На горе Синай народ Израиля испытал, как далеко он может зайти в своей свободе выбора, насколько он созданы по образу и подобию Ашема. Евреи желали знать: подразумевает ли этот выбор свободу от Ашема?
Ответ: "Да! Вы можете отлить золотого тельца. Можете убить Моего пророка. Можете не подчиняться Моей Торе. Это в вашей власти".
Разве Ашем не знал, что может произойти? Чего можно достигнуть, позволив людям отлить золотого тельца, разрешив невесте плюнуть в лицо Жениху?
Теперь ответ будет ясен: если вас хватило на то, чтобы использовать свою свободу для изготовления золотого тельца, для убийства Моего пророка и для того, чтобы стать причиной уничтожения Скрижалей Завета, т.е. пойти Ашему наперекор, — тогда осознайте свою силу, которая сделает вас пророками, героями, мудрецами и поможет заново завоевать Тору. Ни одна сила в мире, даже Сам Ашем, не может отнять Тору, соединяющую Ашема с Израилем. Даже если вы такой великий еретик, как Ахер — Элиша бен Абуя, который услышал голос с небес, провозглашающий: "Вернитесь, дети Мои, вернитесь; каждый может совершить тшуву, кроме Ахера" , — вы можете совершить тшуву. Ахер действительно слышал небесный голос, отвергающий его, но, по мнению комментаторов, несмотря на это, почувствовал в себе силы воспротивиться воле небес и вернулся на пути Торы.
В трудную минуту вспомните, что Моше пересилил Ашема. Он вступил с Ним в схватку и победил. Поэтому вы тоже сможете преодолеть все невзгоды, даже те, которые ниспосланы Ашемом. Держитесь крепко за свои Скрижали. Вот такой урок дают нам мудрецы в этом прекрасном отрывке.
Усвоив этот урок, мы сможем ответить на вопрос, почему Моше разбил Скрижали Завета и почему Ашем поблагодарил его за это.
Существовало две пары Скрижалей. Первая пара была изготовлена Ашемом и написана Ашемом. Эту пару Моше разбил. Вторую пару, также написанную Ашемом, высек из камня Моше. Только по отношению ко вторым Скрижалям Тора говорит: "вытеши себе" .
Первые Скрижали представляют первый 2000-летний период дарования Торы. Второй 2000-летний период эпохи Машиаха представлен вторыми Скрижалями принятия Торы. Ашем благодарил Моше за то, что тот разбил первые Скрижали, потому что этот поступок предоставил возможность невесте Израилю исполнить свою роль в бракосочетании, внести свой вклад, изготовив вторые Скрижали Без этого бракосочетание было бы односторонним; даже если одна из сторон так же совершенна, как Ашем (а может быть, именно потому), другая постоянно чувствует свою ущербность. Моше разбил первые Скрижали для того, чтобы заключить равноправный брак, создать союз на основе взаимной действенной любви жениха и невесты. Вот почему Ашем сказал "Спасибо!"
Теперь, когда у нас есть основа для понимания смысла и назначения страданий, я хочу предложить вам несколько историй, объяснив, как они вписываются в эту основу.
Первую историю я услышал от своего наставника раби Михаэля Дова Вейсманделя, благословенна память праведника.
Уничтожение нацистами еврейской общины в Европе началось с депортации. Вооруженные солдаты посреди ночи выгоняли беззащитных людей из домов и собирали на городской площади. Оттуда фашисты отправляли их на железнодорожные станции и втискивали по 80-90 человек в вагоны, предназначенные для перевозки скота, где более или менее нормально могли ехать не более 20-30 человек. Затем солдаты запирали двери вагонов и оставляли там людей без пищи и воды, хотя зачастую, особенно в конце войны, отправка эшелонов в лагеря смерти задерживались на несколько дней.
Случай, о котором я хочу вам рассказать, произошел в словацком городе Нитра, родном городе раби Вейсманделя. Ранним утром немцы выгнали евреев из их домов и впихнули в набитые битком вагоны, так, что не было возможности даже сесть. Так они в течение целого дня стояли в раскаленных немилосердным солнцем вагонах. Дети умоляли дать им воды, но у взрослых не было ни еды, ни питья. Вот в таких ситуациях проявляется истинный характер народа Израиля.
Один простой фермер, занимавшийся разведением цыплят, невыносимо страдавший, как все остальные, и не имевший возможности помочь своей семье, выглянув из крохотного вагонного оконца, увидел еврея, идущего по улице (немцы оставляли на свободе некоторых еврейских ремесленников до тех пор, пока нуждались в их работе), и крикнул ему: "Янкель, окажи услугу, сходи ко мне домой и покорми цыплят. Помни, Тора запрещает причинять страдания животным".
Этот человек, на глазах которого умирали его дети, мог считать себя свободным от всех требований гуманизма. Он не был обязан беспокоиться о своих цыплятах. Он мог обратить взор к небесам и сказать: "Господин Вселенной, где Твое обязательство не мучить животных? Если мы недостаточно хороши как евреи, позаботься о нас, хотя бы как о животных. А если я недостоин милосердия даже как животное, почему мои дети должны так страдать? Они просят воды и пищи, а я не могу им помочь".
