Этим инициативам предшествовала первая неудачная попытка Минатома по легализации ввоза отработавшего ядерного топлива с АЭС западного образца на хранение. 25 января 1995 года был принят Указ Президента Российской Федерации, разрешавший такой ввоз. 4 апреля 1996 года соответствующий пункт Указа был отменен решением Верховного суда по иску представителей Гринпис России. Тем не менее, после первой неудачной попытки Минатом и другие профильные ведомства начали поиск потенциальных клиентов для организации международного могильника.
16 июля 1997 года правительство РФ по инициативе Минатома приняло закрытое распоряжение по организации приема ограниченного количества отработавшего ядерного топлива атомной электростанции «Пакш». Исходя из этого решения, в Российской Федерации предполагалось оставлять продукты переработки отработавшего ядерного топлива с венгерской атомной станции: «Выражая добрую волю и идя навстречу обращению венгерского правительства, принять в виде исключения ОЯТ АЭС «Пакш» в количестве 3550 отработавших сборок в «переходный период» на условиях предшествующей практики, т.е. без последующего возврата отвержденных радиоактивных отходов и продуктов переработки в Венгерскую Республику». Распоряжение правительства Российской Федерации, в соответствии с которым было принято это решение, было отменено решением Верховного суда РФ 26 февраля 2002 г.
В сентябре 1998 года был заключен секретный протокол о намерениях между Минатомом, швейцарской фирмой “Electrizitatagesellschaft” и германской фирмой «Internexco», в соответствии с которым швейцарская сторона выразила желание о доставке в Россию 2000 тонн ОЯТ швейцарского происхождения «для переработки на безвозвратной основе». Радиоактивные отходы, образующиеся в результате переработки ОЯТ, было предложено захоранивать в России. Российская сторона в лице Минатома подчеркнула, что подобные методы управления отработавшим ядерным топливом могут быть осуществлены «с учетом того, что в действующее российское законодательство будут внесены соответствующие поправки».
21 октября 1998 года официальные представители Российского научного центра «Курчатовский институт» совместно с компанией Asia Tat Trading Co. Ltd. (партнер компании The Thaipower company) подписали многосторонний протокол о намерении создания на острове Симушир (Сахалинская область) международного хранилища радиоактивных отходов.
В конце 90-х годов также начались активные консультации с коммерческими кругами США по вопросу о возможном захоронении в России отработавшего ядерного топлива американского происхождения на коммерческой основе. Как один из результатов такой деятельности в США появилась организация «Траст по нераспространению» (Nonproliferation Trust - NPT). NTP предложил проект захоронения в России 6000 тонн ОЯТ американского происхождения из Тайваня. Для контроля за проектом предложено создать так называемый Фонд развития Минатома. В качестве попечителя Фонда предложено поставить бывшего высокопоставленного сотрудника ЦРУ (цитируется по тексту приложения к проекту российско-американскому контракта).
31 января 2000 года Департамент по энергетике США подготовил доклад «Technical Framework to Facilitate Foreign Spent Fuel Storage and Geologic in Russia» об организации могильника для отработавшего ядерного топлива американского происхождения. В докладе указывалось на невозможность организации такого хранилища при действующем российском законодательстве и необходимость изменения законодательства: «Российскому правительству следует изменить ряд действующих законов и войти в договор с правительством США, чтобы гарантировать создание хранилища для ОЯТ из Тайваня…»
Необходимо отметить, что между Росатомом и администрацией США пока существуют разногласия, препятствующие организации такого могильника на территории России. Администрация США отказывается передать ОЯТ американского происхождения на хранение Росатому по двум причинам: строительство АЭС в Иране и желание Росатома не захоранивать, а перерабатывать ОЯТ, в результате чего будет выделено 200 тонн плутония. Руководство Росатома и министр Румянцев лично ведут переговоры с администрацией США с целью преодоления позиции США по вопросу об АЭС в Иране и переработке ОЯТ.
Таким образом, с конца 90-х Минатом осуществлял и, возможно, осуществляет до сих пор совместные с правительством США и рядом других стран проекты по организации временных хранилищ ОЯТ и могильников для РАО (в том числе для неперерабатываемого ОЯТ) на территории Российской Федерации. В рамках этого проекта уже изменено российское законодательство о ввозе тепловыделяющих сборок из-за рубежа.
