© www.akademos.ru, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1. Понятие "нигилизм"………………………………………………………...3
2. Социальная характеристика нигилиста…………………………………...6
3. Революционная доктрина Н.Г. Чернышевского……………………….…9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...………………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...14
Полный текст работы (14 стр.) вы можете получить обратившись к автору. Контактный e-mail: tgp2004@yandex.ru
ВВЕДЕНИЕ
Выбранная мною тема "Нигилизм, нигилисты и революционная доктрина Чернышевского" представляется достаточно интересной. Изучение этой темы позволяет понять общественно-политические взгляды будоражившие Россию 1850-1860-х годов.
Нигилизм, как и любое социально-политическое явление, имеет свою историю.
На 50-60-е годы XIX века приходится волна отрицания существующего порядка, распространение идеологии нигилизма. Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали "эгоизм, основанный на разуме". В то же время молодежь находилась под влиянием социалистических идей романа Чернышевского "Что делать?" (1862).
Логика развертывания феномена нигилизма свидетельствует о том, что в чисто психологическом плане в нигилизм включают лишь негативное содержание: нигилист-де в своей деятельности априори противопоставляет свою деятельность устоявшимся законам, традициям и обычаям. Однако более пристальное внимание к нигилизму дает основание говорить о том, что в своем историческом развитии он явно тяготеет к гуманистическим идеалам. И выясняется, что наличие разных объяснений его говорит не столько о слабости аргументации исследователей этого феномена, сколько о необходимости заниматься им. Различные плюралистические тенденции и направления в интерпретации нигилизма – все это суть объективные признаки нигилизма как концептуального понятия.
В данной работе анализируется понятие "нигилизм", социальная характеристика движения нигилистов. Также рассмотрены идейные убеждение и революционные взгляды Н.Г. Чернышевского легшие в основу концепции революционного народничества.
1. Понятие "нигилизм"
Критические умонастроения вылились в общественное движение в конце 1850-1860-х гг., категорически отрицавшее господствующую идеологию, мораль, нормы поведения, получившее название «нигилизм» (от латинского «nihil» - ничто, этимологически восходящее к понятию «nihilum», что означает «ни единой малости», «ни волоска»), возводящее отрицание в собственно цель и вербовавшее своих сторонников по принципу неприятия существующей действительности.
В публицистическом смысле понятие нигилизм употребил Н.И.Надеждин в статье “Сонмище нигилистов” в журнале “Вестник Европы” в 1829 году. С помощью публицистического жанра Надеждин попытался отразить новые литературные и философские тенденции своего времени.
В дальнейшем, как известно, идеи нигилизма развиваются Д.И.Писаревым, Н.Г. Чернышевским, И.С. Тургеневым и др., но преимущественно в литературе, хотя с определенным философским подтекстом.
Идеологом нигилизма в России был Д.И. Писарев. Этот “коновод нигилистов” сформулировал принципы “ultimatum” своего времени. “Аристократизм” духа его критики подвергал абсолютному отрицанию любую “постепенность”, любое “приспособленчество”, “соглашательство”: никакого “революционного слова” – только “дело” – вот альфа и омега революции как формы “общечеловеческой солидарности.
Не все, кого называли нигилистами, стояли на позиции тотального отрицания. Как и всякое значительное социальное явление, нигилизм не был однороден. Для одних он был высокой миссией высвобождения сознания от иллюзий, формированием трезвого взгляда на мир, утверждением новых идеалов, для других - отрицанием как таковым. Современники мучительно пытались определить суть и границы этого явления. «Нигилизм у всех на языке, все о нем толкуют как о предмете, известном и определенном, хотя никому не приходит в голову объяснить смысл этого слова и характер тех явлений, которые хотят им обозначить», - писал М.А.Антонович на страницах «Современника» в 1863 г.
Нигилисты отвергали идеалистическую философию, религию, деспотизм во всех его проявлениях. Требовали свободу личности, равноправия женщины, проповедовали «разумный эгоизм», утилитаризм, придавали большое значение естественным наукам и опытному знанию. Они считали, что мораль старого общества препятствует развитию личности, поэтому цель была определена как «расчистка места» и создание нового человека.
