Смекни!
smekni.com

тема: исследование учения жана кальвина (стр. 2 из 2)

5. Именно здесь коренится различие между взглядами Августина и Кальвина, который, как уже было отмечено, ужесточил систему воззрений своего предшественника. Августин действительно учил о предопределении, но в значении выборочного дарования благодати. Другими словами, Бог дарует Свою благодать тому, кто будет спасён, просто не спасая других. Таким образом «согласно Августину, предопределение относится лишь к божественному решению об искуплении, а не к оставлению оставшейся части падшего человечества». (21). Кстати, этот подход разделяют и некоторые кальвинисты сегодня. (22).

Однако понимание Кальвина по этому вопросу сформулировано чётко и недвусмысленно: Бог избирает одних для спасения, других для погибели. Кальвин назвал это «ужасным решением», но, тем не менее, придерживался этого. (23). На все вопросы, естественно возникающие при столкновении с этим учением, у Кальвина был один единственный ответ: «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» (Рим. 9:20). (24). А для людей могущих прийти в отчаяние Кальвин дал утешение: «Веруй, что ты избран и прояви это в благочестивой жизни». (25).

6. Сегодня можно встретить разные понимания, что же имел в виду Кальвин, уча подобным вещам. Некоторые комментаторы, например Карев и Сомов в книге «История христианства» пишут, что Кальвин, говоря о неспасённой части человечества, имел в виду, что Бог, предвидя, что они отвергнут спасение и останутся в неверии, предоставил их ими же самими заслуженной погибели. (26). Однако при чтении «Наставления…» такого впечатления не складывается. Более того, Кальвин резко высказывается даже против такого возможного понимания или истолкования, и, намеренно преграждая путь подобному ходу богословской мысли, подчёркивает, что Божье предопределение не основано на Его предузнании, но что предопределение – есть акт сознательного Божьего выбора, в котором Он предназначает одних к вечной жизни, а других к вечному проклятию. (27).

7. Однако, несмотря на всё выше сказанное, следует отметить, что учение Кальвина о предопределении его времени должно рассматриваться в его правильном контексте. (28). Именно порядок рассмотрения тем в его «Наставлении…» было то, что удивляло многие поколения исследователей. Вначале он говорил о вере, перерождении, христианской жизни, оправдании и только затем о предопределении. (29). Исходя из этого, можно прийти к выводу, что доктрина о предопределении не была в воззрениях Кальвина «управляющим принципом». (30).

Отправной точкой богословия Кальвина, как указывает А.Маграт, всё же был Иисус, на Котором фокусировалось всё его богословие. (31). Первичной же функцией предопределения являлось объяснение того, почему Евангелие находит у людей такой разный отклик. Лишь в последствии, после смерти Кальвина, в период интереса к систематизации и последовательному выводу идей, доктрина о предопределении получила статус «управляющего принципа» и стала отправной точкой богословия кальвинистов. Печальная заслуга в этом принадлежит последователю Кальвина Теодору Безе. Именно он поставил предопределение во главу богословского наследия Кальвина, сместив его с Иисуса и таким образом, всё остальное стало рассматриваться как следствие этого божественного решения, получив уже упомянутый статус управляющего принципа. (32).

В таком виде учение о предопределении остаётся и в наши дни с небольшими вариантами-разночтениями внутри самих кальвинистов. Кстати, позднее лютеранство таки отошло от учения о предопределении, как его понимал Лютер, и предпочло остаться на позиции «свободного отклика человека Богу». (33)

8. Подводя черту в исследовании основ учения Кальвина необходимо упомянуть и несколько других доктрин, увязанных с теорией о предопределении. Это «непреодолимая благодать» и «сохранность в спасении избранных». В совокупности же это учение изложено в «Пяти принципах кальвинизма», которые со временем их утверждения на Национальном Церковном Синоде в Дорте в 1618 году поданы следующим образом:

1. Полная греховность;

2. Безусловное избрание;

3. Ограниченное искупление;

4. Призвание, которому невозможно противиться;

5. Гарантия святым.

Интересно отметить, что современное переиздание этих «Пяти пунктов…» с комментариями, особенно подчёркивает, что предопределение происходит не от предузнания, но от суверенного выбора Бога. (34). И именно это остаётся отличительной чертой того, что сегодня таки называется «кальвинизмом».

9. Традиционное богословие в отношении предопределения всё же начинается с предузнания! Это тот порядок, которым мыслит апостол Павел в Римлянах 8:29,30, который можно и следует принять как его объёмное понимание этого трудного вопроса: «…кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего…». Ещё раз Писание утверждает нас в уверенности, что предопределение относится только ко спасению, но никак не к погибели. Относительно тех, кто всё же пошёл в ад, у Писания есть своё разумное объяснение.

Если коротко, то библейский взгляд таков:

1. Бог определил наказать грех, а если человек к нему привязан, то наказанию подвергнется и он.

2. Бог определил спасти верующего в Иисуса.

