Смекни!
smekni.com

Перед рассветом. Катастрофа и возвышение через страдание (стр. 25 из 32)

Случись такое раньше, он бы не задумываясь высказал в лицо своим родителям все что думает о них. Но теперь, став человеком Торы, он готов принять все, несмотря на то, что это идет вразрез с его желаниями.

Материализм и созданная человеком система мышления разрушили сегодня умы даже самых сердечных людей. Одно дело — видеть евреев, забывших о Торе и попирающих ее принципы. Но совсем другое — наблюдать еврейских родителей, считающих, что находятся на вершине цивилизованного, гуманного общества, но которых, увы, совершенно не волнуют чувства собственных детей. Они разводятся не из-за того, что совместная жизнь невыносима, а лишь для того, чтобы слегка развлечься. Еще совсем недавно о таком и не слыхали. Нашим дедушкам и бабушкам, может быть, не хватало внешнего лоска, но они жертвовали собой ради Торы и ради тех, кого любили".

Чтобы хоть немного успокоить молодого человека, я пригласил его к себе на Шабат и рассказал ему об учении раби Цадока Акоэна , жившего около ста двадцати лет назад. "Не забудутся в веках три поколения: Поколение Потопа, Поколение Пустыни и то поколение, при котором появится Машиах", — писал он.

Поколение Потопа будет выделяться своей нечестивостью. Его представители были поглощены удовлетворением своих страстей, похоти и личных потребностей. "Всякая плоть извратила свой путь" 117, — так написано об этом поколении.

Поколение Пустыни напротив, прославилось своей праведностью. Люди этого поколения стояли у горы Синай и получили Тору, это они отказались от всего и последовали за Ашемом в пустыню, чтобы исполнять Тору и заповеди.

Раби Цадок писал, что поколение, которое будет жить перед приходом Машиаха, соединит в себе пороки Поколения Потопа и достоинства Поколения Пустыни. Произойдет сражение между грехом и добродетелью, схватка между ними будет не на жизнь, а на смерть, но в конце концов праведность победит, и тогда придет Машиах.

В заключение я сказал молодому человеку: "Я знаю многих молодых людей из Поколения Пустыни, чьи братья и сестры состоят в смешанных браках. Но кто бы мог подумать, что родители из Поколения Потопа дадут жизнь детям, принадлежащим Поколения Пустыни. Хотя твоих родителей нельзя винить (они лишь побочный продукт евреев, которые не выдержали гонений и покинули Тору), тем не менее, они принадлежат к Поколению Потопа, а ты — из Поколения Пустыни. Ты не пассивен, борешься за Тору и поэтому заслужил каждую ее частицу, которой обладаешь".

ВЕЛИКИЙ ПРИНЦИП РАБИ АКИВЫ

Однажды римлянин пришел к великому мудрецу Ги-лелю и попросил его: "Изложи мне всю Тору пока я буду стоять на одной ноге".

Гилель ответил: "Не поступай с людьми так, как ты не хотел бы, чтобы поступали с тобой. В этом вся Тора. Остальное — комментарии"118.

Фактически Гилель пересказал ему изречение: "Возлюби своего ближнего как самого себя", являющееся основой Торы. Гилель попросту перефразировал его в отрицательной форме. Пришел раби Акива и сформулировал эту фразу таким образом: "Люби своего ближнего как самого себя — великий принцип Торы".

Раби Акива особо подчеркнул тот акцент данной строфы, который ранее был недостаточно ясно понят. Он видел, что люди делают ударение на первых словах — "люби своего ближнего". Но раби Акива хотел подчеркнуть, что главное в этой фразе слова — "как самого себя". Если человек не любит себя, тогда как он сможет по-настоящему любить остальных. Таким образом, любовь к собрату-еврею, прежде всего зависит от любви Израиля к самому себе.

Это положение соответствует другому утверждению раби Акивы. Гемара рассматривает такой вариант: двое идут через пустыню, имея запас воды, достаточный для спасения лишь одного из них. Нужно разделить воду поровну, несмотря на то, что это приведет к неминуемой смерти обоих, — считает один из мудрецов; раби Акива с ним не согласен. Он полагает что человек прежде всего обязан спасти самого себя. Согласно мнению раби Акивы, тот, кому принадлежит вода, должен выпить воду сам, чтобы выжить. Таким образом, в этом алахическом решении мы вновь видим, что "я" является центральной идеей интегрального подхода раби Акивы. Для него это основа великого принципа Торы.

