Красноармейский район Самарской области
Районные Кирилло-Мефодиевские чтения
Реферат
«Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры»
Реферат подготовила:
ученица 8 Б класса
Гребешкова Мария
МОУ Красноармейская СОШ
Научный руководитель:
учитель высшей категории
Жданова О.А.
Красноармейский район
2009г.
Содержание
I.Введение. Определение духовности 2стр.
II. Музыка 2-7стр.
III. Живопись 7-12стр.
IV. Архитектура 12-20стр.
V. Заключение 21стр.
Духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.
МУЗЫКА
Н.В.Гоголь в знаменитой статье «Живопись, скульптура, музыка», осмысливая, что потеряло бы человечество без каждого из этих искусств, восклицает: «Но что было бы с миром, если бы не было тебя, музыка!»
Замечательный русский философ И.А.Ильин в многочисленных трудах и лекциях постоянно связывал триаду: природа – население – культура – и подчеркивал тесную взаимосвязь этих трёх составляющих.
Чаще всего в музыкальных произведениях отражается национальные особенности их создателя, пространство, в котором он живёт. Если обратиться к русской музыке и познакомиться с биографией наших композиторов, то мы увидим, что большинство из них провели своё детство на природе, которая формировала их личность и миросозерцание, а впоследствии нашла отражение в музыке. Одного из величайших музыкантов – Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943) – дала Новгородская земля – край лесной, речной и озёрный. Вековые ели, берёзовые рощи, озёра. Сердце его – озеро Ильмень, оно донесло до нас былинные сказы. Новгородский край был когда-то центром, откуда по всей Руси расходились бродячие музыканты – скоморохи, игравшие на гуслях. На протяжении веков Новгород был главой русского церковно-певческого искусства. Служившие в новгородских церковных хорах певцы, так называемые распевщики, вносили в древние богослужебные напевы, некогда завезённые из далёкой Византии, русские народно-песенные черты. Славится Новгород и замечательным искусством колокольного звона. Старинное русское искусство колокольного звона пользовалось мировой славой. Почти нигде не применялся такой обширный набор колоколов от огромного с низкими «бархатными» звуками до маленьких, весело трезвонивших. Поэтому не случайно колокольный звон отражён в образах русской музыки.
С детства Сережа Рахманинов узнавал все колокола окрестных церквей. Многие годы спустя этот звон откликается во многих произведениях великого композитора. И прежде всего в его знаменитой поэме «Колокола», написанной для хора и оркестра на стихи Э.По в переводе К.Бальмонта. Сначала музыка выражает картину зимнего морозного вечера: мчатся сани, серебристым звоном заливаются колокольчики; всё наполнено атмосферой свежести и бодрости. Колокольный звон становится всё громче и явственнее. Но постепенно краски темнеют, и уже медным набатным звоном передается нарастание несчастий. А в конце поэмы звучит монотонно погребальный колокол; его резкое и порывистое звучание сменяется успокоением.
Колокольный звон стал лейтмотивом и многих других произведений Рахманинова: сонат, прелюдий и особенно знаменитого Второго концерта для фортепиано с оркестром - этой гениальной поэмы о Родине. Об этом концерте другой русский композитор, современник Рахманинова Н.К. Метнер скажет: «Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия». Медленная часть концерта наполнена красотой расцветающей природы.
Пронизан колокольными переливами и Третий концерт для фортепиано с оркестром. Один из рецензентов писал об этом концерте, что здесь вновь встаёт образ Родины, но уже иной: это Русь Алеши Карамазова, внешне тихая, неприметная, но полная глубокой духовной жизни, а некоторые части его дышат свежим сочным ночным воздухом степей.
Образы природы запечатлены во многих произведениях Рахманинова. Музыка его симфоний, например Первой, как бы овеяна чарами дремучих новгородских лесов, заставляющих вспомнить произведения П.И.Мельникова- Печерского. Картина северной русской природы пленяет своей неприхотливой красотой. О Второй симфонии известный музыкальный критик Б.В.Астафьев писал, что она полна пейзажных зарисовок и философских раздумий. Здесь и вьюга, и метель, и русская тройка. А в медленной её части «нежатся струи русской прихотливо извивающейся степной речки. Можно долго и далеко идти вдоль неё, любуясь сменами и оттенками окружающего пейзажа».
Сам Рахманинов говорил:»Иногда я пытаюсь выразить в звуках определённую идею, не указывая на источник вдохновения». Это так называемое программные сочинения. Так, его фантазия «Утёс», посвященная А.П.Чехову, навеяна чеховским рассказом «В пути»: в музыке звучит мотив утёса, напев тучки (эпиграфом фантазии служат начальные строки стихотворения М.Ю.Лермонтова «Ночевала тучка золотая на груди утёса – великана»). А кантата «Весна» написана на стихотворение Н.А.Некрасова «Зелёный Шум»; здесь слышится радостный гомон весны: серебристые переливы флейты и лёгкие пассажи скрипок передают шум «повеселелых сосновых лесов»,»белой берёзоньки», и весенние звоны всё ярче и ярче проступают в звучании оркестра.
