Смекни!
smekni.com

Перед рассветом. Катастрофа и возвышение через страдание (стр. 15 из 32)

В качестве иллюстрации я рассказал о евреях в Треблинке. Это был один из самых жестоких лагерей смерти: менее чем за год там было уничтожено 800.000 евреев. И немцам было недостаточно уничтожить евреев физически — они хотели опорочить евреев, запятнать их души.

Занавеси, традиционно висящие перед ковчегом, где хранятся свитки Торы, висели перед входом в газовые камеры. На них была надпись: "Это врата к Ашему. Праведные войдут в них" (Теилим 118:20).

Цель нацистов заключалась в том, чтобы заставить еврея в последние мгновения своей жизни проклясть Ашема. Но получилось наоборот. Когда ассимилированные евреи видели этот занавес, многие из них духовно пробуждались. Они даже пели и танцевали, входя в газовые камеры! Они осознали, что, поистине, эти врата вели их к Ашему.

"Это то, что называется кидуш Ашем через смерть. Но есть другая форма посвящения себя Ашему, — говорил я аудитории — она во много раз труднее: это кидуш Ашем жизнью, это кидуш Ашем теми, кто уцелел и нашел в себе силы жить дальше. Они видели разрушение, но, несмотря на это, принялись восстанавливать свои семьи, свои общины, строили новые синагоги и вешали новые занавеси, на которых писали: "Это врата к Ашему. Праведные войдут в них". Их кидуш Ашем это, пожалуй, нисколько не меньшее освящение Б-жественного Имени".

Я закончил свою лекцию словами: "Все мы, собравшиеся в этом зале, пережили Катастрофу. И физическую, к счастью ушедшую в прошлое, и духовную, свирепствующую вокруг нас до сих пор. Каждого живущего сегодня еврея можно назвать пережившим Катастрофу".

После лекции женщина подошла ко мне и сказала:

"Знаете, мой отец был сегодня здесь".

— Почему бы нам не встретиться? — спросил я.

Она исчезла в толпе и вскоре вернулась вместе с ним. Он стоял, низко опустив голову, и я не знал, то ли он собирается накричать на меня, то ли расплакаться. В конце концов он сказал прерывающимся голосом: "Раби, я хочу, чтоб Вы знали: я был в Треблинке. Я видел те самые занавеси, о которых Вы говорили сегодня". Он помолчал несколько мгновений, а потом добавил все тем же прерывающимся от охвативших его чувств голосом: "Я выжил благодаря чуду. И вот поэтому был охвачен гневом. Я рассердился на Ашема за то, что Он спас меня, и миллион раз спрашивал себя: "Для чего я выжил? Почему я должен был пройти через ад, а потом жить с этим? Неужели Ашем настолько жесток, что не позволил мне умереть вместе с моей семьей и друзьями? Разве это не было достаточной пыткой? Неужели Он хочет мучить меня дальше, заставляя жить со смертью в душе?" "С этой болью я жил, — сказал он, — поэтому я и стал атеистом. Все эти годы я не мог найти ответа на вопрос: почему я уцелел? Почему после всего, что случилось со мной, я выжил? Разве справедливо причинять мне такую боль?"

Я спросил его: "Получили ли вы сегодня ответ на свой вопрос?" Он кивнул. Слезы душили его, говорить он не мог. Я воспользовался паузой и сказал: "Вы думали, что сможете бороться с Ашемом, создав нерелигиозную семью, но дочь нашла пути к своим предкам. Она из тех, кто создает новые занавеси и пишет на них: "Это врата к Ашему".

Я посмотрел на него и добавил: "Когда Вы видите ее, живущую осмысленной, полноценной еврейской жизнью, подобной той, которой жил Ваш отец, неужели Вам не становится ясно, что уцелеть действительно стоило? Жизнь Вам сохранена не в наказание, а как награда для того, чтобы Ваши глаза могли увидеть это".

Он больше не мог сдерживаться и разрыдался. Мы договорились встретиться с ним попозже и проговорили два часа. Впоследствии его мировоззрение и жизненные позиции полностью изменились. Он признал правоту своей дочери и был горд тем, что она нашла свой путь к Торе. Многие и многие из нас носят в себе столько боли! Но никто не лишен права выбора, когда дело касается выполнения той цели, для которой все мы были созданы: во имя жизни держаться за Тору, обручальное кольцо, символ соединения Ашема и Израиля. Еврей, переживший Катастрофу, и лишенный моральных устоев еврей, погибающий в Катастрофе современного общества, — оба они в равной степени могут обнаружить Б-га Израиля и потребовать обратно Свою Тору. Миссия еврея — признать Ашема и любить Его — никогда не потеряет своего значения83 .

ПРИЯТНОЕ БЛАГОУХАНИЕ

Готовность еврейского народа пожертвовать всем на свете для исполнения миссии, назначенной ему Ашемом, является его главной чертой. Таким был Авраам. В молодости он вдребезги разбил идолов, принадлежащих его отцу, был заточен в тюрьму, а затем брошен огненную печь за свои убеждения, за то, что утверждал, что существует только один Б-г, сотворивший этот мир с определенной целью. Проходя испытание за испытанием, он вновь и вновь подтверждал свою преданность Ашему.

