Смекни!
smekni.com

Срисунка начинается всякое изображение формы, он лежит в основе всех видов изобразительного искусства. Ещё Микеланджело писал: Рисунок… есть наивысшая точка и (стр. 3 из 5)

Однако печатных книг с иллюстрациями по архитектуре этого времени не отмечено. В середине ХV в. бумага получила широкое распространение и использовалась для эскизов и набросков. Сохранились рисунки этого времени, которые составляют коллекции музеев и библиотек, как, например, коллекции рисунков Леонардо да Винчи. Среди них есть изображения архитектуры, механизмов, виды местности и т.п. Появились рисунки с натуры фрагментов архитектуры прошлого и поисковые зарисовки и эскизы. Они частично опубликованы в разных исследованиях и коллекциях и проливают свет на роль вспомогательной графики в процессе строительства крупнейших и значимых сооружений конца ХV века. Среди рисунков по архитектуре Леонардо да Винчи есть эскизы планов и объемных изображений центрических сооружений, крепостей и т. п., которые условно назовем вспомогательными рисунками. В основном архитектура еще тесно связана с традициями Средневековья в строительстве, хотя и оставалась за пределами поля печатной графики, но постепенно вырабатывались графические способы ее изображения, они совершенствовались, расширяя и уточняя свои функции наглядного представления, обеспечивая обновление творческого процесса архитектора. Печать конца ХV века связана с архитектурой и изданиями Витрувия, но первоначально без каких-либо изображений. Как отмечал Габрический, в Средние века Витрувий (Десять книг по архитектуре. Iв. до н. э) не был забыт. «Древнейшие дошедшие до нас списки трактата датируются IХ-ХI вв.» Из пояснений следует, что из известных 55 списков 15 относятся к IХ-ХI вв., остальные к ХIII-ХV. Все восходят к одному, не дошедшему до нас архетипу13. До ХУ века трактат дошел без каких-либо графических изображений, хотя, как показывают ссылки в тексте, пояснительные таблицы в трактате Витрувия когда-то имелись. Чтобы представить каков был их характер, можно обратиться к образцам изображений, таким как показанный в предыдущей статье «Форма Урбус» - фрагмент плана античного Рима, а также к изображениям древних машин и сооружений. По-видимому, это были схематичные линейные и объемные рисунки. Таблицы Витрувия не сохранились потому, что в период Средневековья слово представлялось истинным способом выражения знания, и древние тексты рассматривались источником мудрости, а изображение представлялось недостоверным. Трактат Витрувия, написанный на староримском языке, включавший греческие выдержки из еще более древних источников, был труднодоступным для понимания и его тексты изучались и получили различные толкования. Как показывают исследователи, первый перевод для печатного издания Витрувия выполнил Джованни Сульписио, оно появилось в Риме между 1486 и 1492 годами, по другим источникам в1484-1486 годах14. Первая публикация Витрувия вышла в свет без каких-либо рисунков. Затем она была напечатана также во Флоренции (1496 г.) и Венеции (1497 г.)15. И только в 1511 году был опубликован новый перевод Витрувия на итальянский язык с иллюстрациями, выполненными фра Джованни Джиоконда да Верона (1433-1515 гг.) (рис. 3). Эта книга содержала 136 гравюр и была напечатана в Венеции Джованни Таччино16. Знакомый с трудами Д. Мартини, Д. Джиоконда к труду Витрувия сделал свои рисунки в виде схематических и перспективных изображений и разграничил их рамками. Показав схемы планов и фасадов, он последовательно соблюдал обязательное условие рассмотрения формы под прямым углом. Для разъяснения и уточнения текстов Витрувия Д. Джоконда выполнил иллюстрации в перспективе, показывая графические переложения словесных описаний, чем выявил собственное понимание графического представления архитектуры. Джорджио Вазари высоко ценил его творчество и в биографии охарактеризовал как художника «огромной учености и знания».

К середине ХVI столетия приемы начертания и типы изображений архитектурных форм синтезировались с проекционными операциями между схематическими изображениями в целостную систему, объединенную масштабом. Сложение этой системы изображения архитектуры проходило практическим путем, но консолидирующую роль в этом процессе играли печатная гравюра и книга. Вслед за изданиями С. Серлио в 1554 году Пьетро Катанио ( род. ок.1510 г.– умер после 1571 г.) выпустил «Четыре книги по архитектуре», в которой его архитектурная графика упрочивала порядок последовательного расположения изображения планов и фасадов. «Комментарий к Витрувию» Д. Барбаро с иллюстрациями по рисункам Палладио(1508-1580 гг.) (рис.9)1556 г. также способствовал утверждению схематических изображений: плана, разреза, фасада как связанного целого. Все это потеснило объемные рисунки и макеты как образцы изображения архитектуры, применяемые при строительстве и представлении проектов обществу. С развитием печати в ХVI веке функции архитектурной графики расширялись, гравюры и книги по архитектуре не только усилили распространение специальных знаний, но не мало способствовали изменению творческого процесса архитекторов, и в конце концов оказывали влияние на формирование культуры Нового времени.