4.3. Изменение законодательства в России в 2000-2001 гг.
Законодательство начало активно меняться после выхода доклада Департамента энергетики США «Technical Framework to Facilitate Foreign Spent Fuel Storage and Geologic in Russia». Через несколько месяцев после его появления начиная с осени 2000 года в Государственной Думе начались дебаты по изменению законодательства. В результате активного противостояния со стороны общества, когда было собрано 2,5 миллиона подписей для инициирования национального референдума против ввоза радиоактивных отходов, поправки в законодательстве оказались не такими, какими их хотели бы видеть Росатом и Департамент энергетики США. Ниже приведена сравнительная таблица российского законодательства до и после поправок 2001 года.
Таблица 2. Сравнение российского законодательства до и после принятия поправок о ввозе отработавшего ядерного топлива
Законодательство до 2001 года** | Законодательство после 2001 года |
Запрет на (временное) хранение и захоронение | Запрет на захоронение. Разрешение временного (технологического) хранения |
Ввоз ОЯТ только на переработку | Ввоз ОЯТ на переработку и временное хранение |
Обязательный возврат отходов переработки в страну-поставщик ОЯТ | Необязательный возврат отходов переработки в страну-поставщик ОЯТ |
Ввоз ОЯТ с АЭС советского, российского и зарубежного дизайнов при условии наличия перерабатывающего предприятия и лицензий у него на соответствующую деятельность по переработке ОЯТ | Ввоз ОЯТ с АЭС советского, российского и зарубежного дизайнов, если проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, обоснованы общее снижении риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта. Для этого предполагается осуществлять ввоз ОЯТ в рамках «единого проекта осуществления внешнеторговой сделки, связанной с ввозом в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов из иностранных государств и реализацию специальной экологической программы, финансирование которой осуществляется за счет средств, полученных от указанной внешнеторговой сделки». |
* Регламентировалось постановлением Правительства РФ от 29 июля 1995 г. N 773 «Об утверждении порядка приема для последующей переработки на российских предприятиях отработавшего ядерного топлива зарубежных атомных электростанций и возврата образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов».
Необходимо отметить, что изменение законодательства сопровождалось пропагандистской риторикой о необходимости завоевания международных рынков по переработке ОЯТ, что явно не соответствует действительности. На сегодня мощности по переработке ОЯТ недозагружены и интерес к переработке ОЯТ падает как таковой. Наоборот, существует огромный интерес к организации международных центров по хранению и захоронению ОЯТ. Именно поэтому в качестве первого шага в изменении Росатом сделал возможным временное хранение зарубежного ОЯТ без условия последующей переработки.
Таким образом, современное российское законодательство пока запрещает окончательное захоронение ОЯТ на территории страны.
Тем не менее, извне и внутри страны продолжает оказываться давление для окончательного изменения законодательства. Так, в соответствии с докладом «Российский оружейный плутоний и западный вариант» (Форум за разоружение при участии представителей российской ядерной отрасли, 2002 г.) говорится, что «существующее законодательная ситуация в России не разрешает прямого захоронения радиоактивных материалов (пока). Предполагается, что России потребуется более длительный период в 20 или более лет на обдумывание для того, чтобы прийти к окончательному решению… Предполагается, что упомянутые выше политические и иногда законодательные трудности могут быть преодолены под эгидой разоружения, через межгосударственные соглашения».
Идея изменения российского законодательства в пользу окончательного захоронения продолжает звучать и закрепляться в ходе активного международного переговорного процесса, в конце которого мы можем стать свидетелями создания на территории России международного могильника под самыми благовидными предлогами.
Ниже приводится информация о таком международном процессе.
4.4. Международные инициативы после 2001 года.
2002 год
Доклад «Российский оружейный плутоний и западный вариант» (Форум за разоружение при участии экспертов российского ядерного комплекса).
В соответствии с докладом, предполагается изменение российское законодательство с целью захоронения ОЯТ так называемого МОКС-топлива (на основе плутония), получаемого из Западной Европы, а также строительство могильника для этого ОЯТ.
Международная конференция «ОБРАЩЕНИЕ С ОБЛУЧЕННЫМ ЯДЕРНЫМ ТОПЛИВОМ - 2002: НОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ РОССИИ»