И хотя прогноз мокрых лавин очень затруднен, тем не мене сильный дождь, глубокая оттепель среди зимы, бурное таяние весной - неоспоримые предвестники мокрых лавин.
Изложенные выше соображения позволили известному советскому лавиноведу Г.К.Тушинскому предложить классификацию лавин по состоянию образующего их снега.
Сухие (пылевидные) лавины возникают из свежевыпавшего или перевеянного метелью снега, а также от уплотненных ветром снежных досок и скоплений сухого фирна. Образуются они как во время снегопада, так и после него в результате накопления масс снега, слабо сцепленного со склоном. Непосредственной причиной схода лавины могут служить также внешние воздействия: падение карниза, камня, подрезание склона альпинистом или лыжником, внезапная перемена ветра, грозовой разряд. Лавина из сухого снега сопровождается облаком тончайшей снежной пыли, иногда достигающим огромных размеров. Увлекая за собой воздух, особенно при падении с отвесных участков, она вызывает мощную ударную волну, разрушительная сила которой не менее страшна, чем сама лавина. Человек, попавший в сухую лавину, даже если ему удастся избежать срыва, может задохнуться в снежной пыли.
Влажные лавины из свежего снега, падающего при положительных температурах, комкообразны и почти не пылят. Такие лавины в большинстве случаев сходят из-за перегрузки склона массой снега или механического воздействия камней, движущихся людей и т.п.
Если фирново-снежный склон пропитывается водой, то возникает плотная влажная фирновая лавина. Такие лавины особенно часты весной, когда проникающая в толщу фирна влага служит как бы смазкой между плотными слоями фирна. Наиболее мощные весенние лавины, очищающие склоны до самого грунта, носят название грунтовых. Лавина из влажного и мокрого снега особенно опасна своей тяжестью (плотность до 800 кг/м3) и способностью быстро смерзаться. Попавший в нее человек практически лишен возможности самостоятельно выбраться.
Редко кто видел момент возникновения лавины. Его представляют большей частью по следам, оставленным на снежном склоне. Таким образом установлено, что лавины возникают либо "из точки", когда нарушается устойчивость очень малого объема снега, либо "от линии", т.е. в результате отрыва значительного по площади и объему пласта снега. Первый случай характерен для лавин из рыхлого снега, второй - из снежных досок.
Лавина из снежной доски или лавина от линии начинается в результате нарушения устойчивости значительного по площади и объему пласта снега. Она начинается с образования трещины и дальнейшего растрескивания снежного покрова. Трещины распространяются с большой скоростью, часто с треском. Чтобы снежная доска сошла в виде лавины, вся она должна быть опоясана трещиной. Верхняя часть такой трещины называется линией или ступенью отрыва. Слева и справа образуются боковые или фланговые трещины (ступени). В нижней части трещина образует подгорную ступень.
Растрескивание снежной доски - только видимый результат других механизмов, действующих в момент потери снежной доской устойчивости. Снежная доска, лежащая на склоне, всегда напряжена. В зависимости от формы подстилающей снег поверхности, ее микрорельефа, толщины снежного покрова, контура и толщины подстилающего ослабленного горизонта в доске возникают зоны сжатия и растяжения. Может быть, по крайней мере три варианта механизма нарушения устойчивости. При первом - снежная доска сначала сдвигается по плоскости ослабленного слоя, а уже потом образуется линия отрыва, подгорная и боковые трещины. При втором - сначала образуется трещина на линии отрыва и лишь затем - сдвиг доски по ослабленному слою При третьем - снежная доска проседает на ослабленном гори зонте, сминая и разрушая этот слой. В это же время образуются опоясывающие ее трещины, а потом начинается движение.
Лавинное тело может скользить, лететь, катиться и даже прыгать, меняя характер своего движения от места отрыва до момента остановки, в зависимости от типа первоначально вовлеченного и присоединившегося по пути снега, скорости лавинного тела и геометрии подстилающей поверхности. Скорости лавин колеблются в чрезвычайно широком диапазоне - от 1 до 100 м/сек (движение снега со скоростью менее 1 м/сек рассматривается как сползание). По мере разгона снег деформируется, крошится, обращается в пыль. Лавина, состоящая из мокрого снега, на некоторых участках движения формируется как однородное по виду тело, движущееся как единая масса, а при изменении скорости может сбиваться в округлые глыбы, и комья.
При движении по ровному склону лавинное тело обретает форму выпуклого серповидного вала; двигаясь же по хорошо вырезанному в рельефе руслу, приобретает грушевидную форму с явно выраженной головной частью. Пылевидная лавина воспринимается наблюдателем как облако, быстро летящее вдоль поверхности склона.
