Смекни!
smekni.com

Перед рассветом. Катастрофа и возвышение через страдание (стр. 13 из 32)

Постепенно девушки пришли в себя и почувствовали, как их наполняет внутренняя сила. Их лица излучали уверенность и спокойствие.

На следующий день, как только появились гестаповцы, девушки собрались в актовом зале и, прочитав молитву, сказали: "Мы готовы выполнить заповедь: умереть ради освящения Его Имени". Затем каждая из них приняла яд. "Давайте все вместе, в последний раз произнесем слова, которые евреи говорят перед смертью — Шма, Исраэль..." — сказала директриса.

И они вслух читали Шма до тех пор, пока все не покинули этот мир.

СМЫСЛ: ДУХОВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

Катастрофа — это трагедия, которую невозможно выразить словами. Но она станет бессмысленной трагедией, если мы не усвоим ее главный урок — самым благородным видом сопротивления евреев Катастрофе было духовное сопротивление. И его евреи демонстрировали неоднократно.

К сожалению, этот факт почти не упоминается светскими историками или дилетантами, которые освещают Катастрофу в популярной литературе. Действительно, среднему человеку более понятны восстания в Варшавском гетто еврейских партизан, но вооруженная борьба была только одной из реакций евреев на Катастрофу, причем не самой распространенной и значимой. Главным и наиболее благородным видом сопротивления евреев во время Катастрофы было духовное сопротивление. Евреи не позволили нацистам отнять свою индивидуальность, а уничтожения еврейской личности как раз и добивались нацисты. Им было недостаточно уничтожить евреев физически, им была нужна и их душа.

Во время праздника Симхат-Тора нацисты взяли из бараков большую группу еврейских мальчиков не старше 15-16 лет, чтобы отправить в газовые камеры. Один из них сказал: "Сегодня Симхат-Тора — день, когда мы должны радоваться с Торой. Давайте последний раз будем танцевать с Торой".

"Но у нас нет свитков Торы", — возразили остальные. "Зато с нами Ашем", — ответил он. И они стали петь и танцевать так, как не веселились никогда раньше. Нацисты были потрясены. "Чему вы радуетесь?" — спросили они детей.

"Сегодня Симхат-Тора, и мы радуемся вместе с Ашемом. Он дал нам Тору, сделал евреями. Он дал нам вечную жизнь".

"Разве вы не знаете, что вас ждет?" — спросили нацисты.

"Знаем, но не собираемся сейчас умереть. Вы только перемещаете нас из материального мира в духовный. Мы встретимся там с нашими родителями, которых вы убили вчера; вы не можете по-настоящему убить нас". Нацисты были в такой ярости, что отослали детей назад в бараки.

Если бы нацисты хотели просто истребить евреев, им было бы безразлично, что дети будут делать перед смертью. Но Гитлер и его прихвостни не могли удовлетвориться простым убийством евреев, им нужно было сломить еврейский дух, потому что именно он противостоял нацизму.

Чем же был еврей в глазах нациста? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны знать, что Катастрофа разыгрывалась по сценарию, повторявшемуся в истории неоднократно, сценарию борьбы между Яаковом и Эсавом. В терминологии Торы Яаков — чистый духовный идеал, искра вечности. Его брат-близнец Эсав олицетворяет материализм в его предельном выражении76 .

Эсав был рожден с сильной материалистической натурой, но, имея свободную волю, мог сравняться с Яаковом, благодаря чему осуществился бы союз духовного и материального, который дал бы Эсаву долю вечности. Но вместо того чтобы присоединиться к Яакову, Эсав упорствовал в погоне за материальным и усугублял свою ненависть к Яакову и ко всему, что тот олицетворял.

Отказ Эсава следовать идеалам своего брата и является корнем антисемитизма. Ашем предоставил всему человечеству возможность достичь бессмертия. Но только наши прародители следовали по пути праведности и заслужили право называться "Израилем", обеспечив этим подлинное бессмертие себе и своим потомкам78. Никто не мог ощутить потерю утраченной возможности сильнее, чем Эсав, потомок Авраама и Ицхака.

Вместо того чтобы изменить свою жизнь, он продолжал потворствовать своим прихотям и убедил остальных людей, которые при других обстоятельствах последовали бы за братом, разделить его ненависть к Яакову.

В этом отношении величайшим "достижением" Эсава стал его внук Амалек, чья ненависть была такой фанатичной, что его потомки не останавливались ни перед чем в тщетной попытке погубить детей Израиля (Яакова) в пустыне после того, как те чудесным образом были выведены из Египта. Ничего не добившись сам, он передал свою ядовитую злобу, свою безосновательную ненависть другим. Этот яд и сегодня циркулирует в венах общества.

Гитлер был современным Амалеком. Его фанатичная ненависть основывалась на страстном желании обладать властью. Это желание так глубоко укоренилось, что ему было недостаточно просто кратковременной власти. Он жаждал бессмертия, максимального обладания.

