В целом ключевая задача усилий по увеличению спроса заключается в изменении структуры денежной массы и увеличении ее объёма до нужного экономике уровня. При этом действия государства должны касаться не одного только предложения денег, как это традиционно рассматривалось, но и организации спроса на них в тесной увязке с динамикой их предложения.
Так, необходимый для восстановления страны значительный рост денежной массы в ограниченные сроки будет инфляционно безопасен лишь в том случае, если он будет дополнен параллельным оздоровлением институциональной среды, стержнем которого является реструктуризация реального сектора экономики, оздоровление управления предприятиями, создание ответственности их руководства. Только в этом случае реальный сектор перестанет отторгать деньги и начнет впитывать их в себя, только в этом случае спрос на деньги достигнет необходимого для восстановления экономики уровня.
Первый и необходимый шаг реструктуризации реального сектора - массовая реструктуризация долгов перед государством. Не выполнившие соглашения о реструктуризации предприятия должны банкротиться государством.
Механизм рыночной реформы нежизнеспособных и не привлекательных для инвесторов предприятий (по крайней мере стратегических и градообразующих, которые нельзя закрыть) достаточно прост и уже несколько лет, хотя и стихийно, но достаточно широко применяется региональными властями. По этому механизму государство забирает за долги контрольный пакет акций предприятия, замораживает эти долги и назначает жестко контролируемых им внешних управляющих. Исполнив программу оздоровления, последние должны получать предприятие в собственность. Таким образом рыночное оздоровление менеджмента и спасение большой части безнадежных предприятий совмещается с передачей предприятий в руки вожделенного эффективного собственника.
Естественно, это потребует декриминализации процедуры банкротства созданием как непосредственного государственного контроля за этой сферой, так и управляющих фирм, специализирующихся на внешнем управлении под жестким контролем государства и кредиторов.
Однако реструктуризация реального сектора не ограничивается реструктуризацией долгов предприятий и частичным оздоровлением их управления.
Важным направлением должно стать частичное восстановление единых технологических цепочек и территориально-промышленных комплексов, разрушенных в ходе приватизации. Она проводилась во многом по функциональному признаку, путем расчленения единых технологических комплексов на оторванные друг от друга функциональные звенья.
Первым последствием этого была концентрация прибыли лишь в одном-двух таких звеньях (обычно сбытовых) с деградацией всех остальных, причем деградация достигала уровня, ставившего под угрозу сохранение производства как такового.
Вторым последствием была общая дезорганизация производства из-за резкого увеличения не «зарабатывающего», а административно обслуживающего персонала. Расчленение технологических цепочек можно сравнить с ситуацией, когда каждый рабочий конвейера становился отдельным предприятием и заводил собственного директора, бухгалтера, юриста, охранника, снабженца, сбытовика, водителей и секретарей. Понятно, что даже при прежних объемах выработки прокормить весь этот обслуживающий персонал было теоретически невозможно. Понятно и то, что подобное увеличение количества управляющих и возникновение массы юридических лиц внутри одной технологической цепочки само по себе дезорганизовывало ее, а зачастую и вело к ее разрыву и прекращению производства.
Классическим примером служит продажа сырья: для технологической цепочки в целом выгоднее продавать изделие из этого сырья (при этом общее технологическое отставание, как правило, достаточно успешно компенсируется обновлением части оборудования). Однако для конкретного звена этой цепочки оказывается более выгодным экспортировать это сырье - с меньшей выгодой для технологической цепочки в целом, но со значительно большей - для себя.
Именно по этому принципу происходил распад российской экономики, начиная еще с 1990 года. Странно, что реформаторам-фундаменталистам так долго удавалось закрывать на это не только свои собственные, но и чужие глаза. Сегодня они вновь пытаются сотворить то же самое с естественными монополиями.
Однако ошибки прошлого надо исправлять, чтобы они не превратились в катастрофу уже ближайшего будущего.
Естественно, что восстанавливать надо не все технологические цепочки, а лишь жизнеспособные и приоритетные. К приоритетным направлениям, которые, подобно «локомотивам», смогут вытащить за собой значительные сектора экономики, следует отнести:
· строительство и реконструкцию автомобильных дорог;
производство автомобилей и сложной бытовой техники;
строительство типового жилья;
технологии энергосбережения;
переработку сельхозпродукции - единственный ключ к возрождению села;
высокие технологии (включая фундаментальную науку, создание новых технологических принципов и продажу их как «интеллектуального полуфабриката»).