В узких каньонообразных участках русла глубина (толщина) головной части лавины может достигать десятков метров. На крутых поворотах русла часть движущейся массы "заплескивается" на берег, а со встречающихся по пути обрывов лавина низвергается, как водопад.
В процессе движения изменяется структура лавинного тела - от сыпучего рыхлого снега и обломков снежных досок до связной текучей консистенции или, наоборот, до пылевого облака.
В зоне отложения, на пологой части склона, сошедший снег остается в виде лавинных конусов различных размеров и конфигураций.
Что касается движущейся впереди фронта лавины воздушной волны, то по современным воззрениям это явление связывается с наличием массы сухого свежевыпавшего снега, движущейся по воздуху впереди скользящего снега. Эта масса обладает высокой скоростью, сравнимой со скоростью турбулизованного атмосферного потока, и может вызвать разрушения в радиусе более 100м от конуса выноса сошедшего снега за счет ударной воздушной волны.
Ориентируясь на характер снега, склонов и условия погоды, можно составить представление о конкретных признаках лавинной опасности. Г.К.Тушинский рекомендует учитывать следующие климато-метеорологические факторы:
· высоту снежного покрова в сопоставлении с крутизной склона (15-градусный склон уже может быть лавиноопасен);
· состояние подстилающей поверхности при вновь выпавшем снеге (возможность возникновения слоев и плоскостей скольжения);
· новый высокий снег, способный вызвать незамедлительный сход лавины (толщина слоя более 30 см может рассматриваться как критическая, особенно если снегопад сопровождается ветром);
· тип нового снега (кристаллы в виде тонких ледяных игл формируют легкоподвижный "дикий" снег, лучистые снежинки - материал для лавин из рыхлого снега);
· плотность нового снега в сравнении со средней плотностью, характерной для данного района (большая разница в ту или другую сторону-сигнал лавинной неустойчивости);
· интенсивность снегопада, исключающую возможность оседания и стабилизации (при интенсивности снегопада более 2 см в час следует ожидать падения лавин);
· характер оседания снега как фактор устойчивости снежного покрова (если верхний горизонт выпавшего снега затвердел, а нижний осел, можно ожидать лавин);
· ветер и интенсивность метелевого переноса (сам факт метели следует рассматривать как признак нарастания лавинной опасности);
· температуру и ее разностороннее влияние: при температуре, близкой к нулю, и свежем высоком снежном покрове лавины либо сходят сразу, либо за 2-3 суток снег оседает и лавины не сходят;
· во время сильных оттепелей или после дождя обычно сходят мокрые лавины;
· низкие температуры воздуха выхолаживают поверхность, и метаморфические процессы внутри снежной толщи приводят к появлению горизонтов разрыхления, вызывающих сход лавин замедленного действия.
О лавиноопасности конкретного района могут свидетельствовать многие геоморфологические и геоботанические признаки. Морфология лавиносборов, лавиносбросов и лотков влияет на размеры лавин и частоту их падения. Лавины, зародившиеся в небольших, но крутых бороздах и воронках, незначительны по объему, но падают почти после каждого снегопада и воспринимаются как традиционные. В то же время лавиносборы в форме каров накапливают в течение зимы большое количество снега, а лавины сходят весной.
Следы движения лавин в виде параллельных гряд обломочного материала, конусы выноса лавин в виде снежников и лавинной обломочной горной породы (лавинного мусора), лавинные ямы и бугры, сформированные ударами лавины из аллювиального материала, также дают некоторое представление о возможных местах схода лавин и даже об их размерах.
Густой хвойный лес на склонах - довольно верный признак отсутствия лавин. Лавинный склон характеризуется чередованием ярко-зеленых полос лиственного леса среди темной зелени хвойных древостоев. Зимой вместо зеленых полос видны белые полосы лавинных лотков. Лавины уничтожают прежде всего хвойные деревья, имеющие поверхностную корневую систему, а лиственные породы сохраняются в угнетенном состоянии. Характер травостоя в местах лавинных снежников тоже отличается от основных склонов.
Безусловную опасность представляют снежные доски на подветренных склонах и подкарнизные склоны. Отрыв и обрушение карниза возможны как следствие сильного ветра, оттепели, фена, так и неосторожных действий альпинистов.
Продолжая перечень морфологических признаков лавиноопасности, следует помнить, что наиболее безопасны широкие долины с террасами на склонах и средняя часть широких ледниковых долин. Ущелья с террасами, наклоненными в долину, способствуют образованию весьма опасных снежных сбросов. В таком ущелье-долине падение лавины с одного склона может спровоцировать такое же явление на противоположном. Особое внимание следует обращать на каналы стока горных ручьев, которые служат естественными лотками для снежных масс, скапливающихся в водосборных воронках.