Смекни!
smekni.com

Список литературы любые вопросы по теории государства и права (стр. 6 из 6)

Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что

принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. В целом вся гегелевская концепция правового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех не правовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти.

Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе развили дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства (у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое). Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и арена всей истории".

Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Примечательным является утверждение Маркса, в котором он выразил идею правового государства "Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный.[15]"

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Иеринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементы теории правового государства с позиции своего времени и опыта прошлого. Большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В концепции Еллинека «государство определяется как представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества».

Идеи правового государства были отражены и в трудах русских мыслителей, таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где они подвергали критике беззаконие феодализма. «Правоведы и философы предоктябрьского периода: Котляровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в своих произведениях теоретически завершили русскую концепцию правового государства». Сущность взглядов русских философов того времени заключалась в том, что необходимо создавать государство которое могло бы делегировать часть своих полномочий обществу и которое давала бы возможность обществу самостоятельно развиваться.

В послеоктябрьский период в России идеи правового государства были налажены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.

В последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право.

Концептуальные положения и пути формирования правового государства излагаются в трудах сегодняшних исследователей права и государства: С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.

Рассмотрим взгляды отечественных ученых на правовое государство. Так согласно В. Хропанюку правовое государство - "это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права"[16].

В.Н. Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу правового государства. "Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

«В правовом государстве собственником должен быть производитель и потребитель материальных благ. Правовое начало же государственности реализуется только при наличии свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право»[17].

По мнению С. Алексеева: «Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан... В центре внимания... находится человек, его права, свободы и интересы. Правовое государство это и социальное государство.»[18]

Нравственная основа правового государства, по мнению российских ученых, заключается в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Правовое государство отличается от неправового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. "Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию.[19]"

Таким образом, нами рассмотрена эволюция философов и юристов взглядов на понятие правовое государство. Необходимо отметить то что трактовка правового государства изменялась вместе с развитием человечества, но понятие того что правовое государство это, прежде всего государство, основанное на власти закона оставалась неизменной на протяжении всей истории философской и юридической мысли.

Заключение

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. «Право формируется при непременном участии государства, оно есть непосредственный продукт, результат государственной деятельности».

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Право время новых подходов//Государство и право 2001.№2

2. Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 2004

3. Аржанов МЛ. Государство и право в их соотношении. М., 1960

4. Бердяев Н.А. Государство // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990

5. Бойцова В.В. Идея правового государства в трудах русских юристов. // Правоведение. 2001. №3

6. Введение в политологию./ Гаджиев К.С., Каменская Г.В. и др. М., 2000

7. Венгеров А.Б. Происхождение права / Общая теория права: Курс лекций. Ч.Новгород, 2003

8. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993

9. Кистяковский Б.Л. Государство и личность // Русская философия собственности ХVIII-ХХ СПб., 1993

10. Лившиц Р.З. Современная теория права. М., 2004

11. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 1995.№5

12. Маков И.А. История политических и правовых учений. М., 2003

13. Раянов Ф.М. Введение в правовое государство. – Уфа, 2005

14. Современное государство и право. Вопросы теории и истории. / Под ред. В.П.Федорова, В.И.Дымченко, Т.А.Гуменюка. Владивосток, 2002

15. Теория государства и права. Курс лекций. / под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М., 2005

16. Топорин Б.Н. Разделение властей и государственная организация. // Разделение властей и парламентаризм. М., 2002

17. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2003


[1] Венгеров А.Б. Происхождение права / Общая теория права: Курс лекций. Ч.Новгород, 2003. С. 155

[2] Аржанов МЛ. Государство и право в их соотношении. М., 1960. С. 46

[3] Бердяев Н.А. Государство // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 289

[4] Кистяковский Б. Л. Государство и личность // Русская философия собственности ХVШ-ХХ СПб., 1993 С 250

[5] Алексеев С.С. Право время новых подходов//Государство и право 2001.№2. С.6.

[6] Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 1995.№5.С.28

[7] Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 226

[8] Макаров О.В. Соотношение права и государства. // Государство и право. 1995. №5.С.28

[9] Бойцова В.В. Идея правового государства в трудах русских юристов. // Правоведение. 2001. №3. С. 28

[10] Маков И.А. История политических и правовых учений. М., 2003. С. 61

[11] Введение в политологию./ Гаджиев К.С., Каменская Г.В. и др. М., 2000. С. 112

[12] Теория государства и права. Курс лекций. / под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М., 2005. С. 249.

[13] Лившиц Р.З. Современная теория права. М., 2004. С. 296.

[14] Современное государство и право. Вопросы теории и истории. / Под ред. В.П.Федорова, В.И.Дымченко, Т.А.Гуменюка. Владивосток, 2002. С. 151.

[15] Топорин Б.Н. Разделение властей и государственная организация. // Разделение властей и парламентаризм. М., 2002. С. 86.

[16]Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2003. С. 258

[17] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2003. С. 258.

[18] Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 2004. С. 219.

[19] Раянов Ф.М. Введение в правовое государство. – Уфа, 2005. С. 87.