МОУ «Шермейская средняя общеобразовательная школа»
История Шермейки
Вперед в будущее, с оглядкой на прошлое
К 250-летию села
Махмудов А.Р.
учитель истории
Шермейка – 2007
Содержание
Введение …………………………………………………………………………...3
Шермяитский медеплавильный завод …………………………………………...4
История школы. Воспоминания учителей ………………………………….......12
История библиотеки ………………………………………………………….......21
Воспоминания односельчан. Повседневная жизнь …………………………….32
Список литературы ……………………………………………………………….32
Приложения
Введение
В основе данной работы лежат как научные данные (статьи периодики), так и воспоминания, работы учителей, библиотекарей данные об истории малой родины.
Своего рода уникальность и своеобразие этой территории заключается в том, что здесь одновременно уживаются, гармонично живут и трудятся русское и татарское и башкирское население. Это пример многовековой истории толерантности, уважения, добрососедства между этносами населяющими наш район. Одновременно это же способствовало и некому духовному сближению между ними. Будучи сам учителем в школе я наблюдал, за тем как отмечаются исконно русские (православные) праздники, так и татарские (мусульманские).
Историческая «фишка» региона еще в том, что она, как и город Пермь, Екатеринбург, Уинск обязана своему появлению и дальнейшему развитию заводу (единственному в Бардымском районе). Эта дата подтверждена историческими исследованиями и, конечно же должна быть неким «эталоном зрелости» села - 1759 год. Точнее сказать, о ней нельзя забывать в пору будущего празднования 250-летия села в 2009 году.
Некоторые публикуемые работы могут иметь ошибки, исторические неточности, «белые пятна» все это мы оставляем на суд читателя. Работа подготовлена на уже имеющихся рукописных, альбомных, газетных материалах, которые бережно были сохранены учителями, библиотекарями, жителями села.
В конце читатель может познакомиться с литературой, а также приложениями с копиями статей периодики разных годов.
Шермяитский медеплавильный завод
Социально-экономические проблемы села (на примере Шермейского сельского Совета): Дипломная работа. /Автор Черемухин В.А.- Свердловск, 1991
Социально-экономические изменения на территории Шермейского сельского совета. Историческая справка развития исследуемой территорий.
В первой половине XYIII века на Урале бурно развивалось горнозаводское дело. Этому дала толчок политика Петра I. Одновременно со строительством крупных казенных заводов создавались условия и для проявления частной инициативы в области развития промышленности. Ярким примером этому служит размах деятельности Демидовых.
В Прикамье преимущественно строились медеплавильные заводы, работавшие на медистых песчаниках.
«Вслед за изданием в 1736 году дозволения дворянам и офицерам приобретать башкирские земли, а в 1745 году Государственной Берт-Коллегиею всем желающим: строить заводы и приобретать башкирские земли в вечное владение и брать в кортом, устроены были внутри Осинского уезда на башкирских землях… в 1745 году Шермяитский / генералом Акинфом Глебовым / медеплавильный завод.
Указом 1744 году, 13 марта предоставлялось при отдаче башкирских земель в частную собственность от центра межевать по 50 вёрст в каждую сторону». (Сборник Пермского Земства, 1898 году,№3-4, отд.3, с. 12.)
Таким образом началось освоение башкирских ле5сов и пастбищ на речке Шермяит горнозаводским населением. О заводе известно немного. В 1767 году он был пропан Савве Яковлеву и в дальнейшем принадлежал его наследникам.
Завод выплавлял до 1000 пудов в год. На нём работало более 500 человек. В1767 году он имел 6 печей и выплавлял 1,8 тысячи пудов /29,5 тонн/меди.
С середины декабря 1773 года отряды пугачёвских мятежников появились на реке Тулве и вскоре заняли Шермяитский завод, который был остановлен и бездействовал четыре года. Разграбление было произвелено башкирами. Вторично завод подвергался нападению пугачёвцев 17 июня 1774 года, тогда и был сожжён. Сам владелец завода Сергей Яковлев был мучительно предан смерти, привязанный к лошадиному хвосту.
В 1797 году восстановленный завод имел медеплавильную фабрику с двумя плавильными печами и мастеровых и работающих166 человек.
В конце XYIII столетия Шермяитский завод изготовлял только черную медь для Уинского завода.
В первой половине XIX века Уинский и Шермяитский заводы купила графиня Ольга Никифоровна Рошефор.
В 1860 году Шермяитский завод имел две печи: медеплавильную и медноочистительную. Действующих рудников было три. При заводе имелись православная церковь, часовня, больница на пять кроватей и две школы.
Представляет определенный интерес расселение, быт, землевладение и борьба заводского населения.