А вот совсем противоположное сочинение – «Остров мёртвых», изображающее место вечного покоя с угрюмыми голыми скалами, свинцово – серыми волнами, панорамой моря. Рахманинов насыщает произведение философским содержанием, воплощая вечность жизни в непрерывном движении моря.
Романсы Рахманинова «Сирень», «Маргаритки»,»Буря», «Весенние воды» - это стихийный порыв пробуждающей природы; прелюдии и Этюды – картины, в которых много пейзажных зарисовок. Так, И.Е.Репин об одной из них писал : «Озеро в весеннем разливе, русское половодье», а итальянский композитор О. Респиги определил содержание другого этюда: «Это море и чайки»; одну из прелюдий охарактеризовал так: «Это мягкая картина летнего
вечера: тихо, лишь издалека доносится колокольный звон». Мелодии разных произведений Сергея Васильевича то «показывают» нам светлый пейзаж, то мелкий дождик, то морскую гладь. В одном из этюдов возникают образы дороги и несущейся птицы – тройки, а вокруг расстилаются широкие просторы и, как у Гоголя, «летит мимо всё, что ни есть на земле». Весеннее настроение одних этюдов, светлая печаль других напоминают картины русских художников – пейзажистов Левитана, Нестерова, Шишкина. Но почти во всех прелюдиях и этюдах – картинах Асафьев отмечал «присутствие» пейзажа, не живописно – изобразительного, а подслушанного в русском окружении чуткой душой музыканта.
Во многих музыкальных произведениях Рахманинова больше печали, чем радости. В далёком детстве однажды картина спиленной на глазах у Сережи вековой ели больно ранила его душу; мальчик закричал; эта душевная боль ощущается во многих его произведениях, особенно тех, которые были созданы в эмиграции. Третья симфония, по словам Асафьева, говорит «о многом, многом задушевном, пейзажно-русском : такое чувство охватывает, когда закатной порой в странствиях на Севере выходишь среди леса к озеру, лесом хранимому и завороженному, и поддаёшься очарованию тишины.
С.В.Рахманинов и на чужбине остался великим гражданином своей родины. Он писал:»Я считаю возможным отречься от своей Родины и стать гражданином США». Поэтому не случайна великая акция гражданственности и мужества, которую в конце своей жизни совершил русский композитор, когда он, уже тяжело больной неизлечимой болезнью, играл концерты, сборы от которых передал в советское посольство с США с надписью: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!»
В декабре 2005 года исполнилось 90 лет со дня рождения Георгия Свиридова, а В январе 2001-го - 3 года с той поры, как его не стало. Чем далее по времени отходит дата кончины композитора, тем сильнее звучит в нас его музыка. Мы видим в ней отблеск вечности, слышим музыку небесных ангельских хоров, понимаем, что если недавно жившему среди нас было дано слышать такие звуки, значит, небеса ещё не отвернулись от нас. О великом русском композиторе размышляет автор «Книги о Свиридове» - критик, музыковед, кинодраматург, заслуженный деятель искусств России Андрей Золотов.
Снег идет, густой – густой.
В ногу с ним, стопами теми
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?..
( Из Бориса Пастернака)
Снег идет…природа, которую так истово чувствовал Свиридов, тихо, по-русски простилась с ним неспешным кружением снежных хлопьев. Покой
и движение, печаль и свет, сиюминутное и вечное всегда и навечно в свиридовской музыке...
А. Золотову вспоминается первое исполнение кантаны Свиридова «Снег идет». Большим симфоническим оркестром и детским хором дирижировал Геннадий Рождественский. Тогда многих удивило обращение Свиридова к поэзии Пастернака, особенно – к неопубликованному, фактически запрещенному стихотворению «Душа». Это был один из Поступков композитора, по сути, обнародовавшего таким образом опальные пастернаковские строки об униженных и замученных.
Таких Поступков было в свиридовской жизни немало. Было и посвящение второй части «Патетической оратории» («Бегство Врангеля») трагедии народа в гражданской войне. Это если и не гимн белому движению, то объективно первый призыв к признанию равнозначности жертв той и другой стороны, обращение к чувству национального единения... Революция – для Свиридова – всеобщее потрясение, рождающее импульс и гигантский прорыв к коллективному единению. Ведь это, по сути, религиозная идея соборности. В этом смысле все творчество Свиридова- не только произведения на канонические культовые тексты, не только хоры к «Царю Федору Иоанновичу! И другим пьесам А.К.Толстого, не только «Песнопения и молитвы»- религиозно, духовно. Свиридов – фигура символическая, объединяющая: каждый определенным образом настроенный человек в нем признает своего- будь то скрипач, играющий на улице «Романс» из «Метели», или математик и философ Шафаревич, или музыкант-мудрец, учитель и почитатель Свиридова Шостакович…