Благодаря Аврааму, самопожертвование сделалось характерной чертой еврея. Можно даже сказать, что оно предшествовало физическому рождению еврейского народа.

В мире, отличающимся от того, что образовался после Катастрофы, в том мире, каким он был в самые ранние времена своего существования, человек по имени Ноах вышел из ковчега. Когда он увидел новый мир, его охватило сильнейшее желание выразить всю мучительную тоску своей души. Он воздвиг алтарь и принес жертву Ашему.

Тора говорит об этом так:

"И Ашем обонял приятное благоухание. Тогда Ашем сказал Себе: "Больше Я не буду разрушать землю из-за человека, потому что наклонность человеческого сердца есть зло от юности его..." (Берешит 8:20,21).

Что означают эти слова? Мог ли Ашем быть ублаготворен сожжением на жертвеннике животных? Конечно, нет. Он был доволен тем намерением Ноаха, с которым тот совершил жертвоприношение. Какое намерение "обонял" Ашем в действиях Ноаха? Для того, чтобы лучше понять этот отрывок, нам следует обратиться к словам мудрецов из Мидраша. Они писали :

"Приятное благоухание, которое обонял Ашем, было благоухание его (Ноаха) потомка Авраама, который пожелает быть брошенным в огненную печь во имя Ашема".

Десять раз подвергался испытаниям Авраам. Когда он отказался отречься от своей веры в Ашема, его бросили в огненную печь (откуда Ашем спас его чудесным образом). Эта готовность принести в жертву свою жизнь и есть "благоухание", которое "обонял" Ашем в жертвоприношении Ноаха.

Мидраш продолжает свое повествование и рассказывает о том, что то приятное благоухание содержит намек и на другие будущие самопожертвования. Он упоминает также Хананью, Мишаэля и Азарию — трех еврейских юношей, которые были брошены царем Нэвухаднэцаром85 в горящую печь. Подобно Аврааму они были готовы скорее умереть, чем подчиниться приказу нечестивого правителя и поклониться идолу. И так же как Авраама, Ашем спас их чудесным образом, позволив выйти из огня невредимыми.

В конце повествования Мидраш добавляет, что в тот момент, когда Ноах совершал свое жертвоприношение, чувствовалось приятное благоухание еще одного будущего акта еврейского самопожертвования: поколения Тотального Разрушения (шмад).

Слово шмад означает разрушение через преследование, гонения, и его легко перевести как "геноцид" или "катастрофа". Один из толкователей Мидраша16 представляет самопожертвование поколения Тотального Разрушения следующим образом:

"Хотя Авраам, так же как Хананья, Мишаэль и Азария, был чудесным образом спасен из пламени, поколению Тотального Разрушения не удастся спастись. Оно отдаст свои жизни ради освящения Имени Ашема, и их тела сгорят в печах".

Безусловно, этот Мидраш чрезвычайно созвучен судьбе поколения, погибшего в печах нацистских лагерей. Эти слова подтверждаются удивительным открытием, которое стало возможным благодаря внедрению компьютерной технологии.

Скрытые коды

Развивая главную идею, содержащуюся в открытии кодов Торы87 раби Вейсманделем, компьютеру дали задание отыскать в книге Берешит место, где ивритский эквивалент слова "Гитлер" содержится при наименьшем шаге кода. ("Наименьший шаг" означает, что если слово, состоящее из пяти букв, находится не менее, чем в двух местах, компьютер определит то место, где расстояние между нужными буквами будет наименьшим.)

Компьютер произвел поиск и обнаружил в Торе зашифрованное имя Гитлера. Код с наименьшим интервалом в 31 букву88 найден в нашем отрывке, ше Ашем "обонял приятный аромат" поколения Тотального Разрушения, которому суждено погибнуть в горящих печах.

Более того, данная строфа содержит выражение "аацам ра — злой человек" там, где говорится: "Больше я не буду разрушать землю из-за человека, потому что наклонность человеческого сердца есть зло от юности его..." А кто лучше подходит к определению "злой человек"?

Дальнейший поиск обнаружил, что в этом отрывке зашифровано не только имя Гитлера, здесь дана наибольшая концентрация кодов с наименьшим шагом, относящихся к Катастрофе, включая ивритские эквиваленты слов "Берлин", "Германия", "нацист", "Аушвиц", "газовая камера", "Эйхман", "свастика" и др.

Нашей задачей не является детальная разработка этой впечатляющей находки. Не меньшее значение, чем обнаружение кода, имеют слова Мидраша, подтверждаемые этим кодом. Приведенная ранее цитата из Мидраша свидетельствует о том, что если существовало поколение, которое можно назвать поколением Тотального Разрушения, так это именно то, которое погибло в газовых камерах и печах нацистской Германии.

(Хотя совершенно очевидно, что такие трагедии, как крестовые походы, испанская инквизиция, казацкая резня 1648-1649 гг. были чудовищны, но только Катастрофа напоминает нам о животных, ведомых на заклание. Евреев перевозили в вагонах для скота, словно животных к жертвенному алтарю, т.е. к месту, специально предназначенному для их уничтожения. До этого никогда в еврейской истории массовые убийства не облекались в такую форму.)