Смекни!
smekni.com

Перед рассветом. Катастрофа и возвышение через страдание (стр. 11 из 32)

Делая самостоятельно

Как уже говорилось, прошедшие века были свидетелями все усиливающегося эстер паним, сокрытия лица Ашема. Необходимо отметить, что наше превращение из народа, посвященного в сокровенные таинства, в народ, рассеянный по всему миру, подвергаемый гонениям и преследованиям, униженный в глазах света, произошло во многом и по нашей вине. Другими словами, Ашем не просто так скрылся от нас, мы сами прогнали Его.

Лучше всего это видно из истории гибели пророка Зе-харии. Зехария бен Иеояда был убит евреями, так как предупреждал их, что народ Израиля лишится Храма, если будет упорствовать в своих грехах. На эти предупреждения они ответили убийством Зехарии и не где-нибудь, а в самом Храме.

Как могли евреи совершить такое? С одной стороны, мы вполне можем понять это, так как евреи рождаются простыми смертными. Ашем даровал Израилю Тору для того, чтобы помочь евреям реализовать свой потенциал, превышающий потенциал обычных людей. Тот, кто тщательно исследует историю Израиля, не может не оценить высокие духовные и моральные качества еврейского народа. Но, в конце концов, евреи — обычные люди из плоти и крови. Человеческое несовершенство явилось причиной того, что такие пороки, как вожделение запретных отношений, идолопоклонство, кровопролитие проникли и в их общество. (Но все-таки в целом они были очень далеки до безнравственности и жестокости современного "цивилизованного мира".) Все это мы можем понять. Тем не менее остается вопрос, как мог народ, избранный Ашемом из всего человечества, пасть так низко. Ашем чудесным образом вывел евреев из Египта, дал им Тору и, казалось бы, это должно заставить их совершенствоваться до тех пор, пока все они не уподобились бы ангелам. Но этого не произошло. Из-за особенностей характера? Или это не зависело от них? А может, это был синтез внутреннего и внешнего факторов? Ключ к решению этого вопроса мы уже дали вам ранее: фундамент для действий невесты — "новый порядок" — должен был начаться с определенной временной точки. Ашем намеревался дать Своему народу возможность добровольно выразить любовь к Нему. Он испытывал его. Выдержи Израиль испытание — и не было бы необходимости в долгой череде еврейских страданий и изгнаний.

В чем же заключалось испытание?

Моше, получив скрижали с Десятью Речениями, задержался на горе Синай. Мудрецы рассказывают нам, как Са

тан сурово испытывал евреев, заставляя их поверить в смерть Моше 8 . В результате, поддавшись соблазну, недостойные склонили остальных к идолопоклонству. И это испытание, которое евреи не смогли выдержать, стало причиной всех бед. Оно обнаружило в евреях стремление к неповиновению: они предстали перед Ашемом в таком неприглядном виде, как будто намеренно пытались разрушить свои особые отношения с Ним.

Подобное произошло и с Адамом — первым человеком. Как мог он склониться к греху, живя в Эденском саду, где повсюду ощущалось присутствие Ашема (подобно Откровению на горе Синай)? Ответ в том, что его преданность слову Ашема также подвергалась испытанию. И он также не выдержал его.

Назначение хуцпы

Теперь мы должны дополнительно разобраться в истоках этого стремления к неповиновению. Ашем создал человеческие существа с изначальной тягой к сопротивлению. Если бы человек не имел способности противиться влиянию общества, идеологии, учителей и т.д., он никогда не стал бы независимой личностью. Для того чтобы стать самим собой, быть независимым, вы должны иметь смелость не повиноваться. Это качество является признаком личности, способной осуществить свободу выбора.

Поэтому хуцпа (дерзость) имеет большое значение для человеческой психики. Она дает нам способность не повиноваться, без нее мы были бы роботами. Ашем предоставляет нам свободу выбора для того, чтобы мы могли стать тем, кем пожелаем, а не тем, кем нас хотят сделать.

Но зачем предоставлять свободу выбора, если это — в буквальном смысле — может уничтожить нас? Хорошо когда мы осведомлены о потенциальной возможности уничтожить самих себя. Но что хорошего будет в том, если мы пойдем дальше и это действительно случится?

Ответ таков: мы никогда не сможем полностью уничтожить себя. Зло — явление временное, которое непременно исчезнет после того, как цель будет достигнута69.

Добро — вечно, и его победа неизбежна. Более того, мы никогда не сможем полностью уничтожить себя потому, что Израиль вечен. Это обещал нашим предкам Ашем.

Поколение может уничтожить себя, но следующее поколение будет обладать способностью к восстановлению, так что нам гарантирована вечность .

Однако остается вопрос:' "Почему разрушение — это дело рук самого Израиля?" Мы можем ответить так: "Потому что Израиль должен знать, что его возрождение также в его собственных руках".

Ашем всегда может сказать Израилю: "Если вы были достаточно сильны, чтобы ослушаться меня в Эденском саду, отлить золотого тельца всего через сорок дней после Откровения на горе Синай, поклоняться идолам во времена Храма и убить пророка Зехарию — тогда почему у вас не хватает сил, чтобы противостоять враждебным Торе влияниям, которые держат вас мертвой хваткой? Та же самая хупца, которая уничтожила ваш духовный облик, должна быть использована для его восстановления".

