"Будьте уверены, — сказал он, — нацисты хотят в конечном итоге уничтожить евреев, но прежде им нужны наши души. Мы не уступим их требованиям и уйдем в подполье. Мы сохраним бороды и пейсы, будем соблюдать Шабат и учить Тору, пока не умрем. До конца наших дней мы полностью посвятим себя служению Ашему".
Молодые люди стали скрываться. Община по мере возможности помогала им продовольствием, считая этих юношей своей гордостью. Подпольные группы в других гетто равнялись на них, и, когда приходил час смерти, евреи шли ей навстречу со священными книгами в руках и со Шма Исраэль на устах.
Сохранился дневник чудом уцелевшего молодого еврея из группы Матитьяу.
Он пишет, что один остался в живых в своем бункере. Ослабевший от голода, испытывая ужасные мучения, он понимает, что через несколько часов пламя, бушующее вокруг, оборвет его жизнь. Юноша знает, что по еврейским законам ему позволено броситься в огонь. Но, несмотря на это, он ведет спор с самим собой: прыгнуть ли ему в огонь и тем самым прекратить последние мучения или же погибнуть медленной смертью. Перед лицом неминуемой гибели он вспоминает о тяжелом положении евреев во времена испанской инквизиции.
Мараны были испанскими евреями, под угрозой смерти принявшими христианство, но тайно соблюдавшими еврейские законы и обычаи, хотя в случае разоблачения их ждала смерть на костре. И вот одна очень богатая семья маранов оказалась в опасности: власти узнали об их тайной приверженности Торе. Один из друзей предупредил их о грозящей беде, и семье удалось бежать, как говорится, в чем были.
Долгие недели несчастные скитались в поисках пристанища, пока в конце концов не оказались в лагере беженцев в Марокко. Жизнь в лагере была ужасающей и, конечно, не шла ни в какое сравнение с их прежней жизнью, но зато здесь они были среди своих.
Вскоре на лагерь обрушился мор. Люди умирали один за другим. В семье маранов, о которой идет речь, смерть не пощадила ни одного ребенка. Родители пытались оставаться мужественными и не роптали на свою судьбу.
Но после смерти жены муж поднял глаза к небесам и ,сказал:
"Ашем, я знаю, Ты послал это испытание, чтобы проверить, не утрачу ли я веру и любовь к Тебе. Что у Тебя еще есть в запасе, чтобы сломить меня? Когда нас заставили принять христианство, мы продолжали втайне оставаться преданными Твоей Торе, жили в постоянном страхе разоблачения, но соблюдали все заповеди. Затем у нас был выбор — принять смерть или бежать, чтобы сохранить жизнь. Мы бежали, бросив все имущество, и стали нищими. Затем Ты забрал наше дитя. Мы не жаловались. Ты отнял у нас еще одного ребенка. Но мы оставались верны Тебе. В конце концов умерли все наши дети. А теперь я лишился и жены.
Мне кажется, у меня остались лишь две вещи. Одна из них — моя жизнь, другая — моя вера в Тебя. Если Тебе нужна моя жизнь — бери, ведь она и так Твоя. Но если ты хочешь отнять у меня мою веру в Тебя и любовь к тебе, то даже Ты, Всемогущий Б-г, не можешь сделать этого. Они принадлежат мне, мне одному".
И вот в пылающем еврейском гетто обреченный на смерть, измученный еврей вспоминает историю этой семьи и пишет в дневнике: "Моменты такой "конфронтации" с Ашемом — самое ценное из того, что может принадлежать человеку; они дают ему возможность доказать свою совершенную любовь и преданность Ашему". И он отбрасывает мысль о возможности приблизить свою смерть. Он обращается к Всевышнему: "В эти мгновения, когда нет надежды на спасение, когда жизнь потеряла всякий смысл, я понимаю: Ты проверяешь, насколько мы любим тебя, желаем Твою Тору и Заповеди, верим ли мы в Тебя? Ты боролся с нами. Ты боролся со мной, но не сломил меня. Скоро я умру мучительной, медленной смертью, но не стану торопить свой конец. Назначение этих последних часов, дарованных мне, — доказать Тебе, что даже превратившись в ад, земная жизнь остается самым ценным нашим достоянием, ибо, живые, мы можем сказать: "Ты не заставишь нас не любить Тебя. Можешь взять нашу жизнь, но не наше стремление к Тебе. Пошли нам любые испытания — я обещаю, что буду бороться с Тобой до последнего дыхания".
Иногда мы думаем, что Ашем борется с нами. Мы хотим быть настоящими евреями: служим Ему, соблюдаем Его Тору, но обстоятельства, как нам кажется, оборачиваются против нас. Ни в коем случае нельзя отчаиваться. Ашем может испытывать любого, но делает это, чтобы заставить нас понять: ни одна сила не может помешать любить Его.
Каждый шахматист пытается скрыть от партнера свою стратегию. Жизнь подобна шахматному поединку, где Ашем делает Свой ход и ждет нашего. Наша задача — понять, почему Он делает такой ход, и ответить на него.
Когда играют в шахматы, естественно, каждый стремится выиграть. Но когда отец играет с сыном, и сын, превосходя в мастерстве отца, выигрывает у него, то отец этому только рад. Поэтому, когда мы побеждаем Ашема, Он радуется нашей победе больше, чем Своей.
