Смекни!
smekni.com

Международные инициативы по созданию международных могильников и хранилищ радиоактивных отходов в России (стр. 2 из 5)

Но так как в СССР и Российской Федерации существовали и существуют мощности только для переработки ОЯТ, находящегося в тепловыделяющих сборках определенного типа, ввоз после 1992 года осуществлялся и осуществляется де-факто просто на хранение.

На единственном заводе РТ-1, перерабатывающем ОЯТ гражданских АЭС, возможна переработка только тепловыделяющих сборок реакторов ВВЭР-440. В отношении отработавшего ядерного топлива реакторов типа ВВЭР-1000, завозимого из Украины и Болгарии, ситуация сложилась таким образом, что де-юре такое топливо поступает на переработку, но в отсутствии мощностей для его переработки де-факто (а значит незаконно) это ОЯТ будет храниться, причем храниться неопределенно долгий срок.

Скорее всего, для избежания подобных коллизий в 2001 году было изменено законодательство (см. соответствующий раздел). Кроме того начиная с 2000 года с момента начала изменения российского законодательства в отношении ввоза ОЯТ начало внедряться (пока в теории) понятие международного лизинга. С тех пор МАГАТЭ пытается активно легализовать ввоз ОЯТ через внедрение понятия лизинга в систему возврата ОЯТ в страну поставщика свежего топлива.

Однако, в соответствии с российским законодательством, институт лизинга неприменим к схемам возврата ОЯТ в страну-поставщика свежего топлива.

Лизинг - это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

В отношении ОЯТ лизинговые схемы предлагается использовать следующим образом. Российская Федерация передает во временное пользование свежее урановое топливо другой стране и по истечении эксплуатации возвращает это топливо уже в виде ОЯТ. При этом ОЯТ остается российской собственностью. Страна-получатель уранового топлива не выкупает его, а оплачивает только период его эксплуатации.

Однако в отношении ОЯТ лизинговые схемы неприменимы. В соответствии с российским законодательством, предметом лизинга могут быть непотребляемые вещи. На основании статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, непотребляемыми являются вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Это условие не имеет отношения к отработавшему ядерному топливу, так как при эксплуатации урановое топливо теряет свои ключевые свойства в процессе «выгорания» делящихся материалов и накопления внутри топлива нежелательных радиоактивных продуктов деления. Указанные обстоятельства приводят к существенному отличию свойств ОЯТ от свойств свежего топлива. Поэтому в случае возвращения ОЯТ лизингодателю они не могут быть повторно использованы по назначению в ядерных реакторах. Исходя из вышеуказанного, ОЯТ нельзя отнести к предмету лизинга, поскольку оно имеет отличные от свежего топлива свойства, то есть не является непотребляемой вещью.

3.2.2. Межгосударственные соглашения о хранении и захоронении РАО

В международной практике принято, что РАО, образующиеся при переработке ОЯТ, возвращаются в страну происхождения ОЯТ.

В отношении радиоактивных отходов, образующихся при переработке зарубежного ОЯТ, в СССР и Российской Федерации ситуация иная. По соглашениям между Советским Союзом и рядом европейских стран, возврат отходов - продуктов переработки - не регламентировался, и де-факто все отходы оставались на территории РСФСР.

Ниже приведены страны, чьи радиоактивные отходы – продукты переработки ОЯТ - размещены на территории России:

- Болгария

- Венгрия

- Чехия (ЧССР)

- Финляндия

- Германия (ГДР)

- Украина

По некоторым данным, в этом списке присутствует и Ирак.

С 1993 года такая практика официально была прекращена с принятием Указа Президента Российской Федерации №472 «О выполнении Российской Федерацией межправительственных соглашений о сотрудничестве в сооружении атомных электростанций за рубежом». В этом Указе появилась норма, предписывающая при подготовке новых межправительственных соглашений по вопросам эксплуатации АЭС за рубежом исходить из положения о возврате в страну, поставившую на переработку в Россию свое ОЯТ, радиоактивные отходы, образующиеся при переработке этого ОЯТ. В этой связи ряд соглашений был пересмотрен.

Исключением (известным авторам материала) стало незаконное распоряжение правительства Российской Федерации о невозврате РАО от переработки ОЯТ из Венгрии, принятое в 1997 году и отмененное решением Верховного суда в 2002 году.

В 2001 году, после принятия соответствующих поправок, возможность невозврата радиоактивных отходов, получаемых в результате переработки, была вновь восстановлена.