Что бы человек ни выбрал, он в этом смысле исполнил Божью волю. Однако, если ты погиб, то не Бог в этом виновен – Он давал тебе всю возможность, но ты сам отверг; если ты спасся – это не твоя заслуга, это Бог в тебе произвёл, ты только покорился Его призыву. Будучи вне времени, Бог с позиции вечности взирает на совершающиеся события, как на уже совершённые и предузнание, таким образом, становится наперёд объявленным результатом кто что выбрал. (35). Как выразился Прохоров К.: «при «разложении по частям» Господнего промысла он всегда будет состоять из актов свободной воли человека» (36) и «человек, даже невольно исполняющий Божий замысел, делает его свободно и ответственно». (37).

А над всем стоит ясное и ободряющее нас: «…хочет, чтобы все люди спаслись…» – (1 Тим. 2:4) и «…не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию…» (2 Петр. 3:9).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учение Ж. Кальвина о предопределении является и продолжает быть своеобразным явлением в христианском богословии, стоящим несколько отдельно от традиционного взгляда на понимании пути спасения, однако имеющим в себе достаточно библейских поводов появиться на свет. Основанный на трудностях человеческой логики совместить несовместимые на первый взгляд понятия всемогущества Господня и свободы человека этому всемогуществу не покориться, кальвинизм, возбудив целый ряд вполне закономерных встречных вопросов, на целых 400 лет оставил мир с одним единственным доступным ему ответом: «не спорь с Богом!».

Предпосылки, породившие это учение так же стары как мир, а мнения о нём также различны, как и века, в которые они были высказаны.

Кальвинизм продолжает спасать грешников как может и как понимает, а Господь продолжает снисходить к нашим вечным проблемам с пониманием, что же есть воля Божия, которая, впрочем, остаётся к нам «…благая, угодная и совершенная».

Аминь.

ССЫЛКИ.

1. Гонсалес Хусто Л. История христианства том 2 (Санкт- Петербург: Библия для всех, 2002), стр. 59.

2. Там же, стр. 61

3. Элвелл У. (редактор) Теологический энциклопедический словарь. Москва: Духовное возрождение, 2003 стр. 904, 905.

4. Гонсалес Хусто Л. История христианства том 1 (Санкт-Петербург: Библия для всех, 2001), стр. 198, 199. Маграт Алистер Богословская мысль Реформации (Одесса: Богомыслие, 1994).

5. Эриксон М. Христианское богословие (Санкт- Петербург: Библия для всех, 1999) стр. 770, 771.

Кернс Э. Дорогами христианства (Москва: протестант, 1992) стр. 115

5. Савченко П.Д. Прохоров К. «Предопределение и свобода воли» Богомыслие № 2, Одесса, 1991, стр. 217-219.

7. Маграт, стр. 161.

8. Кернс, стр. 256.

9. Эриксон, стр. 773.

10. Гонсалес, т. 2, стр. 66.

11. Маграт А., стр. 158.

12. Савченко П. Д. Сравнительное богословие (Библейская миссия; ФРГ, 1991) стр. 135.

13. Эриксон, стр. 774

14. Маграт, стр. 156, 157.

15. Эриксон, стр. 777.

16. Маграт, стр. 158.

17. Эриксон, стр. 776.

18. Эриксон, стр. 777.

19. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере (издание Российского Государственного Гуманитарного Университета, 1998) стр. 381.

20. Там же, стр. 386.

21. Маграт, стр. 157.

22. Эриксон, стр. 778.

23. Там же, стр. 778.

24. Санников С. «Тайна предопределения. Кальвин и Арминий», Евангельская нива №3, 2001, Киев, стр. 29.

25. Савченко П. стр. 135.

26. Карев А.В. Сомов К.Ф. История христианства (ФРГ, Библейская миссия, 1991) стр. 308.

27. Кальвин, стр. 381.

28. Маграт, стр. 160.

29. Там же, стр. 159.

30. Санников, стр. 29.

31. Маграт, стр. 164.

32. Там же, стр. 163, 164.

33. Там же, 165.

34. Ситон В. Дж. Пять пунктов кальвинизма (без выходных данных).

35. Прохоров К., стр. 221, 222.

36. Там же, стр. 220.

37. Эл-Релл У., стр. 904, 905.

БИБЛИОГРАФИЯ

Гонсалес Хусто Л. История христианства т.1 Санкт-Петербург: Библия для всех, 2001.

______________ История христианства т. 2 Санкт-Петербург: Библия для всех, 2002.

Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Издание Российского Государственного Гуманитарного Университета, 1998.

Карев А.В. Сомов К.Ф. История христианства. Библейская миссия: ФРГ, 1991.

Кэрнс Э. Дорогами христианства. Москва: Протестант, 1992.

Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса: Богомыслие, 1994.

Прохоров К. «Предопределение и свобода воли» Богомыслие № 2 Одесса, 1991.

Савченко П.Д. Сравнительное богословие Библейская миссия: ФРГ, 1991.

Санников С. «Тайна предопределения. Кальвин и Арминий», «Евангельская нива» №3, Киев, 2001.

Ситон В. Дж. Пять пунктов кальвинизма (без выходных данных).

Элвелл У. (редактор) Теологический энциклопедический словарь. Москва: Духовное возрождение.

Эриксон М. Христианское богословие. Санкт- Петербург: Библия для всех, 1999.

М. Юнаковский, пастор

Церковь «Возрождение», г. Родинское

2004 г.