалифицированных работников, готовых работать за относительно низкую плату. Однако уровень организации этих работников нейтрализует их квалификацию и неприхотливость, а кардинальное ослабление образования и здравоохранения делают их квалификацию преходящим фактором.

Уже в настоящее время сопоставительная оценка качества национальной рабочей силы, ежегодно определяемая швейцарскими экспертами для 49 стран мира, характеризует Россию не просто как страну, не очень благоприятную для размещения производства, но и находящуюся на границе с группой стран, вообще не подходящих для размещения какого-либо производства.

При этом распространенное мнение о дешевизне российской рабочей силы, по данным Экспертного института, не соответствует действительности даже после девальвации 1998 года. Так, соотношение зарплаты и производительности труда российских рабочих проигрывает аналогичному показателю значительного количества стран, составляя лишь 20% от максимального уровня. Трудовая же дисциплина в России оценивается в треть от возможного максимального уровня. Экспертный институт отмечает, что «весьма ограниченное количество трудящихся обладает квалификацией и культурой производства, необходимыми для современного компьютеризированного производства».

Деградация затронула практически все общественные структуры. В качестве примера достаточно указать, что, по данным английской газеты «Гардиан», почти 300 российских миротворцев были отозваны из Косово «из-за прецедентов, связанных с алкоголизмом, наркоманией, отсутствием дисциплины, а также криминальных эксцессов и неадекватной профессиональной подготовки».

Сегодня в России из более чем 145 млн.чел. населения более 2 млн. наркозависимых (без учета алкоголиков), значительное количество бездомных. 1,3 млн.чел. лишены свободы, более 3 млн. служат в военных и военизированных государственных структурах (что более чем в 2 раза превышает максимально приемлемый для экономики уровень в 1% населения). Высокая младенческая и общая смертность, низкая длительность жизни ведут к подлинной, а не сочиненной коммунистами демографической катастрофе: через 10 лет число школьников снизится на 30%.

Недоедание - постоянный в течение семи лет реформ удел более 20% населения, денежные доходы которого устойчиво находятся ниже прожиточного минимума.

Поэтому количество людей, в принципе (по состоянию здоровья, в том числе психического) способных получить хоть какую-то квалификацию, в обозримом будущем может только сокращаться.

Но далеко не все, в принципе способные получить квалификацию, смогут получить её. Ведь, помимо расшатывания сложившейся системы образования, за годы реформ так и не удалось создать действительно массовую систему образования в сферах финансов и управления, которые в рыночных условиях стали важнейшими для развития общества.

Последствия попадания на командные высоты первых представителей «поколения неграмотных», формирование которого началось еще в 80-е годы (когда «молодые специалисты» попали в рынок, а затем и во власть непосредственно из ВУЗов и НИИ, не успев скорректировать привитые там теоретические взгляды знанием практики), видны на итогах работы даже не либералов, для которых высокомерное игнорирование реальности было признаком «своих», а «молодых реформаторов», решавших проблемы «промыванием мозгов» и самогипнозом и, по-видимому, не способных осознать не то что плодов своей деятельности, но даже собственной ответственности за эти плоды.

Ещё несколько лет без образования и с высокой внушаемостью, вызванной в том числе плохим здоровьем, - и общество даже не сможет заметить недостаточной квалификации своих руководителей и перестанет даже на кухнях и шепотом возмущаться, по изящной формуле Г.Электерова, «крысами, которые тащат в чужую комнату, а гадят в нашей», восприняв поведение этих крыс как единственно возможную в России модель успешной деятельности.

Но, пока это возмущение сохраняется, реальным ресурсом России остаётся колоссальный протестный потенциал, резко повышающий энергетику общества, а также, по Пушкину, и «остервенение народа» - психологическая мобилизация активной части общества в ходе осознания угрозы хаоса и уничтожения. Правда, этот потенциал будет ресурсом только в том случае, если здоровой части государства удастся направить его на цели самосохранения и осознанного созидания. Безмозглая «сильная рука» столь же убийственна для России, как и «рывок к прошлому», неизбежно разрушительный и бесплодный.

Направить еще сохранившийся потенциал общества на созидательные, а не разрушительные цели сможет только интеллект, сосредоточенный в первую очередь в сфере управления, в том числе управления государством. Однако именно из этих сфер он наиболее активно, последовательно и окончательно вытеснялся на протяжении последних лет.

1.2.7. «Элита»: затянувшийся бред величия

Ресурсом экономического развития России до сих пор принято считать её «политикообразующий слой», овладевший в ходе реформ ключевой частью материальных, управленческих и интеллектуальных ресурсов и с ними - возможностью оказывать на политическую и экономическую жизнь общества серьезное, а порой и определяющее влияние.

К сожалению, позиция отражает не столько реальность, сколько чрезмерное самомнение этого слоя. Он раздроблен, разобщен, капризен, его представители органически неспособны к осознанию своих интересов и сотрудничеству, позитивному взаимодействию и компромиссу.

«Элита» отравлена технологиями «public relations»: «когда достаточно казаться, можно не быть», и в профессиональном плане в значительной степени представляет собой галерею дутых репутаций, изнывающих от неразделенного нарциссизма. Создается впечатление, что цыганка нагадала этим людям смерть от скромности, и они всеми силами пытаются избежать этой трагической участи.

В её сегодняшнем виде российская «политикообразующая элита»она не годится не то что для решения стратегических задач, но даже для простого осознания на порядок более простых задач тактики. Она способна лишь плыть по течению, в то время как история выдвигает в качестве категорического императива выживания осознанное изменение самого его направления. (Достаточно указать на то, что абсолютное большинство её представителей, в том числе специализирующихся в области экономики, в принципе не может понять смысл термина «конкурентоспособность общества», сводя его к возможности продавать отдельные виды товаров в отдельные промежутки времени на отдельных рынках!)

Сегодняшняя «политикообразующая элита» является ресурсом развития страны лишь в качестве институционального и человеческого сырья, подлежащего переплавке и отбраковке. Эта переработка - неизбежно очень жестокая и для каждого отдельного человека принудительная - будет происходить в ходе решения государством объективно стоящих перед Россией задач, с привлечением всех здоровых и, главное, активных сил общества, подобно тому, как Иваном Грозным была выкована опричнина, Петром Первым - дворянство, Сталиным - бюрократия.

Для нормального развития России необходимо существенное обновление политикообразующего слоя, особенно московской его части (не «команды московских властей», а представителей всех политических сил, базирующихся в Москве), за счёт привлечения свежих сил из рыночных секторов экономики и в первую очередь из провинции. К сожалению, за годы реформ стало правилом использование в качестве таких «свежих сил» преимущественно идеологически зашоренных людей, искреннее пытающихся быть «святее папы Римского» - либеральнее Гайдара, «честнее» Чубайса и «ответственнее» Кириенко.

При оценке нынешней российской элиты и ее перспектив не следует забывать и о ее глубокой и потаенной связанности с масштабной коммерческой деятельностью. Так, на протяжении реформы сменилось несколько «политикообразующих» видов бизнеса, которые за счет массовости и прибыльности объективно вели к формированию политического слоя, поддерживающего, а во многом - и формирующего власть.

Сначала (1987-91 годах) это была либерализация внутренней торговли. Коммерческий сектор получал прибыль за счет перепродажи по свободным ценам продукции, купленной у государства по фиксированным ценам. Внутренний спрос обеспечивался первоначально за счет избыточного «рублевого навеса», оставшегося с доперестроечных времен, а затем денежной накачкой населения в конце 80-х.