считанное число направлений, куда иностранный капитал не допускается или допускается ограниченно по соображениям:
· безопасности (например, часть ВПК, стратегическая связь и так далее);
нежелательности развития отрасли (преступные виды бизнеса и финансовые спекуляции);
стратегического с точки зрения инвестиционных ресурсов характера отрасли (например, страхование и накопительные пенсионные фонды).
Последнюю сферу надо развивать под эгидой и жёстким контролем государства (включая его собственность), одновременно с созданием специальных льготных условий, пока соответствующие структуры не наберут мощь, достаточную для самостоятельной деятельности на частной основе. Это не означает никакой национализации: «правила игры» должны быть едиными и для частных, и для государственных компаний.
Значительные злоупотребления, наблюдающиеся в настоящее время в государственных структурах, не должны отпугивать, так как они, во-первых, после завершения активной приватизации всё равно меньше злоупотреблений, наблюдаемых в частных структурах (так, бюджет ни одного из министерств не был разворован полностью, как это частенько случается даже с крупнейшими коммерческими структурами), а, во-вторых, осуществляются в отсутствие какого-либо контроля, который проще организовывать в сферах, непосредственно контролируемых государством.
Государство должно учитывать, что характер собственности влияет на эффективность управления лишь в долгосрочном, а не кратко- и среднесрочном плане, рассматриваемом в настоящей книге. Поэтому в рассматриваемом временном промежутке оно должно быть почти безразлично к форме собственности. Поддержка и защита частной собственности должна осуществляться, но не как текущая экономическая, а как политическая и стратегическая мера, направленная не на решение текущих проблем, а на закладывание основ конкурентоспособной экономики завтрашнего дня.
4Ключевая задача стимулирования спроса, а с ним - и всей экономической политики заключается в изменении структуры денежной массы и увеличении ее объёма до нужного экономике уровня. Этот объём должен расти в основном за счет и по мере оздоровления управления предприятиями, создания ответственности руководства за их состояние. Иначе реальный сектор будет по-прежнему отталкивать деньги, отбрасывая их на финансовый рынок. Механизмы реформы предприятий - реструктуризация долгов и банкротство. Сегодня они работают только для инвестиционно привлекательных предприятий и не помогут 80%, которые доведены до ручки и никому не нужны даром.
Поэтому государство должно инициировать банкротство само (по крайней мере в отношении стратегических и градообразующих предприятий, которые нельзя закрыть), забирая контрольный пакет за долги, замораживая эти долги, назначая контролируемых внешних управляющих. Разработав и исполнив программу оздоровления, они должны иметь возможность получить предприятие в собственность (за погашенные государству его долги). В итоге оздоровление менеджмента и спасение большой части безнадежных предприятий будет совмещено с завершением приватизации путём передачи имущества в руки наиболее эффективного собственника.
5Реформа предприятий начнёт приносить значимые в макроэкономическом плане результаты не ранее чем через год после начала. До этого стимулирование спроса должно осуществляться социальной поддержкой наименее обеспеченной части населения (лишь незначительная часть доходов которой поступает на валютный рынок), в том числе эмиссионной.
Так как стимулирование спроса в силу несовершенства государства пойдёт с ошибками, создающими угрозу финансовой стабильности, надо создать механизм нейтрализации этих ошибок - «встроенный стабилизатор» валютно-финансовой сферы.
Для этого необходимо обязать Центробанк заменить эмиссионные механизмы ограничения спроса на валюту неэмиссионными (то есть заменить депозиты ростом нормативов обязательного резервирования) и дать ему право при угрозе девальвации временно устанавливать запретительно высокие (до 80%) нормативы резервирования средств, направляемых на покупку валюты, для всех допущенных на валютные биржи банков (кроме контрактов по критическому импорту, безопасная стоимость которого должна определяться Центробанком, а товарный ассортимент в этих пределах - правительством).
1.4.2. Правовая реформа
Одним из важнейших направлений организации рынка и, таким образом, одной из важнейших задач государства сегодня является правовая реформа. На протяжении всей рыночной реформы ей практически не занимались. В результате благие пожелания обесцениваются слабостью судов, запутанностью и противоречивостью законов, хаосом подзаконных актов.
