Информационный выпуск на радио. Основные принципы верстки информационного выпуска: принцип перевернутой пирамиды, блочный принцип, географический принцип. Источники и отбор информации. Оформление выпуска. Приемы обновления информации. Экстренные и тематические выпуски. Современные проблемы радиоинформации.
4. Аналитические жанры на радио.
Комментарий. Место и значение комментария в программе дня. Комментарий как развитие информационного сообщения. Комментарий как аналитический жанр. Комментатор как одна из журналистских специализаций на радио. Виды комментария: комментированная информация, конкретно-событийный комментарий, проблемный комментарий, беседа за круглым столом.
Беседа. Специфика радиобеседы как одного из ведущих жанров радиопублицистики. Основные требования к беседе: разговорность, доходчивость, ясность изложения, диалогичность. Психологические приемы создания диалогичности. Использование приемов прямого обращения к слушателю. Виды бесед: диалог, беседа за круглым столом, беседа по письму радиослушателя. Бестекстовая беседа. Запись беседы на пленку, монтаж.Специфика работы над радиобеседой.
5. Документально-художественные жанры на радио.
Специфика художественных жанров на радио. Зарисовка, радиоочерк как жанры радиопублицистики, их построение. Сочетание документальности (роль героев, подлинные шумы и звуки) с художественным описанием обстановки жизни и труда героев. Музыка как фон и средство усиления эмоционального воздействия на слушателей. Особенности языка и стиля зарисовки, радиоочерка. Черты сходства и различия радиоочерка, зарисовки в печати, в кино и на телевидении. Виды радиоочерка: путевой, портретный, проблемный.
Документально-игровые жанры на радио. Специфика функций игровых жанров. Синтез документального и художественного начал в структуре передачи, специфика ведущего, механизм вовлечения слушателей в творческий процесс. Проблема профессионализма в игровых жанрах на радио.
Радиорассказ. Радиорассказ как разновидность радиоочерка. Другие названия жанра: документальный радиорассказ; рассказ у микрофона. Радиорассказ как рассказ по памяти, рассказ - исследование. Особая роль автора-рассказчика. Богатый исторический отечественный опыт работы публицистов в этом жанре (И.Л. Андроников, С.С. Смирнов, Л.Е. Маграчев, А.Г. Ревенко).
Радиокомпозиция. Радиокомпозиция как жанр радиопублицистики. Особенности радиокомпозиции как передачи, состоящей из различных фрагментов, объединенных одной общей темой, главной идеей. Использование в радиокомпозиции прозы, поэзии, публицистики, музыкальных отрывков. Текстовые и музыкальные связки отдельных частей радиокомпозиции. Предварительная разработка плана радиокомпозиции. Подбор публицистического, литературного и музыкального материала. Подбор исполнителей и работа с ними.
Документальная радиопостановка. Документальная радиопостановка как один из наиболее сложных жанров вещания. Радиопостановка по оригинальному радиосценарию. Радиопостановки по произведениям, приспособленным к передаче по радио. Режиссерский план радиопостановки. Подбор исполнителей и работа с ними.
6. "Прямой эфир" на радио.
Понятие и сущность "прямого эфира". Два вида передач: студийные, с места события. Традиции "прямого эфира" в радиожурналистике. Роль ведущего в радиовещании. Особенности, навыки и мастерство работы радиожурналиста в "прямом эфире".
7. Язык радио.
Язык радио и разговорная речь. Особенности радиоречи (разговорность, образность, доступность, нацеленность на контакт с аудиторией). Информативная точность языка радио. Вербальные и невербальные средства информации. Эффективность воздействия радиопрограмм.
8. Выразительные средства радиовещания.
Устная речь, рисующие шумы, музыка, монтаж - основные выразительные средства радио. Позывные радиостанции, музыкальные заставки и их роль. Устная речь на радио и ее особенности: словарные, синтаксические и другие особенности. "Невербальные и речевые средства": темп речи, сила звука, высота тона, ритм, паузы, ударения, тембр голоса. Дикторская речь и ее роль в радиопередаче. Шумы и музыка и их функции в радиопередаче. Монтаж - важное выразительное средство. Виды радиомонтажа.