Понятие «нигилизм» напрямую связывалось современниками с понятиями «аморализм» и «атеизм». Нигилизм - это не только умонастроение, но и манера поведения, определенное отношение к обществу.[1]
Ницше впервые дал определение понятию «нигилизм». «Что означает нигилизм? – спрашивает он и отвечает: «То, что высшие ценности теряют свою ценность … нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?». Глубокая идея заложена в этом определении понятия «нигилизм» – нигилизм возникает там, где жизнь обесценивается, где потеряна цель и нет ответа на вопрос о смысле жизни, о смысле существования самого мира. Нигилизм – это явление, связанное с переоценкой высших ценностей, именно тех ценностей, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей.[2]
Автор трактата «Европейский нигилизм» М. Хайдеггер связывал нигилизм со смертью христианского Бога, когда этот «христианский Бог» утрачивает власть над предназначением человека. Интересно, что нигилизм на русской земле также имеет религиозные корни. Мысль о смерти Бога лежит в основе всякого обоснования нигилизма в России. Иными словами, мы никуда не можем здесь деться от знаменитых слов Ивана Карамазова: «если Бога нет…», – хотя далее из его рассуждений следует, что речь идет не столько о том, что действительно Бога нет, сколько о том, что люди думают, будто его нет. Для Ф.М. Достоевского очевидно, что моральное разложение начинается именно с мысли, что Бога нет; об этом он писал и в «Подростке»: «Великая прежняя идея оставила их…».
Проводя сравнение между верой в Бога и нигилизмом, Хайдеггер отдает предпочтение последнему как «долговечному событию», как господствующей истине о том, что все прежние цели сущего пошатнулись. Нигилизм у Хайдеггера – это свободная и чистая задача установления новых ценностей, освобождение от прежних ценностей как освобождение для некой переоценки всех этих ценностей. Хайдеггер определил нигилизм как «историческое движение, а не какое-то кем-то представленное учение или воззрение. Нигилизм – это не просто историческое явление среди других явлений, не только духовное течение наряду с другими – христианством, гуманизмом и просвещением – в рамках европейской истории. Нигилизм по своей сущности – основное движение в истории Западной Европы. Это движение обнаруживает такую глубину, что его развертывание может иметь следствием только мировую катастрофу. Нигилизм есть всемирно историческое движение народов земли, втянутых в сферу влияния современности».
Русский народ всегда оказывался народом, который воплощал в жизнь самые смелые идеи европейцев. Исторически нигилизм зародился не на русской земле, но, пройдя всю Европу, только у нас явился в таких безобразных и крайних проявлениях. «Нигилизм есть характерно русское явление, в такой форме неизвестное Западной Европе… Русский нигилизм отрицал Бога, дух, душу, нормы и высшие ценности».[3]
2. Социальная характеристика нигилиста
Демократизация системы народного просвещения, появление большого числа специалистов с высшим образованием из дворян и разночинцев значительно расширили круг интеллигенции. Российская интеллигенция - уникальное явление социальной жизни России, возникновение которого можно отнести к 30-40-м годам XIX в. Это небольшой слой общества, безусловно связанный с социальными группами, профессионально занятыми умственным трудом (интеллектуалами), но не сливающийся с ними. Отличительными чертами интеллигенции стали высокая идейность и принципиальная направленность на активное противодействие традиционным государственным началам, основанные на восприятии западных идей.
В 1862 г. появился роман Тургенева «Отцы и дети», в котором автор описал на примере главного героя Базарова типические черты шестидесятника, назвав его «нигилистом». И хотя до Тургенева слово существовало и употреблялось, оно стало общепринятым термином, обозначающим новый тип человека, определенное явление общественной жизни, только после публикации романа.
В конце 50-х - начале 60-х гг. XIX в. Россия переживала глубокий социальный, экономический, политический кризис. Реформы, структурные сдвиги в экономике, процессы дезорганизации в обществе привели к изменению его социальной структуры: фиаско и уход с политической арены одного класса и вступление на арену общественной жизни другой политической силы - не класса, а смешенной социальной группы, состоящей из выходцев из различных классов, сословий. Определяющими характеристиками этой группы были: быстрая, преимущественно нисходящая социальная мобильность, потеря связи со своей средой, утрата в силу социально-экономических преобразований средств к существованию, а с ними и морально-нравственных установок, идеалов, ценностей и норм поведения своей среды. Шел процесс выработки новой ценностно-нормативной базы, моделей поведения, образа жизни. Определялось новое видение мира, претензии на влияние.
Так как дворянство являлось главным носителем культуры, просвещения, исторической традиции, оно было незаменимо при слабости русской буржуазии и темноте крестьянства. По сути, часть дворян взяла на себя роль 3-го сословия и выступила против собственных привилегий. Кризис 1859-1861 гг. подвел черту под революционностью дворянства как класса.