Смекни!
smekni.com

Существует два варианта перевода ис­пользованного в оформлении обложки средневекового латинского изречения. Буквальный: сеятель Арепо держит ко­лесо в работе к (стр. 54 из 54)

337

Философия новой музыки

миф, фальсифицируя его, то здесь проявляется не только узурпаторская сущность нового порядка, прокламируемого его музыкой, но также и негативная сторона самого мифа. В мифе - как образ вечности и спасения от смерти - его чарует то, что осуществлялось в реальном времени посред­ством страха смерти, при помощи варварского угнетения. Фальсификация мифа свидетельствует об избирательном сродстве с подлинностью. Вероятно, подлинным искусство могло бы стать лишь в том случае, если бы оно избавилось от идеи самой подлинности, от идеи «быть так и не иначе».

СПИСОК ИЗБРАННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Арнольд Шёнберг

Gurrelieder, Universal-Edition, Wien

Acht Lieder, op. 6, Universal-Edition

Sechs Orchesterlieder, op. 8, Universal-Edition

Erste Kammersymphonie, E-Dur, op. 9, Universal-Edition

Zweites Streichquartett, fis-moll, mit Gesang, op. 10,

Universal-Edition

Drei Klavierstucke, op. 11, Universal-Edition

Fiinfzehn Gedichte aus dem «Buch der hangenden Garten»,

von Stefan George, op. 15, Universal-Edition

FunfOrchesterstucke, op. 16, Edition Peters, Leipzig

Erwartung, op. 17, Universal-Edition

Die gluckliche Hand, op. 18, Universal-Edition

Sechs kleine Klavierstucke, op. 19, Universal-Edition

Pierrot Lunaire, op. 21, Universal-Edition

Funf Klavierstucke, op. 23, Hansen, Kopenhagen

Serenade, op. 24, Hansen

Blaserquintett, op. 26, Universal-Edition

Vier Stucke fur gemischten Chor, op. 27, Universal-Edition

Drei Satiren fur gemischten Chor, op. 28, Universal-Edition

Drittes Streichquintett, op. 30, Universal-Edition

339

Философия новой музыки

Variationen fur Orchester, op. 31, Universal-Edition

Von heute aufmorgen, op. 32, Selbstverlag des Komponisten

Begleitmusik zu einer Lichtspielszene, op. 34, Heinrichshofen,

Magdeburg

Sechs Stilcke fur Mannerchor, op. 35, Bote und Bock, Berlin

Konzert fur Violine und Orchester, op. 36, Schirmer, N.-Y.

Viertes Streichquartett, op. 37, Schirmer

Suite fur Streichorchester, Schirmer

Zweite Kammersymphonie, op. 38, es-moll (не напечатано)

Streichtrio, op. 45 (размножено как рукопись)

Альбин Берг

Wozzeck, op. 7, Universal-Edition, Wien

Lyrische Suite fur Streichquartett, Universal-Edition

Lulu (Fragment), Universal-Edition

Konzert fur Violine und Orchester, Universal-Edition

Антон Веберн

Funf Satze fur Streichquartett, op. 5, Universal-Edition, Wien Streichtrio, op. 20, Universal-Edition Variationen fur Klavier, op. 27, Universal-Edition Streichquartett, op. 28, Boosey and Hawkes, London

Игорь Стравинский

Petruschka, Edition Russe de Musique, Berlin, Moskau,

Leipzig, New York

Le Sacre du Printemps, Edition Russe de Musique

140

Список избранных музыкальных произведений

Drei japanische Lieder, Edition Russe de Musique

Renard, Chester, London

Histoire du Soldat, Chester

Ragtime pour onze instruments

Piano Rag Music, Chester

Vierhandige Klavierstucke, zwei Folgen, Chester

Concertino fur Streichquartett, Hansen, Kopenhagen

Blaseroktett, Edition Russe de Musique

Konzert fur Klavier und Blasorchester, Edition Russe de

Musique

Serenade in A, fur Klavier, Edition Russe de Musique

Odipus Rex, Edition Russe de Musique

Apollon Musagete, Edition Russe de Musique

Le Baiser de la Fee, Edition Russe de Musique

Capriccio fur Klavier und Orchester, Edition Russe de Musique

Symphonic des Psaumes, Edition Russe de Musique

Konzert in D, fur Violine und Orchester, Schott, Mainz

Duo concertante fur Geige und Klavier, Edition Russe de

Musique

Konzert fur zwei Klaviere, Schott

Zirkuspolka, Associated Music Publishers, N.-Y.

Symphonic in drei Satzen (1945), Associated Music Publishers

ЗАМЕТКА

«Философия новой музыки» выходит пятым изданием. На решение издать ее еще раз автора подвигли не столько благодарные обязательства по отношению к тем, кто впус­тую искал эту книгу, сколько менее дружественные заве­рения в том, что он выполнил свой долг и сегодня больше не нужен. Там, где с духовными структурами разделыва­ются, попросту сдвигая их в прошлое, и развертывание вещи заменяют пустым течением времени, возникает обоснованное подозрение, что такие структуры не преодо­лены и вытесняются. Пусть же острая актуальность, кото­рую по этой причине сохраняет «Философия современной музыки», послужит на пользу современному состоянию музыки. То, что раздел о Шёнберге, написанный почти двадцать лет назад, критически предупреждает события, ставшие очевидными лишь начиная с 1950 года, укрепляет автора в этом мнении. Между тем, за прошедшие годы ут­вердились имена таких композиторов, как Дьёрдь Лигети и Франко Эванджелисти, и таких теоретиков, как Гейнц-Клаус Метцгер.