Не ограничиваясь рамками геометрии, архитектурная графика включалась в общие процессы развития культуры, специфически преломляясь в архитектуре как виде искусства и созидательной деятельности. Так, исследователь истории науки и техники Г. Бёме, рассматривая общую ситуацию ХVI века, отметил, что она отличалась единством науки и техники и раскрыл важную роль новых требований точности, которые отделились от стандартов, данных первоначальной парадигмой природы. «Для науки, напротив, универсальная сравнимость данных была с самого начала общим требованием. Имелась общая тенденция к унификации на уровне теории»21. Для архитектурной графики, включенной в общий процесс развития культуры, стандартизация и унификация были определяющими, но оставались сформулированными «первоначальной парадигмой природы» до конца ХVIII века, когда сложились основы начертательной геометрии, которые математически упорядочили правила начертания схематических изображений и их применение в обобщающих изображениях. В ХVI веке, несмотря на отсутствие специальных знаний правила проецирования совершенствовались, опираясь на художественный опыт и практику приемов изображения. Вычерчивание построек по Витрувию выявило разные толкования описанного и представляемого в образах. Это обострило необходимость поиска объективности применения условностей при изображении. А. Палладио посещал Рим, где изучал и обмерял античные постройки. Поездки эти повторялись (предположительно в 1544, 1546 и 1550 гг.). В 1554 г. по своим собственным обмерам он опубликовал книгу «Римские древности». Как сообщает К. Джобст, в 1537 и 1540-х годах Палладио встречался в Виченце с С.Серлио и был знаком с его III и IV книгами по архитектуре, в которых отобразились уже устоявшиеся правила изображения. Как это видно из гравюр, например, «Пантеон в Риме», Серлио не соблюдал строго условности схематических изображений, его графика опиралась на взаимообусловленные правила изображения под углом 90о, в одном масштабе с проецированием основных точек конфигураций, при этом плоскостная интерпретация изображения сочеталась с объемной. Используя на практике представления об архитектуре прошлого, Палладио пришел к мысли о написании собственного трактата. Он назвал его «Четыре книги об архитектуре». Его первое издание выполнил Доменичо де Франсеши в Венеции в 1570 году22.

В 1540-е годы обычаи использовать традиционные и новые приемы еще не получили научного обоснования в полной мере, но их логическая канва, добытая практикой, позволяла оперировать масштабом, проекциями при обязательной стандартизации изображения, обусловленного точкой зрения (профиль, анфас). Необходимость соблюдения набора условий, связывавших схематические изображения архитектуры в дискретное целое, обозначилась в начале ХVI века и утвердилась в творчестве мастеров в конце века в виде ортографии. Вершиной этого процесса оказался всеми признанный трактат Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре». Изображения этой книги отличались ясной ориентацией плоскости, в которых показаны фасады и сечения; последовательно соблюдалась связь между размещением схематических изображений и назначением осей, что упорядочило их чтение, и это было важно для времени, когда сама суть чертежей осознавалась узким кругом профессионалов художественной деятельности, недавно выделившейся из ремесла. Они представляли в графике свои архитектурные идеи, осуществление которых еще только велось или предполагалось, тем самым показывали замыслы в проектном виде. Позже сооружения с изменениями еще долго достраивались. Таким образом, осуществлялась главная функция архитектурной графики: представлять проект задолго до его строительства и вносить в него изменения по мере необходимости. Архитектурно-графическое изображение теперь стало приспособленным для процесса разработки архитектурных форм и открывало возможности выявлять характер произведений архитектуры и использовать выразительность напряженной статики симметричных композиционных решений или динамическое развитие форм в пространстве. Натуральный образец архитектуры сменился графической композицией, как писал Палладио: «Изображённая здесь композиция была сделана мною, …и сделал для них нижеследующую композицию …»23. Выработанная система условностей и типов изображений позволяла экспериментировать с архитектурными формами и моделировать объемы и пространство на бумаге.