Смекни!
smekni.com

Посвящаю своей жене Виктории (стр. 9 из 14)

И опять Пушкин:

В альбом Сосницкой

Вы съединить могли с холодностью сердечной

Чудесный жар пленительных очей.

Кто любит вас, тот очень глуп, конечно;

Но кто не любит вас, тот во сто раз глупей.

Мадригал М...ой

О, вы, которые любовью не горели,

Взгляните на нее, — узнаете любовь.

О, вы, которые уж сердцем охладели,

Взгляните на нее: полюбите вы вновь.

Бакуниной

Напрасно воспевать мне ваши именины

При всем усердии послушности моей;

Вы не милее в день святой Екатерины

Затем, что никогда нельзя быть вас милей.

К А.Б.

Что можем наскоро стихами молвить ей?

Мне истина всего дороже.

Подумать не успев, скажу: ты всех милей;

Подумав, я скажу все то же.

Будь спокойна, моя деликатная,

Робко любящая и любимая,

Ты ведь осень моя ароматная,

Нежная, светлая, необходимая.

Акростих

Очень эффектным подарком является акро­стих, начальные буквы строк которого образу­ют имя адресата стиха, да и составлять акро­стих, мне кажется, легче. Кроме того, сразу вид­но, что акростих написан персонально адресату.

Вот акростих, написанный директором Мос­ковской консерватории Сафоновым на своего друга композитора и пианиста Александра Скрябина:

Силой творческого духа

К небесам вздымая всех

Радость взора, сладость уха,

Я для всех фонтан утех.

Бурной жизни треволненья

Испытав как человек,

Напоследок без сомненья

Ъ-омонахом кончу век.

Объяснение в любви

Многие глубоко чувствуют, но не умеют выразить свои чувства словами, не знают, что и как сказать, а главное, просто боятся. Вам же надо рассказать, что вы чувствуете, вот и ска­жите: «Я не знаю, как это сказать, но сердце мое открыто перед Вами...». Хорошие литера­турные цитаты — не противоречат искреннос­ти чувств.

Перед эпохальным событием в жизни, — перед тем как объясняться в любви, — перечи­тайте вдохновенное письмо Онегина к Татьяне:

...поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз,

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

... как ужасно

Томиться жаждою любви,

Пылать — и разумом всечастно

Смирять волнение в крови;

Желать обнять у вас колени

И, зарыдав, у ваших ног

Излить мольбы, признанья, пени,

Все, все, что выразить бы мог.

Но, как вы помните, даже такие замечатель­ные слова, которые не всякая женщина услышит в своей жизни, не дали ожидаемого результата.

Одних стихов в таком важном деле женщи­не мало. И тем не менее! Их надо говорить. Правда, известны и другие решения этой про­блемы — напролом. Так, Эдисон подошел к сво­ей лаборантке и спросил: «Вы бы не хотели быть миссис Эдисон?» Через месяц они поже­нились и прожили счастливую жизнь.

«Я говорю: Как Вы милы, а мыслю: Как тебя люблю».

Сонет — это стихотворение твердой формы: 14 строк из двух четверостиший и двух трехсти­ший (сонеты Петрарки, Вольтера, Державина) или шекспировские: три четверостишия и дву­стишие.

Вот один из сонетов Шекспира, о безотчет­ной самоотверженной любви.

Когда захочешь, охладев ко мне,

Предать меня насмешке и презренью,

Я на твоей останусь стороне

И честь твою не опорочу тенью.

Отлично зная каждый свой порок,

Я рассказать могу такую повесть,

Что навсегда сниму с тебя упрек,

Запятнанную оправдаю совесть.

И буду благодарен я судьбе:

Пускай в борьбе терплю я неудачу,

Но честь победы приношу тебе

И дважды обретаю все, что трачу.

Готов я жертвой быть неправоты,

Чтоб только правой оказалась ты.

Это сонет № 88.

Всего известно 154 сонета, переведенных на русский язык замечательным поэтом Самуилом Яковлевичем Маршаком. Некоторые сонеты положил на музыку Дмитрий Кабалевский. Все сонеты Шекспира изысканны и дышат полным самоотречением и неподдельной любовью к женщине. Советую молодым мужчинам некото­рые сонеты выучить наизусть, труд ваш навер­няка будет оценен, если вы, например, во вре­мя каждого танца будете читать женщине по сонету.

Как говорить комплименты

Прежде чем говорить комплименты, добей­тесь того, чтобы вас слушали, и создайте, по возможности, благоприятную атмосферу, на­пример, посмотрите в глаза и приветливо улыб­нитесь. Улыбающийся человек быстрее вызовет к себе расположение.

. Перед тем как сказать комплимент другому, скажите себе: «Я этому человеку желаю добра», и тогда он вам поверит, ибо человек окрашива­ет свою речь отношением к передаваемой ин-

формации. Мы обычно не готовимся говорить комплименты, это экспромт, он должен выры­ваться непроизвольно, от души.

