Смекни!
smekni.com

Ф. М. Достоевский-писатель-реалист (стр. 2 из 2)

Если сравнивать двух людей, таких как Соня и Лужин, то можно сказать, что это две совершенно разные личности. Катерина Ивановна подтолкнула Соню, к которой относилась с материнской любовью, на ее путь из жалости к голодным и раздетым маленьким детям. Соня любит Катерину Ивановну не просто как страдающую мать голодных детей, а за это наивное, тщетное и трагическое стремление к справедливости. Соня видит, что Катерина Ивановна помешалась не просто от горя и бедствий, а от сознания несправедливости мира сего. Именно это вызывает “ненасытное страдание” Сони. Нельзя обвинять Соню в том, что она встала на этот путь. Она идет на улицу, а не попадает, как девочка на бульваре. Она совершает собственный трудный выбор, делает сознательный шаг, требующий огромного мужества.

Раскольников уважает таких людей, как Соня. Он понимает, что таких трагических историй жизни, как семьи Мармеладовой очень много и находится человек, который старается улучшить жизнь таких людей. Знаменитые слова Раскольникова свидетельствуют этому: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился”.

Под понятием “грязи физической” и “грязи нравственной” подразумевается отношение людей к такому слову, как “нравственность”. Лужин, живя полной жизнью и ни в чем себе не отказывая, является “грязью нравственной”, потому что в его душе не происходит борьбы за святые чувства. Они подавлены в нем своей личностью и не дают шанса душе очиститься от злых намерений и надежд.

Сонечка является “грязью физической”, потому что лишь работа может называться “грязной”. В душе она чиста и недоступна. Ей не чужды человеческие нужды и лишения, но она смогла сохранить в жизни самое дорогое-свое достоинство. Нравственно чистой ей помогают быть чувства любви к своей семье и к жизни. Они не дадут ей упасть нравственно. Соня не ропщет, не плачет, она судьбою вопиет против существующего строя, судьбою своею доказывает необходимость переустройства мира.

В образах Лужина и Свидригайлова Достоевский представляет читателям возможную судьбу Раскольникова, если бы тот не встал на путь истинный, путь исцеления.

Свидригайлов приезжает в Петербург, как сам говорит для того, чтобы попросить прощения у Дунечки и жениться на ей. Но его цели-просто развлечься. Недавно умершую жену, которая спасла его, вытащила из тюрьмы, он почти не вспоминает. На его счету много нравственных преступлений: домогательства к молоденькой девочке и последующее ее самоубийство, язвительное отношение к одному из слуг, после чего он тоже совершает самоубийство, наглое преследование Дуни. Все эти преступления лежат на совести Свидригайлова, и он едет в Петербург тоже причинять людям боль и страдание. В отличие от Раскольникова, Свидригайлов также совершает преступления, но не для того, чтобы принести пользу или счастье людям, а для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу творить как добро так и зло. Он сам создает себе морально-этические нормы. Свидригайлов освободил себя от «вопросов человека и гражданина», перед которыми в смятении остановился Раскольников. Одно осталось от его личности - сладострастие безграничное без всяких преград. Он считает себя “право имеющим”, потому что смог переступить через барьер, через который не смог переступить Раскольников. Человека и гражданина он в себе задушил, все человеческое и гражданское по боку пустил. Отсюда-его равнодушный цинизм, обнаженная откровенность. Свидригайлов признает теорию Раскольникова: «…я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». В отличие от Разумовского Дуни Сони Свидригайлов спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова. Он не видит здесь никакой трагедии. Свидригайлову удивительны трагические метания и вопросы Раскольникова. Он не видит в этом преступлении ничего необычного. Нравственные вопросы, «вопросы человека и гражданина» тут лишние. «Хорошая» цель оправдывает злодейство, ради достижения ее совершения.

Раскольников ищет у Свидригайлова какого-то откровения и тянется к нему, но подробнее узнав его жизненные принципы, он отшатнулся от его и пошел искать сострадания у Сони. Не отступил Свидригайлов перед Дуниным револьвером, а перед духовной и душевной силой Дуни отступил. Он понял, что его жизнь пуста и что он не сможет допустить появления каких-то перемен в положительную сторону, и ничего не оставалось, как умереть.

