Смекни!
smekni.com

3. Революционная доктрина Н. Г. Чернышевского заключение список использованной литературы (стр. 2 из 2)

Для середины XIX в. агентом социальных перемен стал разночинец-демократ - человек, вступивший в мир при менее благоприятных условиях, чем дворянин, имевший другой социальный опыт, вышедший нередко из «низов» и хорошо знавший народную жизнь. Отличительными чертами разночинцев были: наличие образования или стремление к нему, избавление от родительской опеки, ига патриархальной семьи, полезная общественная деятельность (работа в школах, больницах, занятия научной и литературной деятельностью...).

Мироощущение, умонастроение разночинцев отличались критическим отношением ко всем сторонам российской действительности, практически все общепринятые ценности, нормы подвергались сомнению. Непримиримость к социальной несправедливости, политическому и духовному гнету, представление о долге перед народом, стремление служить ему, ожидание перемен также характерно для них. Эти «новые» люди концентрировались в обеих столицах, преимущественно в Петербурге, где сложилась социальная ситуация, далекая от традиционного, патриархального уклада страны. Обновлялись и развивались идеи 30-40-х годов, утверждались новые представления, разрушались старые общественные установки.

История нигилизма вобрала в себя целую систему социологических, политологических, философских и др. понятий, содержание которых свидетельствует о том, что она обретала ту или иную актуальность в зависимости от характера социального времени и, прежде всего, политического строя. Изначальная сложность этого содержания вовсе не говорит о том, что она абсолютна в своей последней инстанции. Скорее, наоборот, активный трансформационный динамизм социально-политических метаморфоз, развернутых во времени, говорит об относительности тех понятий, которые, так или иначе, формировали определенную концептуальность нигилизма. Если при этом мы учтем то положение, что следует брать во внимание зависимость содержательности нигилизма от детерминирующего воздействия субъективного фактора, социальное поведение которого, как, впрочем, и другие формы его жизнедеятельности, отличаются определенной непредсказуемостью, то нигилизм именно как социокультурный феномен представляет не только определенную сложность, но и определенную актуальность. Далеко не все работы основоположников нигилизма имеют современное звучание. Но заложенная ими “тайна” того феноменального в истории просвещения явления, которое именуется нигилизмом, до сих пор актуальна; она оказалась непреходящей.

С самого начала развития нигилизма его представители скорее были общественными деятелями, учеными, критиками, просветителями, но не нигилистами в чистом виде. Тем не менее за их словами, за их идеями стоял поступок, готовность пострадать за свои убеждения. Все это оправдывалось апелляцией к народу. “Феодализм упал, абсолютизм упал; упадет когда-нибудь и тираническое государство капитала”, – прогнозировал Писарев.[4]

3. Революционная доктрина Н.Г. Чернышевского

В 40-х годах XIX века на арену политической борьбы в России, сменяя дворянских революционеров, выступи­ли революционеры из разночинной интеллигенции.

Экономической основой такого перемещения револю­ционной инициативы от идеологов одного класса к идео­логам другого класса было развитие производительных сил, товарных отношений, развитие капитализма в стране.

Революционно-демократические и материалистиче­ские теория были направлены на обоснование необходи­мости отмены крепостного права. Деятельность передо­вых русских естествоиспытателей также объективно способствовала подъему революционной инициативы общества…

Полный текст работы (14 стр.) вы можете получить обратившись к автору. Контактный e-mail: tgp2004@yandex.ru

Список использованной литературы

1. Антонов В. Ф. Историческая концепция Н. Г. Чернышевского: Учеб. пособие М.: МГПИ, 1992. - 86 с.

2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Редкол.: Э. Ф. Володин и др.; Послесл. А. Л. Андреева; Примеч. В. Н. Чекалова. М.: Наука, 1990.-220с.

3. Горохов П.А. Социальная природа правового нигилизма. Оренбург: изд-во ОГУ, 1998.-150с.

4. Кучевский В.Б. Философия нигилизма Фридриха Ницше. М.: Б. и., 1996.-166 с.

5. Никоненко В.С. Материализм Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.-162 с.

6. Хессин Н.В. Н. Г. Чернышевский в борьбе за социалистическое будущее России. М.: Мысль, 1982.-255 с.


[1] Горохов П.А. Социальная природа правового нигилизма. Оренбург: изд-во ОГУ, 1998. С.16-17.

[2] Кучевский В.Б. Философия нигилизма Фридриха Ницше. М.: Б. и., 1996. С.81.

[3] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: ЗАО «Сварог и К», 1990. С. 280.

[4] Горохов П.А. Социальная природа правового нигилизма. Оренбург: изд-во ОГУ, 1998. С.29-31.