Других международных примеров о невозврате (захоронении) радиоактивных отходов – продуктов переработки чужого отработавшего ядерного топлива - у авторов материала в распоряжении не имеется.

3.3. Национальное законодательство

В мире нет национальных законодательств, разрешающих ввоз ОЯТ и РАО на окончательное захоронение.

Более того, например, законодательство Саудовской Аравии предполагает в качестве наказания за ввоз на территорию страны радиоактивных отходов смертную казнь.

С точки зрения администрации США (письмо помощника президента США Джона Гибсона от 12 августа 1996 года), «проект по сдаче в аренду уранового топлива мировым энергопроизводящим компаниям в обмен на их отработанное ядерное топливо и транспортировка этого топлива на промежуточное хранилище на атолле Пальмира имеет много существенных недостатков, которые перевешивают все достоинства. Законы, которые предполагается изменить или принять, могут способствовать тому, что территория США превратится в хранилище большей части мирового отработанного топлива – перспектива, с которой нынешняя администрация не может согласиться».

Исключением является законодательство Российской Федерации, в соответствии с которым возможен ввоз ОЯТ на технологическое временное хранение. Четкие сроки технологического хранения не установлены.

Такая законодательная позиция носит явно провокационный характер, так как ввоз на временное хранение не имеет экономического либо любого другого смысла. Более того, лишняя транспортировка ОЯТ сначала на временное хранение, а затем обратно предполагает дополнительные расходы и повышает риск аварий или террористической атаки. Кроме того, по мнению многих экспертов, в результате временного хранения возможна ситуация, при которой тепловыделяющие сборки, в которых содержится ОЯТ, станут непригодными для транспортировки в результате коррозии или других механических повреждений. В этом случае обратная транспортировка становится опасной и невозможной. А значит, ОЯТ в целях безопасности должно будет остаться в России уже навечно. Вывод о возможности окончательного захоронения (как цели - временного хранения) подтверждается российским законодательством, в соответствии с которым хранение ОЯТ рассматривается как этап подготовки к переработке или окончательному захоронению.

В этой связи интересно недавнее (12 апреля 2005 года) решение апелляционного суда города Кан (Caen, Франция), в соответствии с которым нахождение на территории Франции ОЯТ из Австралии на временном хранении расценено как незаконное.

4. Развитие идеи по созданию международных могильников

4.1. Международные инициативы в 70-90-е годы

С конца 70-х и до начала 80-х годов возможность создания международных центров по обращению с ОЯТ обсуждалась в рамках различных международных инициатив. Но вопрос о создании международных могильников или хранилищ не стоял так остро, как сейчас, учитывая наличие в тот период планов по широкомасштабной переработке ОЯТ. Под международными центрами понимались в первую очередь центры по переработке ОЯТ.

В качестве точки отсчета, когда хранение ОЯТ (пока в национальных рамках) начало приобретать интерес, можно указать начало 90-х годов – именно тогда проявилась невыгодность переработки ОЯТ, а пристанционные хранилища ОЯТ начали переполняться.

(Следует отметить, что еще с начала 70-х годов США, имеющие юрисдикцию над большой частью ОЯТ, отказались от его переработки в пользу прямого захоронения).

В 1997 году была подписана Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами, в соответствии с которой возможно размещение ОЯТ на территории другой страны при условии соблюдения требований безопасности и т.д., зафиксированных в Конвенции.

В 1998 году «в ответ на просьбу нескольких государств-участников, выражающих интерес в международном могильнике», МАГАТЭ подготовило принципиальной важности документ «Технические, институциональные и экономические факторы, необходимые для развития международных ядерных могильников» (TECDOC-1021), очертив те факторы, которые необходимо учитывать при реализации такого проекта.

С тех пор, по оценке МАГАТЭ, была проделана большая исследовательская работа, но среди практических результатов МАГАТЭ выделяет только возврат ОЯТ исследовательских реакторов, отличающегося высоким обогащением урана, и возврат ОЯТ с АЭС советского дизайна в СССР и Российскую Федерацию (см. раздел «Межгосударственные соглашения»).

4.2. Межгосударственные инициативы по созданию хранилищ в Российской Федерации в 90-е годы

Параллельно с международными инициативами руководство российского ядерного комплекса в 90-х годах в новых экономических условиях начало новую внешнюю политику. При участии руководства Министерства Российской Федерации по атомной энергетике появился ряд двусторонних инициатив, цель которых – организация международных хранилищ отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов на территории России.