Ключевой вопрос всякой экономики - вопрос о собственности - до сих пор во многом остается открытым. Механизмы ее защиты частью не созданы, частью не работают, так как многие представители реформаторов-фундаменталистов видели в переделе собственности свой личный ресурс, в том числе политический, не думая о пагубных последствиях для страны.
Между тем собственность - это фундамент рынка. Как без фундамента нельзя построить дом - только барак, так и без защиты права собственности нельзя строить рынок - будет получаться диктатура или хаос.
Чтобы пройти по лезвию ножа между ними, надо обеспечить прочную, безоговорочную защиту честно приобретенной собственности. Это - ключ к нормальной жизни, условие возрождения России.
Первый элемент правовой реформы - оздоровление суда как главного инструмента обеспечения закона. Сегодня формальная независимость судов обесценена их недостаточным финансированием, что превращает суды из инструмента закона в инструмент капитала, причем зачастую - криминального.
Это недопустимо. Надо обеспечить подлинную, не только административную но и финансовую независимость судей. Их независимость должна быть дополнена жестким контролем качества их работы - иначе сотни тысяч людей, в том числе невинных, по-прежнему будут годами гнить без суда в переполненных тюрьмах (следственных изоляторах).
Необходимы действенные программы защиты судей, потерпевших и свидетелей. Они стоят дорого, но организованная преступность, с которой нельзя справиться без них, стоит дороже.
Судебная система никогда не сможет стать эффективной без специализации по вопросам, требующим специальной профессиональной подготовки судей: налоговые споры, фондовый рынок, взаимоотношения субъектов экономики с органами государственного управления и т.д.
Для избежания абсурдного затягивания судебных процедур, которое зачастую полностью обесценивает их, необходимо определить круг незначительных споров, по которым судья принимает единоличное и быстрое решение.
Второй элемент правовой реформы - борьба с организованной преступностью и коррупцией.
Все здоровые силы России разделяют озабоченность развитых стран этими явлениями. В условиях свободной миграции спекулятивных капиталов по всему миру жертвой криминальных денег может стать экономика любой, в том числе и развитой, страны.
Коррупция и организованная преступность стали серьезной проблемой и для России. Одной из важных причин этого было недостаточно творческое отношение к предложенным России рецептам экономических и политических преобразований, которые недостаточно адаптировались к нашим условиям, а в ряде случаев и вовсе слепо копировались.
Ни авторы этих рецептов, ни те, кто применял их, не должны сегодня тратить силы на бесплодные выяснения, кто из них больше виноват в произошедшей катастрофе. Организованная преступность и коррупция - абсолютное зло, и борьба с ними должна не разделять, а объединить все здоровые силы России и иных стран, вне зависимости от ошибок, допущенных в прошлом.
России следует внимательно изучить опыт и особенно конкретные методы проведения операции «Чистые руки», которая очистила от коррупции значительную часть Италии. Адаптация этого опыта и методов к российской специфике и переложение на язык конкретных мероприятий могут быть закончены своевременно - уже к середине лета следующего года.
К сожалению, только судебной реформы и борьбы с коррупцией недостаточно для действенной защиты права собственности.
Надо проработать большое количество специальных вопросов, среди которых выделяются защита личной собственности граждан (в том числе при сделках с недвижимостью), защита предприятий от ускоренного банкротства и, наконец, защита прав акционеров, в том числе иностранных. При этом отдельно надо рассматривать случаи преднамеренного доведения предприятия до банкротства, фиктивного банкротства и т.д..
Дополнительную сложность создает необходимость учета специфики России - широкого распространения неплатежей и превращения их в системообразующий элемент экономической жизни.
Часто спрашивают: как соотносится нерушимость права собственности и развитие бизнеса с правовым государством? Ведь это правда, что несовершенство законов часто предопределяет их нарушение, а масштабы коррупции не позволяют избежать ее пут многим честным людям.
На этот сложные вопросы есть простые ответы.
Прежде всего: что бы ни случилось, какие бы цели мы ни преследовали, чтобы ни обсуждали - нельзя допустить превращения передела собственности в государственную идеологию и политику. Конечно, смена владельцев - абсолютно естественный рыночный процесс, он идет сегодня и будет идти всегда. Но его подстегивание государством и превращение его в политический ресурс той или иной политической группировки должно быть запрещено. Ибо такой передел в качестве государственной политики означает конец нормального развития и падение обратно в хаос.