Раскольников же остается жить, несмотря на то, что в ночь самоубийства Свидригайлова он тоже стоял на этой опасной черте между жизнью и смертью. Достоевский показывает что, несмотря на все различия Лужина, Свидригайлова, Раскольникова они похожи (цели разные, а средства одни, приносят людям страдание). Раскольников понимает что путь, на который он встал, неверен, но считает, что «теория здесь ни причем», просто «я такая же вошь как все».

Раскольников хотел логически обосновать рационализировать нечто, по самому своему существу не допускающее такого логического обоснования, рационализирования. Раскольников искал логическим путем доказательств нравственного закона и не понимал, что нравственный закон не требует доказательств, не должен, не может быть доказан, ибо он получает свою верховную санкцию не извне, а из самого себя. Почему личность всякого человека представляет собой святыню? Никакого логического основания для этого привести нельзя, такой закон человеческой совести, нравственный закон. Мотив нравственной, духовной смерти и воскресения главного героя проходит через весь роман. Соня смогла спасти его. Она своей любовью смогла растопить лед в душе Раскольникова, она воскресила его, она творец этого чуда. У него присутствует нравственное сознание, он понимает, что надо жить по-новому. Теперь должен начаться его новый путь - новая жизнь. Раскольников расстается со своей идеей бунта и своеволия он выходит на тот каменистый и трудный путь, которым, не колеблясь – с мукой и радостью идет тихая Соня.

У кого нравственное сознание отсутствует, тот может совершенно спокойно проливать кровь не испытывая никаких угрызений совести. Свидригайлов совершает свои преступления, не чувствуя трагедии в душе. Раскольников же – человек с совестью и она мстит ему за попрание им нравственного закона.

Нравственный закон провозглашает, что всякая человеческая личность есть верховная святыня, ибо от высоконравственного человека до злодея существует бесчисленное множество незаметных периодов.

В образе Раскольникова Достоевский казнит отрицание святости человеческой личности и всем содержанием романа показывает, что любая человеческая личность священна и неприкосновенна, и что в этом отношении все люди равны. Мысль о неприкосновенности и святости любой человеческой личности играет главную роль в понимании идейного смысла романа.

По определению Даля, «нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами». Я считаю, что Раскольников – нравственный человек, потому что все поступки, которые он совершает, делаются им с осознанием в дальнейшем времени. В нем присутствует совесть, поэтому Раскольников способен переживать и каяться. Его «правила поведения» тоже четко соблюдены. Его не устрашает юридическое наказание за преступление, он сам его нравственно требует. Не у всех преступников хватит совести и смелости сознаться в своем преступлении. Раскольников смог и поэтому выжил. Выжил потому что, несмотря на каторжные работы и тяжелый труд он начинает новую жизнь. Но ее «надо еще дорого купить, заплатить за нее великим будущим подвигом». И Раскольников встал на этот путь исцеления. И Соня и Раскольников нравственно чисты, несмотря на их грехи. Но грехи эти не для того чтобы спасти себя избавить от страданий, а от были совершенны с той целью, чтобы помочь людям. Конечно, я думаю, что в положительные герои их записать нельзя, но и в отрицательные тоже. Они существуют как бы сами по себе. Делая злое дело – думают о будущем, а совершая доброе – о настоящем. Виден прогресс, к которому стремятся главные герои. Полностью очистить свою душу – главная задача. Искупить грехи не так уж и легко, но они стараются сделать все возможное, что в их силах.

Я соглашаюсь с тем что «есть один закон – закон нравственности», потому что мы все живем с этим законом. Он находится в душе каждого из нас, но вместе с тем не все из нас могут соблюдать его. В настоящее время в нашем обществе существуют люди, которые считают себя «право имеющими» но это не должно быть так. Нравственный закон постепенно все более уступает свое место юридическому, и этим люди возвышаются над остальными. В этой ситуации существенную роль играет гуманизм.

Использованная литература

1. И. И. Гарин «Многоликий Достоевский» Москва « Терра» 1997

2. М. С. Альтман «Достоевский по вехам имен» «Саратовский университет» 1975

3. С. В. Белов «Роман Ф. М Достоевского «Преступление и наказание». Комментарии. Москва «Просвещение» 1985

4. Т. А. Касаткина «Книга для учителя и ученика» «Преступление и наказание» Критика и комментарии. М 1998

5. Ф. М.Достоевский «Преступление и наказание» Ленинград «Художественная литература» Ленинградское отделение 1976