Смекни!
smekni.com

Незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ (стр. 4 из 10)

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности здоровья населения в Российской Федерации от негативного воздействия, вызванного неправомерным использованием наркотических средств или психотропных веществ.

Отношения собственности не являются дополнительным объектом рассматриваемого преступления. В его качестве могут выступать такие общественные отношения, посягательства на которые не составляют сущности данного преступления, но которые всегда нарушаются преступным деянием или ставятся под угрозу наряду с основным объектом. Право собственности на названные средства или вещества может быть лишь у ограниченной категории лиц, большинство же владеет ими незаконно, не приобретая на них ни права собственности, ни права законного владения. Таким образом, отношения собственности могут ставиться под охрану только в тех случаях совершения преступления, когда изъятие (или требование передачи предметов) осуществляется у собственника или законного владельца.

Анализ закона и теории уголовного права позволил выделить следующие факультативные объекты рассматриваемого преступления: 1) отношения собственности; 2) общественные отношения в сфере обеспечения безопасности здоровья личности; 3) при вымогательстве - общественные отношения в сфере обеспечения безопасности личной и семейной тайны; 4) общественные отношения в сфере нормального функционирования государственной власти и деятельности коммерческих и иных организаций.

Криминообразующим признаком состава преступления, предусмотренного ст. 229 УК РФ, является предмет преступления, в качестве которого выступают наркотические средства или психотропные вещества. Автор согласен с мнением о необходимости введения в число предметов хищения либо вымогательства наркотических средств или психотропных веществ аналогов данных предметов. Если установлена уголовная ответственность за их незаконные приобретение, перевозку, пересылку, сбыт и иные действия с ними, то следует признать их и в качестве предмета хищения и вымогательства.

Обосновывается и признание в качестве предмета преступления, предусмотренного ст. 229 УК РФ, права на получение наркотических средств или психотропных веществ (применительно к мошенничеству и вымогательству).

2.2 Объективная сторона хищения либо вымогательства наркотических средств или психотропных веществ

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст.229 УК РФ, выражается в хищении либо вымогательстве названных средств или веществ.

В законе нет указания на формы хищения наркотических средств или психотропных веществ, в связи с чем, исходя из общей теории хищения, по мнению автора, рассматриваемый его специальный вид может совершаться в одной из следующих форм: 1) кража (тайно); 2) грабеж (открыто); 3)мошенничество (путем обмана или злоупотребления доверием); 4)присвоение и 5) растрата.[15]

Как тайное хищение рассматриваются случаи его совершения в отношении названных предметов: 1) в отсутствие владельцев и свидетелей; 2) если присутствующее при незаконном изъятии препарата лицо не осознает происходящего или, по крайней мере, факта противоправности совершаемых действий либо является близким родственником виновного, и последний рассчитывает в связи с этим на то, что в ходе изъятия имущества не встретит противодействия со стороны указанного лица; 3) если присутствующее при незаконном изъятии препарата лицо осознает факт противоправности совершаемых действий, но виновный при этом полагает, что действует незаметно для окружающих.

Открытым хищение признается в том случае, когда процесс изъятия наркотических средств или психотропных веществ осуществляется в присутствии собственника или лиц, в ведении либо под охраной которых находятся данные средства и вещества, а равно на виду у посторонних. Виновный при этом осознает, что присутствующие наблюдают процесс изъятия и понимают, что его действия противоправны.

Обман при хищении наркотических средств или психотропных веществ предполагает информационное воздействие на потерпевшего, при котором он вводится в заблуждение с целью заставить собственника либо владельца передать виновному названные средства или вещества. Обман как способ хищения используется с целью побудить другое лицо добровольно передать их виновному. Содержание обмана всегда составляют либо ложные сведения о чем-либо (информация), не соответствующие действительности, которые преступник сообщает потерпевшему, либо истинные сведения, утаиваемые преступником, сообщение о которых удержало бы лицо от передачи. Как правило, обман при хищении наркотических средств или психотропных веществ выражается в предоставлении подложных документов, предоставляющих право на их получение, в выдаче себя за врача или иное лицо, которому должны быть переданы данные предметы.