Поскольку автор сегодня по-прежнему считает, что мысли, из которых складывается книга, соответствуют действительности, и поскольку он ручается за все сушест-

342

Послесловие к гмгому немецкому изданию

венные мотивы книги, текст он предлагает без изменений. Исправлены лишь некоторые опечатки и ошибки, на боль­шинство из которых указал его итальянский переводчик Джакомо Мандзони, чьей добросовестности, исполненной любви, он во многом обязан. Однако верность некогда продуманному не следует смешивать с тупой привязанно­стью к каждой частности. В особенности, автор гораздо позитивнее, чем двадцать лет назад, настаивает на замени­мости каждого музыкального измерения всеми остальны­ми. Кроме того, он еще настоятельнее, чем тогда, хотел бы рассмотреть те опосредования, которые возникают при движении музыкального материала сквозь конкретные произведения. Однако же вместо того, чтобы задним чис­лом вносить соображения такого рода в сам текст, автор хотел бы указать на ряд более поздних публикаций. Преж­де всего стоит назвать: эссе о Шёнберге из «Призм», где истолкование этого композитора проводится не столько с позиции материала, сколько со стороны творчества; кроме того, статью «К пониманию Шёнберга», служащую введе­нием к «Франкфуртским тетрадям» (1955) и биографиче­ский очерк из четвертого тома «Великих немцев»; затем «Старение новой музыки» из «Диссонансов», куда вклю­чена также работа о характере фетишей в музыке. Однако еще более значительными являются оба тома трудов по музыке: «Звуковые фигуры» (1959) и „Quasi una Fantasia« (1963), а также учебные работы, посвященные музыкаль­ной практике, из сборника «Верный концертмейстер» (1963). Содержащиеся в них тексты по новой музыке, к которым следует добавить еще и «Трудности» из «Экс-343

Философия новой музыки

промта» (1968), а также книгу о Берге (1968), представля- | ют продолжающиеся раздумья о том, что было изложено в книге, завершенной в 1948 году.

Апрель 1969

B2000 году в издательстве «Логос» в рамках программ Института «Открытое общество» вышли в свет:

Пейте, Уильям Ъатлер. Видение (1925), трактат Per Arnica Silentia Lunae (1917). В приложении к двум трактатам Йейтса по теории искусства, имеющим общее культурологическое значение, дается комментированный перевод избранного числа принципиальных для его метода текстов. Перевод с английского — К. Голубович, Д. Кротовой, Ж. Лавут, К. Чухрукидзе, редактор перевода, состави-тель книги, предисловия и комментариев К. Голубович. Объем 37 п.л.

В 2000 гг. в издательстве «Логос» вышли в свет:

Чухрукидзе, К.К. Pound & £. Модели утопии XX века.

Первая монография об Э. Паунде на русском языке, анализирующая его поэтическое творчество в контексте более обширного утопического полит-экономического проекта. Попытка Э. Паунда соз­дать эпос XX века исследуется сквозь призму про­тивостояния политики и искусства.

Объем - 11 п. л.

JS,e6op, Ги. Общество спектакля, Gallimard, 1969. Перевод с французского Ст. Офертас. Ред.

Б.М. Скуратов. Объем - 15 п. л.

Эзра Паунд, Путеводитель по культуре. 2-е исправленное издание.

Франсис Пою/с, На стороне вещей.

Впервые на русском языке книга известного французского поэта и философа (27.03.1899-6.08.1988), Кавалер ордена Почетного легиона (1959), лауреат премии Французской академии (1972), Национальной премии (1981) и др.

Понж - признанный литературный новатор, предшественник Камю и Сартра. Наибольшую известность поэту принес сборник "Le Parti pris des choses" (1942; На стороне вещей).

Объем - 13 п.л.

Чарльз Сандерс Лире. Избранные философские произведения. Перевод с английского - К. Голубо­вич, Т. Дмитриев, К. Чухрукидзе. (Серия "Фено­менология. Герменевтика. Философия языка".) Общий объем - 20 п. л.

Первое научное русскоязычное издание философ­ских работ американского философа Чарльза Сандерса Пирса (1839-1914), родоначальника идей прагматизма и семиотики, мыслителя, задавшего ряд основных парадигм современной философии.

В начале 2001 г. в издательстве "Логос" выходят в свет:

Жак Лакан. Телевидение. Перевод с франц. А. Черноглазов. Объем - 10 п. л.

Люсьен Тольдман. Сокровенный бог. Перевод с французского - В. Большаков. (Серия "Сигма"). Объем - 25 п. л.

Льюис Мемфорд. Миф машины. Перевод с английского - Т. Азаркович. (Серия "Ессе homo"). Объем - 25 п. л.

& Философский журнал "Логос" № 3'2000 (Лосевские чтения. Образ мира - структура и целое); № 4'2001 (Современная аналитическая философия).

& Тетради по аналитической антропологии # 1. "Авто-био-графия" под ред. Β.Α. Подороги. (Серия "Ессе homo"). Объем - 25 п. л.

В книжном салоне «Гнозис» (Москва, Зубовский бульвар, 17, к. 6) Вы сможете приобрести книги издательства «Логос»:

& Антология феноменологической философии в России. Том II. (Серия "Феноменология. Герме­невтика. Философия языка"). Под общей редакцией И. Чубарова. Объем - 35 п. л.

& Фердинанд де Соссюр. Курс общей лингви­стики. Обновленный и исправленный перевод 1933 г. Критическое издание, послесловие, вступитель­ная статья, комментарии проф. Н. А. Слюсаревой. (Серия "Феноменология. Герменевтика. Филосо­фия языка".) Объем - 22 п. л.

& Лакан Ж. Семинары. Книга I: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). Перевод с французского М. Титовой и А. Черноглазова. 27 п. л. (Книга II - распродана).

& Философский журнал "Логос" № 1Ί 998, № 2Ί999.