В сущности, Гитлер (современный Амалек) завидовал еврейскому (Яакова) сиянию бессмертия79 . Преследуемый, гонимый, вечно странствующий еврей, бросая вызов всем законам истории, имел право на вечность только по причине своего существования, что вызывало зависть .Гитлера и представляло угрозу его собственным амбициям. Поэтому Гитлер и желал "нового порядка": он (Эсав-Амалек) хотел низвергнуть "старый порядок", при котором Яаков занимал главенствующее положение.

Сознавал ли Гитлер, какую роль он играет в бесконечной саге о борьбе Яакова с Эсавом (Амалеком)? Его рукописи показывают, что он прекрасно отдавал себе отчет в своих действиях. Обвиняя евреев во всех бедствиях, обрушившихся на общество, Гитлер показал, насколько он был уверен в том, что евреи несут ответственность за тот мир, в котором находился и он сам. В своем извращенном мозгу он представлял Третий рейх как цивилизацию, которая займет место цивилизации, созданной евреями.

Эсав и все его последователи олицетворяют склонность к материализму, выражающуюся в независимости от духовной и моральной ответственности. Гитлер понимал: иудаизм — это фундамент современного сознания. Из его записей явствует, что им владела навязчивая идея отрицания иудаизма; таким образом он пытался освободить от еврейской совести весь мир. Потому-то Гитлер всегда и везде старался не только уничтожить евреев физически, но и подавить, унизить их, сознавая, что они являются тавной помехой для установления его бессмертного Третьего рейха.

В какой-то степени он был прав в своей оценке евреев — ведь Тора учит нас, что евреи будут тем народом, которому предназначено построить вечный Третий Храм.

Когда ребятишки в концлагере танцевали в праздник Симхат-Тора, потому что они были евреями, нацисты увидели, как пошатнулся их тысячелетний рейх, почувствовали, что их вера поколебалась. Поведение детей было несомненным доказательством того, что евреи, несмотря на заточение, унижение, отчаянное, безнадежное положение, уверены в своем бессмертии; и эта вера разбила вдребезги надежды нацистов на их собственное бессмертие. Так, разными способами оказывая духовное сопротивление, евреи разрушали Третий рейх задолго до того, как это сделали союзники.

На первый взгляд кажется, что Гитлер более преуспел, чем Амалек. Но в действительности его крах стал еще одним свидетельством существования вечного народа, идущего по этой временной земле.

Поведение простых и ученых евреев, мужчин и женщин, подростков и детей на каждом отрезке жизненного пути продемонстрировало их абсолютную верность Торе.

Все сказанное является декларацией, утверждающей:

"Мы не ограничены пределами этого временного мира. И докажем это, жертвуя всем во имя того, чтобы в вечном мире стать Твоим партнером, Ашем".

Рассматривать еврейское страдание, не принимая во внимание все то, за что боролся еврейский народ более трех тысячелетий, — духовное преступление и величайшая несправедливость по отношению к погибшим во время Катастрофы. Еврейская история, и в особенности история еврейского страдания — это испытания преданности евреев вечным ценностям Торы. Катастрофа — самое недавнее и во многих отношениях наиболее трудное из них, занимает свое место в этом же ряду. Герои приведенных историй, несмотря на полную безнадежность своего положения, не забыли о том, что миссией евреев в этом мире является служение Ашему с абсолютной преданностью. Нацист? Он — требуха в котле истории. В тот момент он обладал властью, но эта власть преходяща. Зато вечна преданность Ашему и Торе, которую каждый еврей показал перед лицом этого зла.

Катастрофа, как и вся история еврейского страдания и как любой эпизод личного страдания, должен рассматриваться через призму Торы. В этом начало процесса искупления.

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ИСТОРИЙ О ВЕЛИЧИИ ЕВРЕЙСКОГО ДУХА

В последней главе мы подробно рассмотрели мидраш, повествующий о том, как Моше боролся с Ашемом за то, чтобы удержать Скрижали. Теперь мы знаем, что этот мидраш символизирует тот факт, что ни одна сила в мире (даже Сам Ашем!) не может отнять Тору у еврея против его воли. Как нам убедиться в том, что еврей способен пересилить Ашема, как это сделал Моше? Это подтверждает история Катастрофы.

В одном из гетто оккупированной нацистами Европы группой юношей была создана подпольная ешива, основателем которой был молодой человек по имени Матитьяу. Родившись в Венеции, в семье ассимилированных евреев, он был глубоко предан Торе и в 15 лет, несмотря на сильное противодействие отца, вернулся к соблюдению заповедей. В конце концов он покинул родной дом и отправился в Польшу, где поступил в ешиву и вскоре стал подающим надежды знатоком Торы.

К тому времени, как немцы оккупировали Польшу, Матитьяу сделался лидером группы молодых людей, искренне преданных идеалам Торы. Вскоре нацисты издали указ, обязующий всех еврейских мужчин сбрить бороды и пейсы; евреев заставляли работать в Шабат, в противном случае им не выдавали продовольственные карточки. Матитьяу сказал членам своей группы, что эти указы являются гзерат ашмад, — попыткой заставить евреев отказаться от своей религии.