Злоупотребление доверием представляет собой использование виновным для незаконного получения соответствующих средств особых доверительных отношений, сложившихся в силу наличия каких-либо обстоятельств между ним и лицами, обладающими данными средствами или веществами. При злоупотреблении доверием между виновным и лицом, у которого похищаются препараты, устанавливается особая социальная связь, которая выражается в отношениях доверия.

Последними двумя формами рассматриваемого хищения являются присвоение и растрата соответствующих предметов, вверенных виновному. Вверение означает передачу предмета его владельцем или собственником лицам, для которых он является чужим, для осуществления следующих полномочий: распоряжения, управления, доставки и хранения[16]. Для признания факта вверения наркотических средств или психотропных веществ необходимо установить, что данные предметы были переданы в соответствии с юридическими основаниями, то есть находятся во владении виновного законно. Однако у него отсутствуют правомочия по распоряжению данными средствами и веществами либо он может распорядиться ими только в специальных целях.

Присвоение состоит в обособлении виновным вверенных ему наркотических средств и психотропных веществ и установления над ними незаконного владения, хотя бы на короткое время. Как использует виновный данные предметы, для признания состава присвоения не имеет значения.

Растрата представляет собой хищение названных средств и веществ, при котором виновное лицо не устанавливает над данными предметами своего незаконного владения даже на короткое время, а сразу потребляет их, реализует либо обращает в пользу других лиц. При растрате виновный не устанавливает господства над предметами, указанными в ст.229 УК РФ, а сразу осуществляет незаконное распоряжение ими.

Хищение наркотических средств или психотропных веществ следует считать оконченным преступлением с момента их изъятия и (или) обращения и получения реальной возможности ими распорядиться.

Особенность вымогательства в отношении к наркотическим средствам или психотропным веществам состоит в том, что при вымогательстве виновный требует передачи данных предметов или выполнения иных действий, направленных на их получение, но не изымает и не обращает их самостоятельно. Для вымогательства характерно то, что потерпевший сам передает виновному предмет или право на него, будучи вынужден к этому угрозами насилием, уничтожением или повреждением имущества либо распространением сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.

Вымогательство является оконченным преступлением с момента предъявления требования передачи наркотических средств или психотропных веществ, либо права на них под угрозой причинения вреда потерпевшему или его близким.

2.3 Субъективные признаки хищения либо вымогательства наркотических средств и психотропных веществ

Субъектом хищения либо вымогательства наркотических средств или психотропных веществ следует признавать физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления шестнадцати лет.

Установление общего возраста уголовной ответственности за рассматриваемое преступление обусловлено, с одной стороны, особенностями объекта и предмета преступления, а с другой, - законодательной техникой. Возрастной порог ответственности основан на типичном для определенных возрастных контингентов и реально присутствующем у конкретного лица правильном понимании ситуации правонарушения. Лица должны осознавать общественную опасность своего деяния.

Осознание лица, совершающего рассматриваемое преступление, осложнено тем, что оно должно осознавать не только общественную опасность самого факта незаконных изъятия или обращения, а равно незаконного требования передачи не принадлежащего ему предмета, но и то, что эта опасность повышается за счет того обстоятельства, что предметом преступления являются предметы, изъятые из оборота или ограниченные в нем в силу содержащегося в них серьезного потенциала опасности для общества.

К тому же, некоторые формы хищения вообще предполагают повышенный возраст ответственности - мошенничество, присвоение, растрата.

Исходя из требований законодательной техники, установление ответственности за отдельные формы рассматриваемого хищения усложнит применение уголовного закона, сделав его излишне казуальным. Предусмотреть же в ст. 20 УК РФ дифференцированный подход к возрасту ответственности (по ст. 229 УК РФ) невозможно без деления хищения на формы. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости установления единого для всех форм хищения и для вымогательства наркотиков возрастного порога[17].