Необходимо развивать лизинг продукции машиностроения, включая сельхозтехнику и вооружения.
Важнейшим направлением государственной политики должно стать также стимулирование мелкого и среднего бизнеса, в первую очередь путем ограничения, а затем и подавления государственного рэкета, снижения и упрощения налогообложения (полная замена налогообложения покупкой патентов).
Подавление государственного рэкета наряду с сокращением неплатежей и паразитирующих на них посредников является ключом к кардинальному снижению трансакционных издержек, являющемуся важнейшим направлением оздоровления российской экономики.
Не удастся оздоровить реальный сектор без последовательного проведения политики разумного протекционизма, защищающего производителя, но не создающего для него «тепличных» условий, способствующих загниванию. Сбалансированное применение тарифных и обязательно нетарифных мер должно стимулировать импорт не производимого в России оборудования и производство в ней импортируемых сегодня товаров.
Следует подчеркнуть, что реструктуризация реального сектора в силу его технологически обусловленной инерционности начнёт приносить значимые в макроэкономическом плане результаты не ранее чем через год после начала. До этого стимулирование спроса должно осуществляться преимущественно социальной поддержкой населения, в том числе эмиссионной, и поддержкой заведомо эффективных проектов реального сектора (в частности, гарантированием и кредитованием государственными банками российского экспорта, а также быстроокупаемых и надежных проектов реального сектора).
В силу неизбежных из-за несовершенства управления ошибок такое стимулирование в принципе может создавать угрозы финансовой стабильности. Для нейтрализации этих угроз представляется необходимым обязать Центробанк в принципе отказаться от эмиссионных механизмов связывания «горячих» денег (облигаций и депозитов) в пользу роста нормативов обязательного резервирования и дать ему право при угрозе спекулятивных атак устанавливать для всех допущенных на валютные биржи банков запретительно высокие нормативы резервирования средств, направляемых на покупку валюты.
Предоставление такого права - элемент оздоровления институциональной среды уже не только реального сектора, но и ко всей экономики. Другими направлениями оздоровления институциональной системы всей экономики являются:
1. Недопущение массового передела собственности даже с учетом экономических преступлений, так как без незыблемости прав собственности экономика стоит на песке. Необходимо проработать специальные вопросы, включая защиту собственности граждан (в том числе при сделках с недвижимостью), защиту предприятий от ускоренного и фиктивного банкротства, защиту прав акционеров, в том числе иностранных.
2. Реформа судов как основы механизма защиты прав собственности, без которого нельзя преодолеть инвестиционный кризис:
· обеспечение исполнения решений судов, в том числе арбитражных;
их реальной независимости, в том числе финансовой;
обеспечение контроля качества судебных решений;
действенные программы защиты судей, потерпевших и свидетелей.
3. Государство должно поддерживать стремление отечественных предпринимателей к расширению сферы деятельности, выводя районный бизнес на уровень региона, региональный - на уровень страны, общенациональный - на мировые рынки.
4. Налоговая система должна быть упрощена и стабилизована, налоговую нагрузку надо перенести на сферу услуг и нынешнюю «теневую» экономику, налоги - снизить. Надо уменьшить ставки налога на прибыль до 10-15%. Это позволит легализовать прибыль, что снизит криминализацию экономики и улучшит ее финансовые показатели и инвестиционную привлекательность.
5. Решительная санация банковской системы - категорическое условие оздоровления. Каждый погибший, но не закрытый банк отравляет рыночную среду так же, как не похороненный и разлагающийся труп, - атмосферу.
6. Возрождение фондового рынка в качестве инструмента привлечения средств в реальный сектор.
7. Распределение между регионами федеральной поддержки на основе объективизированных социальных нормативов. Сегодняшняя система основана на случае и произволе, что порождает хаос и коррупцию.
8. Создание механизмов уничтожения барьеров на пути движению товаров, услуг и денег, создаваемых региональными властями. Создание механизма федерального вмешательства в региональное управление в кризисных ситуациях для защиты населения региона от некомпетентности региональных властей и для поддержания конституционных принципов.