Возьмем, к примеру, толкование загадочного высказывания Ашема, приведенного в Гемаре. "Мои дети победили Меня"80. Мудрецы раби Иеошуа и раби Элиэзер спорили по некоему вопросу, и последний, чтобы подтвердить правильность своего суждения, решил обратиться за поддержкой к чудесным знамениям и сказал: "Пусть раздастся Голос с небес, подтверждающий мою правоту". И тут же мудрецы услышали голос, подтвердивший сказанное. Но в ответ раби Иеошуа процитировал Тору: "Она (Тора) не на небесах" . И тогда Ашем сказал: "Мои дети победили Меня". Другими словами, правота ответа настолько очевидна, что даже небесный Голос можно не принимать во внимание.
Конечно, человек не может "перехитрить" Ашема. Но когда Ашем действительно хочет проиграть, тогда другое дело. Вот так следует понимать и реакцию евреев на Катастрофу.
Когда наступал Песах, многие евреи даже в самых ужасных условиях концентрационных лагерей пытались любым способом достать мацу. Когда это им не удавалось, сердца умирающих, голодных евреев страдали больше, чем тела. Когда еврею грозит смерть, ему позволяется, даже вменяется в обязанность есть все что угодно, лишь бы выжить, даже если это будет хамец, который при других обстоятельствах строго запрещается есть в Песах.
В одном из лагерей группа евреев поступила так. Они решили справить пасхальный седер, используя хлеб. Собравшись тайно, они прочитали по памяти Агаду, вспоминая историю Исхода евреев из Египта. Когда пришло время съесть мацу, они взяли хлеб и произнесли импровизированную молитву: "Господин Вселенной, Ты хорошо знаешь, насколько сильно наше желание исполнить то, что надлежит сегодня, — съесть мацу. Но Ты не дал нам такой возможности. И Ты не только не позволил нам исполнить заповедь, обязывающую в Песах съесть мацу, но даже принуждаешь нас есть хамец. Иначе мы погибнем. Поэтому хотя мы не можем выполнить эту мицву, мы исполним более важную заповедь — сохранить жизнь. И мы произносим благословение: амоци лехем мин аарец — "Выводящий хлеб из земли".
Они закрыли глаза и съели хамец так, как будто выполняли драгоценнейшую заповедь. Можно представить себе, с какой гордостью в этот момент Ашем смотрел на них с небес и говорил: "Мои дети победили Меня. Я отнял у них возможность выполнить заповедь есть мацу. Но они заменили ее еще более важной заповедью — сохранить жизнь. Они "перехитрили" Меня".
Мы никогда не должны позволять себе считать положение безнадежным. Мы должны в любых условиях в самые невыносимые, мучительные мгновения жизни доказывать Ашему: "Я люблю Тебя". Подобно Моше, который вырвал у Ашема Скрижали, мы можем бороться с Ним и победить.
Если мы смогли использовать свою свободу выбора для разрушения, пойти против воли Ашема в Эденском саду, отлить золотого тельца, убить Зехарию бен Иеояду, то, конечно, у нас есть возможность вернуться к Ашему, несмотря на все препятствия. Главное, что Он Сам хочет нашей победы.
И в Аушвице еврей мог открыть Ашема; он мог — и многим это удалось — восстановить свои особые отношения с Ним. Со всеми своими сомнениями и горечью, накопившейся за долгие годы, человек мог заново обрести любовь к Всевышнему и провозгласить о ней. Я могу засвидетельствовать это.
Не так давно молодая женщина, корреспондент европейского агентства новостей, путешествуя по Америке, пришла на одну из моих лекций. После лекции мы разговорились. Я узнал, что она происходит из ассимилированной семьи. Ее отец пережил Катастрофу. До войны он соблюдал Тору, но затем, разгневавшись на Ашема, стал воинствующим атеистом.
Чтобы сократить рассказ, скажу только, что эта женщина в Америке стала полностью выполнять все предписания Торы, чем буквально вывела отца из себя. Он говорил ей: "Я вычеркнул религию из своей жизни, а ты к ней возвращаешься. Ты понимаешь, что ты делаешь? Ты сошла с ума!"
Я захотел познакомиться с ее отцом, но она отказалась:
"Он слишком ожесточен, лучше этого не делать. Он все равно не станет Вас слушать".
В конце концов она решила уехать в Израиль. Чуть позже я приехал туда с лекциями, одну из которых читал в Тверии. Моя знакомая в это время находилась там же;
отец приехал навестить ее и остановился в местном отеле. Увидев афишу с моим именем, женщина пришла повидаться со мной.
Я предложил ей: "Раз ваш отец все равно здесь, почему бы не привести его на лекцию?"
— Нет, — отвечала женщина, — он ужасно сердит на вас.
— Все равно, — сказал я, — попробуйте. Ведь Вы ничего не теряете?
— Хорошо, — согласилась она. — Я попытаюсь.
Когда я начал лекцию, я не знал, находятся ли они в зале. Говорил я о том, что основным назначением еврейского народа в этом мире является посвящение себя Ашему82 . Я упоминал о различных формах такого посвящения. Одна из них — готовность умереть ради Ашема, а другая, и она во многом труднее, готовность жить ради Ашема.