Монтажная запись – последовательная покадровая запись содержания медиа/кинотекста, включая номер кадра, крупность плана, движение камеры, содержание кадра – аудиовизуальный ряд, спецэффекты и т.д.
Монтажная фраза– последовательность кадров, объединенных общим смыслом.
Обозначение – процесс, когда те или иные значения задаются медиатекстом.
План – масштаб изображения (общий, средний, крупный, деталь); «установочный план» – «крупный план» .
Предмет медиаобразования – взаимодействие человека с медиа, медиаязык и его использование в социуме, медиа и его функционирование в социуме, система знаний и умений, необходимых человеку для полноценного восприятия и анализа медиатекстов, для социокультурного развития творческой личности.
Ракурс – угол съемки, угол «зрения» камеры по отношению к изображаемому объекту.
Раскадровка – покадровое планирование экранного медиатекста на предварительной стадии его создания.
Ритм – одно из средств формообразования в медиатексте, основанное на закономерной повторяемости в пространстве или во времени неких элементов через соизмеримые интервалы.
Символ - условный знак, обозначающий иной смысл, образ предмета, который имеет несколько значений
Смысловые части (единицы) медиатекста - события, сцены, эпизоды, кадры, элементы композиции, создающие единый медиатекст.
Средства массовой информации – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для массовой аудитории.
Средства массовой коммуникации - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (коммуникантом) и объектом (коммуникатором).
Сцена – часть медиатекста, ограниченная местом действия:
Сценарий – литературная основа медиатекста.
Сюжет – содержание действия, осмысленная фабула медиатекста.
Тема – жизненный материал медиатекста.
Условность медиатекста – элементы кода, общепринятый способ извещения о специфическом значении той или иной части медиатекста.
Фабула – цепь событий в сюжете медиатекста.
Формы медиаобразования - интеграция в традиционный учебный предмет, автономные уроки, лекции, семинары, факультативы, кружки, медиа/киностудии, медиа/киноклубы, обязательный предмет в специализированных учебных заведениях, спецкурсы.
Экранные (аудиовизуальные) искусства – искусства, основанные на экранной форме воспроизведения (киноискусство, художественное телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.) действительности.
Экранный образ – материализация авторского замысла в конкретной аудиовизуальной, пространственно-временной форме экранного повествования.
Эпизод – часть медиатекста, состоящая из одной или нескольких сцен, которые объединены общей темой, общим конфликтом.
Язык медиа - комплекс средств и приемов экранной выразительности.
Литература
1. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис. … д-ра пед. наук. - М., 1989. - 362 с.
2. Усова Г.А. Радиовещание и телевидение как факторы формирования ценностных ориентаций подростков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1981. - 25 с.
3. Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. - Ростов: Ростов. книж. изд-во, 1990. - 80 с.
4. Федоров А.В. "За" и "против". - М.: Изд-во ВБПК, 1987. - 66 с.
5. Федоров А.В. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео). Учеб. пособие для вузов. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1994. - 384 с.
6. Федоров А.В. Трудно быть молодым : Кино и школа. - М.: Киноцентр, 1989. - 66 с.
7. Шариков А.В. Медиаобразование: Мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. - 65 с.
8. Шариков А.В., Черкашин Е.А. Экспериментальные программы медиаобразования для старших классов школ гуманитарной ориентации. - М.: Изд-во Академии педагогических наук,1991.- 43 с.