Савич Г.Г. в записке, составленной на основании данных ревизии 1903 года «Землеустройство сельских обывателей Урала» в 1907 году пишет, что заводы Пермской губернии основывались в расчете на водяную силу, вследствие чего места для них избирались в глубоких и узких долинах горных речек, наиболее удобных для устройств прудов. В этих же тесных долинах между гор должны были ютиться и заводские поселения. Эти заводские работники не могли, конечно, иметь вблизи своих селений удобных для обработки земель. При этом сами угодья представляют собой, главным образом, расчистить, возделанные собственным трудом мастеровых и передававшиеся в порядке потомственного владения. Это подтверждает одна из статей \431\ горного устава гласившая, что заводские работники могут своими средствами расчищать новые места из- под леса и пользоваться ими пожизненно и бесплатно.
Одновременно с расселением крестьяне и горнозаводское население снабжали заводы строительным лесом и древесным углем, дровами -жилые дома, выкурки спирта, сушильни. В весеннее половодье лес сплавляли для продажи.
Характерно, что расселение шло не отдельными хозяйствами, хуторами, и заимками, а деревнями. Это, вероятно, объясняется исторически сложившимся бытом и природно – климатическими условиями. Серьезной причиной была защита от притязаний со стороны Башкирцев, а также многие другие причины, которые очень хорошо описывает Александр Николаевич Энгельгардт в своей книге. «Из деревни 12 писем, 1872-1887», где доказывает разницу в развитии Западно- Европейской деревни и нашей, Российской.
Основное то, что многие работы приходилось делать сообща: строительство жилья, устройство прудов, вывозка навоза на поля и другие. Немаловажное влияние на это оказывали обильные снега, заносы, сильные морозы, осенне-весеннее бездорожье и т.д.
Господствующей формой земледелия было трехполье.
В середине XIX века Уинский и Шермяитский заводы ежегодно направляли своих мастеровых для работы на Алапаевских заводах, что вызывало недовольство мастеровых и их семей. В 1856-1857 годах происходили волнения на Уинском медеплавильном заводе графини Рошефор в Осинском уезде. Волнения возникли в связи с отказом 150 рабочих переехать на временные работы из Уинских в Алапаевские заводы, расстояние между которыми составляло около 450 вёрст. В «прошении» от сентября1856 года говорится о том, что «рудовместилища Уинских заводов не истощены до того, чтоб стоило их погасить». Рабочие потребовали для проверки прислать особую комиссию из «благонамеренных и беспристрастных чиновников». Но вместо комиссии на завод приехал чиновник Неймарк, который, как и нужно было ожидать, стал на сторону приказчика завода Штилина и вместо расследования жалобы, по сообщению рабочих «каждодневно ездил в дом Штилина обедать и ужинать и просиживал за водкой целые вечера».
Такое «расследование» еще более озлобило рабочих. 6 января 1857 года они арестовали и держали более двух часов семь заводских чиновников, а 9 января почти все рабочие прекратили работы на заводе, требуя объективного расследования своей жалобы.
Мерами «полицейских исправлений», то есть массовыми телесными наказаниями рабочих и судебными преследованиями руководителей, волнения были подавлены.
На основании изданных 19 февраля 1861 года особых дополнительных правил мастеровые частно-владельчиских заводов должны были получить усадебную осёдлость по действительному пользованию, выгона по 200 квадратных сажен \ 900 квадратных метров \ на душу, покосов по одной десятине \ 10925,4м 2 \ и пашни, если таковая у кого либо была, в пределах действительного пользования. Весь надел выдавался за оброк, который был в 6,5 раз больше цены земли. Кроме того, уставные грамоты составлялись так, что мастеровые были обязаны отбывать заводские работы \ отработки \.
Из 42 заводов Предуралья мастеровые и сельские работники 34 заводов отказались от подписания уставных грамот.
Боясь революционного взрыва на Урале, царское правительство издало 3 декабря 1862 г закон под названием «О мерах к обеспечению горнозаводского населения частных заводов», где указывалось, что «все не получившие по уставным грамотам наделы пахотной земли мастеровые посессионных и владельческих горных заводов, оставшееся на прежнем месте жительства… освобождаются на шесть лет от всех казенных податей и земских денежных повинностей, а также от повинности рекрутской».
Предоставляя шестилетнюю «льготу» мастеровым от оплаты казенных и земских налогов, закон в тоже время освобождал от уплаты оброков заводу мастеровых частных вотчинных заводов только на один год, а посессионных – на три года. Кроме того, горнозаводское население этим же законом облагалось побором в пользу капитала на продовольствие по пять копеек с души в год. Собственно говоря, никакого освобождения от уплаты налогов закон не давал. Он предоставлял только некоторую отсрочку введения нового пореформенного налогового бремени, ибо казенные и земские повинности до реформы уплачивались за рабочих заводами. Что же касается оброков за земельные наделы и мирских податей, то их надо было начать уплачивать уже вскоре после издания закона. (Ф.С. Горовой Отмена крепостного права и рабочие волнения на Урале, 1954 с. 131-132)