9. Производство радиопрограмм
Основные стадии производства радиопрограмм. Технические средства радиовещания. Радиодом и его оборудование, аппаратно-студийный комплекс. Акустические свойства студий. Магнитофоны. Цифровая звукозапись.
Организационные принципы радиовещания. Роль журналиста в производстве радиопрограмм.
Технология подготовки и ведения студийных и внестудийных радиопередач.
Перспективы развития радиовещания. Новые электронные СМИ: техника и технология.
Стадии планирования выпуска программы. Выбор темы и ее мотивировка. Источники формирования радиопрограмм. Внутренние и внешние источники. Разработка сценария или сценарного плана. Выбор технических средств для радиопередачи или магнитной записи. Производство технически пригодной радиопрограммы. Монтаж и выпуск в эфир готовой программы. Верстка программы дня и недели. Принципы верстки.
10. Радиожурналист.
Профессиональные знания, умения и навыки радиожурналиста. Индивидуальная организация труда журналиста: личный архив, фонотека, словари. Особенности работы с микрофоном. Студийная запись. Взаимодействие с режиссером и звукооператором. Представление о психологии общения. Индивидуальный стиль радиожурналиста.
11. Профессиональная этика журналиста
Предмет, сущность и назначение. Позиция журналиста. Проблема выбора. Истина. Принципы гласности. Журналист и источники информации. Журналист и его герои. Редакционный коллектив и нормы этики.
12. Радиоаудитория.
Понятие радиоаудитории. Структура аудитории: социально-демографические группы (по полу, возрасту, образованию, роду занятий, по уровню доходов, семейному положению, месту жительства), коммуникативные группы (по степени приобщенности к потреблению источников массовой информации). Интересы радиослушателей (диапазон, глубина, степень выраженности). Мотивы прослушивания радиопередач. Формы и методы изучения аудитории: анализ почты, опросы (анкеты, интервью), наблюдение, контент-анализ. Изучение рейтинга как метода определения популярности вещания у слушателей.
13. Музыка в радиовещании.
Радиовещание - мощное средство массовой пропаганды музыки, музыкального просвещения, эстетического воспитания. Музыка как вид радиовещания, одно из выразительных средств радиожурналистики, элемент оформления программ и передач. Музыка в программах современных государственных и негосударственных радиостанций. Поиски новых форм музыкальных радиопередач. Прямое обращение к слушателям, контакт и взаимодействие с ними в эфире как важнейшая особенность современных музыкальных радиопередач. Лекции, беседы, очерки по истории музыкальной культуры. Пропаганда отечественной и зарубежной музыкальной классики; народного искусства, музыки других народов.
Приложение 3
Примерное положение о Пресс-клубе на базе
учреждения образования
Цели и задачи работы клуба:
содействие динамичному развитию детских и молодежных СМИ и повышению профессионализма их сотрудников;
· создание проектов, направленных на рост общественной активности школьников и реализация их как средствами массовой информации, так и партнерскими организациями.
Участники Пресс-клуба
- сотрудники школьных, молодежных и учебных СМИ и все, кто желает учиться основам журналистики и обсуждать проблемы молодежи в прессе
Состав клуба
Секции:
· журналистика новостей,
· спортивная журналистика,
· связи с общественностью,
· фотожурналистика,
· радиожурналистика и др.
Направления деятельности:
1. Проведение программ и циклов мероприятий:
o обучающие семинары и мастер-классы, включая школу журналистики, где участники смогут узнать много интересной, а главное полезной информации;
o организация стажировки в городских СМИ и обмен опытом во время летнего семинара, организованного с целью самообучения;
o встречи с интересными людьми и выпускниками вузов .
2. Организация работы юных журналистов в секциях Пресс-клуба.
3. Формирование информационных, обучающих, и прочих инициатив в рамках деятельности клуба.
Организация проектов:
· Cовместный выпуск газет для школьников, членов общественных детских и молодежных объединений
· Фестиваль самодеятельных детских и юношеских СМИ
4. Работа представителей Пресс-клуба в местных газетах
Приложение 4
Определения информационной культуры
Информационная культура - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.
Информационная культура - область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности. (Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно - культурологических исследований / Науч. ред.: Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. - М.; Магнитогорск, 1997. - С. 57).
Информационная культура личности - гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации. (Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Под ред. И.И. Горловой; Краснодар. гос. акад. культуры. - Краснодар, 1996. - С. 141).