Комплименты надо говорить смело и уверен­но, преданно глядя в глаза женщины, она дол­жна понимать, что она единственная в мире, которой это говорится. В комплименте должен звучать искренний восторг. Комплименты дол­жны быть бескорыстны. Застенчивые и трусли­вые не говорят комплиментов. Излишне разбит­ные говорят комплименты направо и налево, но не искренне, с иронией. Ни то ни другое муж­чинам не к лицу.

Комплимент обычно начинают с прямой речи, с обращения.

«Наташенька, вы сегодня очаровательны!»

Никогда не говорите один и тот же компли­мент двум женщинам, тем более если они зна­комы, тем более за один вечер, тем более в од­ной компании. Про вас скажут: «При всякой встрече все те же речи». Но похвалить у одной женщины несколько раз то, что вы считаете замечательным, вполне допустимо, если это, конечно, нравится женщине.

— Не могу наглядеться на ваши туфельки.

А повторные заверения в любви просто не­обходимы!

Можно начать разговор с легкого компли­мента, но надо быть готовым и продолжить разговор. Говоря комплимент, можно поцеловать руку женщине, улыбнуться и почтительно поклониться. Комплимент легко совместим с шуткой.

Комплимент — «Одних ног в вас метра три» — нельзя отнести к изысканным, но он, почему-то нравится длинноногим девушкам.

Смешно выглядит комплимент, сказанный грубо, с погрешностями языка, со словесными штампами. Вот курьезные примеры этого:

— Я хочу сказать вам следующее: а, вы кра­сивы, б, у вас гибкое тело и в, у вас быстрая реакция.

— Вы красивы в свете сегодняшних требований.

— Вы хороши в части прически.

— Ты «красивши» розы.

— Ты красивее Наташки.

— Ты самая красивая баба нашей лаборатории.

Нельзя использовать просторечные и грубые слова (дрыхнуть, ихний...), а также слова-пара­зиты: так сказать, это самое, значит, знамени­тое «понимаешь», вот, «мэ-э-э...». Слова-пара­зиты — это заполнители пауз между фразами у тугодумов. Лучше просто говорить медленно, чем мычать или засорять свою речь.

Есть такой закон: прежде чем принять идею, человек должен принять оратора как человека, вызывающего доверие и уважение. Идея будет принята надежней, если человек, ее высказывающий, сам в нее верит. Эти два закона заме­чательно изложены в стихотворении:

Чтоб собеседник нашу мысль постиг,

Нужней нам сердце, нежели язык.

Как сможешь в чем-то убедить другого,

Когда ты сам в свое не веришь слово?!

Психологи считают, что чувства наши мы выражаем не столько словами (что говорим), сколько интонацией, расстановкой акцентов речи, громкостью, выражением глаз, улыбкой (как говорим). Сотни нюансов настроения собе­седника мы распознаем безотчетно, не успев вдуматься в смысл слов. Эта способность доста­лась нам от наших предков, когда мгновения были важны для выживания. Одно и то же сло­во или фразу можно сказать грубо и нежно, вкрадчиво и неприязненно, вызывающе и при­мирительно, с улыбкой и сквозь зубы, привет­ливо и злобно, в прямом и в противоположном смысле. Также дело обстоит и с комплиментами. Для тренировки попросите детей сказать не­сколько фраз с ударением на разные слова, на­пример, в такой фразе: «Купи мне мороженое». «Купи мне мороженое» — выражение просьбы. «Купи мне мороженое» — мне купи, а не брату. «Купи мне мороженое» — мороженое мне надо, а не печенье.

Тем, кто захочет научиться «читать челове­ка как раскрытую книгу», настоятельно сове­тую познакомиться с кинесикой — учением о жестах и мимике, с физиогномикой — учени­ем о выражении человека в чертах лица и фор­мах тела и с проксемикой — учением о поло­жении собеседников относительно друг друга при разговоре. Эти древние, хорошо разрабо­танные и довольно объективные эксперимен­тальные искусства, в наше время практически забыты, а напрасно. Их знание помогает, напри­мер, с первого взгляда понять намерения чело­века. Необходимые книги приведены в переч­не использованной литературы.

Попробуем ответить на философский вопрос: говорить комплименты — это Наука или Искус­ство? Человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соот­ветствуют и две разновидности познания: Наука и Искусство. Слово одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Отсюда следует, что мастерство комплимента должно сочетать обе формы человеческого мышления, но я бы отдал предпочтение чувству, хотя вроде бы чувства — это и не наука, и не искусство, а эмо­циональное переживание. Однако Пушкин вы­делил же «науку страсти нежной». Ну, Бог с ними, с этими теориями, лишь бы комплименты говорились от души, хорошо, вовремя и женщи­ны бы вам преданно улыбались.

В заключение хочу заверить, что говорить комплименты, как и шутить, может научиться каждый, если не пожалеет времени и труда.

Как комплименты принимать и отвечать на них

Есть люди, которым трудно принять похва­лу в свой адрес, то ли от смущения, то ли от скромности или от низкой самооценки. А за ком­плимент принято благодарить. Невежливо — отмолчаться, комплимент — это же доброжела­тельный подарок.