Из-за "наших" грехов мы были изгнаны из Святой Земли. И благодаря "нашей" тшуве (раскаянию) мы заслужим возвращение туда. Мы не должны ждать, пока Он заставит нас совершить тшуву, мы сами должны вернуться. Мы должны найти Его в Аушвице или в духовных пустынях Америки и Израиля. И когда мы отыщем Его, то станем полноценным партнером Ашема в восстановлении мира.

Состязаясь с Ашемом

Наши мудрецы великолепно раскрывают смысл этого выражения .

Скрижали Завета, на которых были записаны Десять Речений, были длиной в 6 тефахим (примерно 55 см). Когда Моше для их получения поднялся на небеса и Ашем протянул ему Скрижали, то получилось так, что два тефахим держал Ашем, два — Моше и два оставалось между ними. И в это самое время, когда Моше и Ашем одновре

менно держали в руках Скрижали Завета, евреи предавались греху, поклоняясь золотому тельцу. Ашем хотел вырвать таблички у Моше, но Моше стал сопротивляться. Они боролись, Моше одержал победу на Ашемом и вырвал скрижали у Него из рук. Затем он отнес их народу к подножию Синая и там разбил их. После этого Ашем сказал Моше: "Спасибо, что ты разбил их".

Каждое высказывание наших мудрецов выражает больше, чем кажется на первый взгляд. Они передают глубокие истины в оболочке иногда очевидных, а иногда и очень сложных символов.

Множество вопросов поднято в изложенном выше отрывке. Как человек рискнул вступить в борьбу с Ашемом? Как он смог победить? Понятно, что Ашем хотел забрать Скрижали — ведь евреи предавались греху с золотым тельцом. Но почему Моше не хотел отдавать их?

Вообразим такую картину: жених под хулой протягивает кольцо невесте. Оно уже почти надето ей на палец, как вдруг невеста плюет жениху в лицо. Естественно, жених скажет себе: " Не буду я на ней жениться, ведь кольцо-то еще у меня". И начинает тянуть кольцо назад. Но невеста сгибает палец и не дает жениху снять кольцо. Каждый тянет в свою сторону. Но невеста побеждает и говорит жениху: "Теперь мы женаты, и ты уже ничего не можешь сделать!" И она покидает хулуи разбивает кольцо.

То же самое происходит в эпизоде, о котором рассказывают мудрецы. Мы еще можем понять, почему Ашем захотел забрать Скрижали. Но почему Моше сопротивлялся, стремясь принести Скрижали Завета людям, еще не готовым к этому? Так или иначе, когда Моше возвратился и увидел золотого тельца, он разбил Скрижали. И если даже этому можно найти какое-то объяснение, то почему Ашем поблагодарил Моше? Эти вопросы требуют ответа.

АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА ВЫБОРА

Раскрыть заложенный в этом понятии смысл можно, если представить отношения между Ашемом и Израилем как взаимоотношения супругов. Мудрецы говорят нам: ишто кегуфо, жена тождественна своему мужу. Пусть это так, и если, как мы говорим, Израиль — невеста Ашема, тогда что именно означает, что Израиль — невеста — тождественен Ашему? Человек был создан по образу Ашема , который абсолютно ни с кем не связан. Он один. Он единственен. Следовательно, Он абсолютно свободен в выборе. Ничто и никто не вынуждает Ашема, значит, и мы, подобно Ему, имеем абсолютную свободу выбора.

Представьте себе, что король женится на простой девушке и обещает ей, что, став королевой, она будет обладать той же властью, что и он. Она сможет делать все, что пожелает. В этом суть слов ишто кегуфо, жена тождественна своему мужу.

Теперь представьте, как эта девушка говорит себе: "Я не хочу ждать. Если я действительно буду так же могущественна, как он, я могу плюнуть ему в лицо сразу, как только поженимся, прямо под хулой. Если в моей власти все, что пожелаю, значит, я могу пойти против самого короля".

Почему она оказывает сопротивление сразу же, еще под хупо“Р. Почему не хочет ждать ни минуты? Причина в том, что у нее никогда не будет той власти, как в этот момент. Первое мгновение брака — вершина единения, подобного момента больше не будет. Когда мужчина вручает женщине кольцо, их стремление друг к другу максимально. Момент вручения кольца обладает абсолютным потенциалом соединения (ихуд).

Любовь и ненависть — зачастую две стороны одной медали. Когда сильная любовь не может выразиться позитивно, она находит выражение в ненависти, поэтому человек должен научиться направлять эмоции в положительное русло. Мгновение, когда Моше и Ашем оба держали Скрижали Завета, а евреи стояли у подножия горы Синай, было кульминационным в отношениях между Ашемом и Израилем. Этот момент обладал абсолютным потенциалом для соединения, для ихуда. Но люди еще не знали, как позитивно использовать этот потенциал, поэтому злоупотребили своей властью и отлили золотого тельца.