Должен ли был этот еврей в таких условиях беспокоиться о страданиях бессловесных существ? Конечно, нет. И все же его преданность Торе Ашема, даже в таких нечеловеческих условиях, была неизменной. Несмотря на все ужасы, он говорил: "Ашем, я не позволю Тебе отнять у меня Тору. Даже теперь я буду бороться с тобой за обладание ею".
Немало подобных случаев происходило не только с простыми евреями, но и с великими раби, известными еврейскими лидерами. Но раби Вейсмандель любил рассказывать именно эту историю, так как она показывает, что поступки даже самого обыкновенного еврея могут подтвердить справедливость слов: "Кто может сравниться с Твоим народом Израилем?".
Другая история — о молодой еврейской матери, которую только что привезли в концентрационный лагерь. Зная, что вскоре ее разлучат с новорожденным ребенком, она кричала: "Я не отдам моего малыша, пока мне не дадут нож!"
Друзья пытались ее успокоить, но в самый разгар суматохи подошел немецкий офицер. Узнав, из-за чего шум, он с типичным немецким садизмом достал нож и "великодушно" протянул его женщине. Она положила младенца, взяла нож и выполнила брит милу, обрезание младенца. Когда женщина завершила обряд, ее лицо осветилось радостью. Она отдала нож и ребенка немцу и сказала: "Ашем дал мне здорового ребенка. Я возвращаю Ему еврейского младенца".
В таких обстоятельствах женщина вовсе не обязана делать брит милу. Но это было ее главным желанием. То был поступок невесты. "Ашем, мы любим Тебя, — как бы говорила она, — мы любим Твою Тору — кольцо, означающее наше с тобой обручение. Как Ты, невзирая ни на что, принял нас в Египте, так и мы при любых обстоятельствах принимаем Тебя, и не имеет значения, что Ты скрываешь от нас Свое присутствие". Еще более убедительным доказательством верности народа Израиля своему религиозному наследию и своему Б-гу служат истории о еврейских детях. Вот некоторые из них.
В месяц нисан 5704 (1944 г.) в концентрационный лагерь, где находилось около 200 еврейских мальчиков, депортированных из Венгрии, пришел врач. Он сказал: "Вы знаете, что немцы каждый день убивают евреев. Сначала они заставляют их работать до полного изнеможения, а затем отправляют в газовые камеры".
"Но, — продолжал врач, — христианская церковь хочет спасти евреев. Она гарантирует безопасность каждого пожелавшего принять крещение".
Ни один из мальчиков не прореагировал, тогда врач продолжил: "Вы же погибнете здесь! Даю вам три дня на размышление. Каждый, кто пожелает креститься, получит защиту церкви".
Как только врач вышел из комнаты, мальчики взорвались: "Раша" Негодяй! — говорили они с отвращением. — Добрые христиане толкуют о любви и убежище, но они не примут тебя до тех пор, пока не станешь одним из них". Через три дня врач вернулся, но ни один из мальчиков не принял его предложения.
Еще одна хорошо известная история о верности еврейских детей традициям иудаизма. Знаменитая школа Бейт Яаков в Кракове, основанная Сарой Шнирер, привлекала девушек со всей Европы. Так как большинство учениц были приезжие, они не смогли вернуться домой с началом войны. Проходили день за днем, неделя за неделей, а они оставались в школе.
Учителя старались вселить в них мужество и осторожно готовили к самому худшему: как умереть, освящая Имя Всевышнего, если это потребуется. На двенадцатый день месяца ава (приблизительно в августе) 5702 (1942) г. директриса школы собрала своих учениц.
"Дорогие дочери, — начала она, — каждый день мы просим Ашема о милости. Но если Он подвергает нас испытаниям, мы должны просить Его дать нам мужество и силы. Мы живем в очень трудное время и должны помнить слова Моше: "[Ашем] — твердыня. Все Его действия чисты. Он праведен и абсолютно справедлив" . Может настать время, когда вы будете призваны на деле доказать, насколько еврейские дети верны Ашему и как они могут выдержать любое испытание".
Через несколько дней гестаповские агенты пришли в дортуар школы Бейт Яаков. Они приказали девушкам сходить в общественную купальню, а потом надеть лучшие платья. Затем сказали директрисе: "Завтра 93 гестаповца придут сюда и каждый выберет себе девушку. Пусть они не боятся — солдаты их не обидят. Мы только хотим немного развлечься".
Услышав это, директриса поняла, что час испытания настал. Она позволила девушкам выкупаться и одеться в лучшие платья, потом собрала их и сказала: "Дорогие дети, знаю, что если придется, все вы готовы отдать жизнь за Ашема и стойко вынести все предназначенные вам пытки. Но эти чудовища имеют еще более дьявольские намерения: им недостаточно истребить нас физически, сначала они хотят уничтожить наши души".
Девушки оцепенели от страха. Понимая их состояние, директриса сказала: "Я была готова к этому, — она сделала паузу и затем продолжила, — у меня есть для вас таблетки с ядом. Если кто-то из немцев попытается до вас дотронуться, примите таблетку. Ни за что не позволяйте им запятнать вашу душу".