Смекни!
smekni.com

Н. В. Гоголь в знаменитой статье «Живопись, скульптура, музыка», осмысливая, что потеряло бы человечество без каждого из этих искусств, восклицает: «Но что было бы с миром, если бы не было тебя, музык (стр. 4 из 5)

АРХИТЕКТУРА

Состав дошедших до нашего времени памятников весьма ограничен, так как сохранились преимущественного каменные и кирпичные постройки: храмы, значительно реже дворцовые сооружения и крепости. Поэтому представления об истории древнерусского зодчества в какой-то мере односторонней и приходится прибегать к гипотезам и реконструкциям.

В первой половине X века местными мастерами Киева был сооружён первый христианский храм – деревянная церковь Ильи.

Наиболее зримым следствием принятия христианства стало возведение храмов. В Киеве византийскими мастерами была возведена каменная церковь Пресвятой Богородицы.

В Чернигове в начале 1030-х годов началось строительство Спасского собора. Трехнефный восьмистолпный храм был заложен на строительство Софийский собор, пятинефный храм, окруженный двумя рядами галерей с двумя лестничными башнями, - его венчали 13 глав.

Кроме Софийского собора в Киеве были построены Иринский и Георгиевский храмы, а также Золотые ворота. Над ними была возведена небольшая церковь Благовещения.

Позднее, в 40-50-е годы XI века были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. В Новгороде при кладке стен был использован местный известняк; впоследствии стены оштукатурили. Так было положено начало привычной для нас традиции белоснежных храмов.

В центре города Киева был основан Андреевский (Янчин) монастырь (1086г.), а в 1129г был возведен Фёдоровский («Вотчь») монастырь.

Во второй половине XI века возводится Успенский собор Печёрского монастыря. По конструкции он ближе к Десятинной церкви: Трехнефный шестистолпный храм.

Последней значительной постройкой эпохи Киевской Руси является церковь Спаса на Берестове, построенная, возможно, при Владимире Мономахе. Шестистолпная, трёхнефная, с чётко выраженным нартексом ( западная часть помещения), лестничной башней и крещальней, значительно выступающими наружу. Её отличительной особенностью являлось то, что к западной её стене прилегал притвор с трёхлопастным сводом.

Вскоре в Киеве стали появляться храмы нового типа: Кирилловская церковь ( в начале 40-х годов), Георгиевская церковь в Каневце (40-е годы), а также ряд других, построенных в 70-80-х годах.

Укрепление экономики Москвы в XVI веке привело к интенсивному развитию строительства: Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524-1525гг), Софийский собор в Вологде (2568-1570гг), Успенский собор Троице-Сергиева монастыря (1559-1585гг).

Самым древним из дошедших до нас русских храмов является Спасо-Преображенский собор в Чернигове, строительство которого начато до 1036 года. Это была придворная церковь князя Мстислава Черниговского. Высота её около 30 м. Среди всех древнерусских храмов это самый «византийский», то есть в наибольшей степени соответствующий византийскому стилю, но, как отмечают специалисты, и здесь уже присутствуют элементы русского своеобразия.

В 1037 году было начато возведение собора Святой Софии в Киеве по указанию Ярослава Мудрого, которой в годы своего правления развернул в столице грандиозное строительство. Храм, посвящённый Софии – Премудрости Божией, стал центром главного города Киевской Руси. Высота центральных глав Софийского собора – около 29 м. по образцу этого храма Софийские соборы были построены в других центрах Руси: в Новгороде и Полоцке.

Хорошо сохранились некоторые храмы XII века: Успенский (1158-1185гг.) и Дмитриевский (1194-1197гг.) во Владимире, церковь святых Петра и Павла (сер. XII), новгородский собор Николая Угодника на Ярославовом дворе (1113г.), Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде (1119-1130гг.), новгородская церковь Спаса на Нередице (1198г.), Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1157г.)

Храм Покрова на Нерли во Владимире

До недавнего времени в литературе была принята датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче). Однако Изяслав погиб осенью 1165 года, и в течение зимы храм никак не мог быть построен. С. В. Заграевский, проведя анализ летописных источников, обосновал более раннюю датировку храма — 1158 годом (см. литературу по храму).

Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси.

По легенде, содержащейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и тем, что камень церкви Покрова отличается исключительной белизной (это наиболее высококачественный камень из всех белокаменных владимиро-суздальских храмов), а камень в Волжской Булгарии обладает серо-коричневым оттенком.

В конце XVIII века из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбского монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.

Храм Василия Блаженного на Красной площади

Храм Василия Блаженного (Покровский Собор) строился во время войны за покорение Казанского и Астраханского царств в 1552-1554 гг. После каждой значительной победы возле стоявшей на этом месте каменной церкви Живоначальной Троицы строилась деревянная церковь во имя того святого, память которого отмечалась в день очередной победы. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. В 1555-1561 гг. по велению Ивана Грозного зодчие Барма и Постник Яковлев (существует гипотеза, что это одно и то же лицо: Иван Яковлевич Барма) возвели на одном фундаменте восемь храмов, симметрично размещенных вокруг девятого. До конца XVI в. 65-метровый собор был самым высоким зданием в Москве.

На Красной площади, бывшей в те времена центром общественной и торговой жизни, москвичи привыкли видеть в любое время дня в пестрой и шумной толпе Василия Блаженного, в рубище, всегда босого. Человек этот родился в приходе Елоховского Богоявленского храма в 1464 г., в юные годы ушел из родительского дома, скитался по Москве, и шла за ним слава исцелителя и ясновидца. Знали его в Москве все - от торговца до царя Ивана Грозного, который не только принимал блаженного в своем дворце, прислушиваясь к рассказам о его видениях и советам, но и навещал его с царицей и царевичами у смертного одра. Летом 1552 г. Василий скончался и был погребен у Троицкой церкви. Когда через несколько лет храм Покрова достроили, могила оказалась у самой его стены.

Через тридцать лет по указу царя Федора Иоанновича над могилой Василия Блаженного появился новый придел. И с той поры мало кто помнит подлинное название храма во имя Покрова Божией Матери, а зовут его храмом Василия Блаженного. В 1672 г. в юго-восточном углу собора построили еще одну небольшую церковь над могилой другого московского юродивого - Иоанна Блаженного, похороненного здесь в 1589 г. В 1929 г. собор был закрыт. В 1991 г. в Покровском соборе вновь разрешены богослужения, хотя до настоящего времени храм является филиалом Государственного Исторического музея.

Посетители Храма могут услышать историю сооружения этого архитектурного и культурного шедевра русской культуры, увидеть интерьер Храма, посетить его Сокровищницу.

Золотые ворота во Владимире

Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.

Строили Золотые ворота княжеские мастера. Об этом свидетельствует княжеский знак, оставленный строителем на одном из белокаменных блоков. Постройка сложена в технике полубутовой кладки, широко распространившейся во владимиро-суздальском зодчестве. Строгие пропорции проездной арки, перекрытой мощным полуциркульным сводом, и особое изящество небольшой церкви наверху придавали сооружению величественный характер, хорошо соответствующий его назначению.

Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел пять входных ворот (кроме Золотых, это Медные, Иринины, Серебряные и Волжские). До наших дней дожили лишь Золотые ворота.

Это были самые парадные ворота города в XII—XIII веках. Ипатьевская летопись сообщает, что князь их золотом «учини», имея в виду, что они были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце и поражавшей воображение современников. Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки достигала 14 метров. Массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, примыкали к арочной перемычке, сохраняющейся и ныне. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. От настила сохранились лишь гнезда для балок в кладке стен. Вход на площадку осуществлялся через дверной, проем в южной стене, в толще которой проходила каменная лестница с ползучим коробовым сводом. На этом же уровне с противоположной стороны лестницы был выход на южную линию земляных валов. С севера на валы шел проход прямо с помоста через дверь в стене. Лестница же в южной стене вела далее на верхнюю боевую площадку, имевшую зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери. Она представляла собою довольно стройный храм уже знакомого по постройкам Юрия Долгорукого типа: квадратный в плане четырехстолпный с тремя алтарными апсидами с внутренними и наружными лопатками на стенах, тремя арочными порталами, цилиндрическим барабаном и скромным убранством в виде декоративного пояска, идущего посредине высоты фасада.