Но не надо думать, что этот принцип узаконивает эгоцентризм. Источник еврейского существования в осознании себя как части святой нации. Еврейский народ был создан как святой народ; он послан на землю, чтобы представлять Ашема и привести мир к совершенству. Только этот вид еврейского собственного достоинства, гордости и любви к себе дает достойные результаты.

Мишна говорит нам: "Все евреи имеют долю в Грядущем мире"119. По сути это означает, что каждый еврей незаменим в деле совершенствования мира. Если ваша доля в создании автомобиля заключается в изготовлении свечей зажигания, но вы не выполните свое задание, то готовая машина не поедет несмотря на то, что все остальные работники сделали свою часть работы. Если еврей не исполнит свою роль в обеспечении создания будущего мира, эта цель не будет достигнута. И никакой другой еврей не сможет его заменить. У каждого своя уникальная роль. Подчеркнем, все начинается с нас самих. Мы сами должны раскрыть свое назначение и сделать все возможное для его реализации. Если мы не исполним своей части работы, тогда все, что сделано остальными, окажется лишенным смысла. На это обращает наше внимание Мишна, утверждая: "Каждый еврей имеет (незаменимую) роль в (достижении) Грядущего мира"

Еврейское чувство собственного "я" зиждется на рассматривании себя как части святого народа, исполняющего требования Создателя в этом мире. Никто другой не сможет выполнить за тебя то, для чего ты был создан. Это и имел ввиду Гилель, когда говорил: "Если не я, то кто?" Никто за тебя этого не сделает. Это подтверждал и раби Акива, когда говорил, что принцип себялюбия — великий принцип Торы.

Основа

По правде говоря, в Торе есть и другие великие принципы. Фактически иудаизм основывается на трех столпах:

Ашем, Тора и Израиль (т.е. еврей)121. Но и здесь применимо высказывание раби Акивы, что сам Израиль — основа Торы.

Любая постройка состоит из трех частей: фундамента, собственно строения и крыши. Точно также и иудаизм состоит из трех частей. Ашем — венец. Тора — здание, Израиль — фундамент. Если основание сооружения рушится, то и все остальное разваливается. Приведение этого мира к пункту назначения зависит от Израиля, который должен слиться с Торой и устремиться ввысь к соединению с Ашемом. Это также служит ответом на часто задаваемый вопрос. В течение 2000 Торы мы, казалось бы, имели все: явные чудеса (т.е. Ашема) и Тору. Если евреи не смогли выполнить свою миссию, когда обладали всем, то можно ли ожидать, что они исполнят ее, не имея ничего?

Ответ: хотя у нас был Ашем и Тора, у нас по сути не было Израиля. Не хватало "Как самого себя". Как это может быть? Ответ: когда мы думали, то у нас есть все — наш Храм, наши цари, наш Санхедрин, наша культура, наша страна, наша армия, наше положение в мире — именно тогда мы пренебрегали самими собой. Мы обусловили нашу самоценность видимыми манифестациями. Однако, поступая так, мы считали само собой разумеющимися наличие наитончайшей сущности — Израиля, части Самого Ашема — в нашей груди. Эта сущность и есть фундамент — неизменный и незаменимый.

Когда еврейский народ лишился всего — проявлений Ашема и Торы в своей жизни, то, казалось, настали мрачные времена. Не осталось ничего. Абсолютно ничего. Но если остались евреи, значит, еще не все потеряно. Не имеет значения, сколько утрачено; главное, что "был, есть и всегда будет" Израиль — неразрушаемая сущность. "Каждый еврей имеет свою долю в Грядущем мире, и каждый является буквой в духовной Торе. Ни его доля в Будущем мире, ни его буква в духовной Торе не могут быть утрачены. Имеет значение только то, какие усилия приложены для того, чтобы заслужить свою долю; если для этого ничего не сделано, то ваша буква будет утрачена. Как это ни парадоксально, но когда все остальное потеряно, человеку бывает легче раскрыть эту основу, "как самого себя". И именно с нее начать строить заново все основание.

Особенно существенно, что учить великому принципу Торы было доверено раби Акиве, самому начинавшему с нуля. Он был потомком Сисеры одного из самых порочных людей, когда либо живших на земле, и до сорока лет, как мы писали, был просто неграмотным. Лишенный всего, он не мог проявить свою значимость каким-либо внешним образом. Но знал, что он — еврей. Не имея возможности проявить свою еврейскую сущность внешне, раби Акива не пренебрегал ценностью своего "я", своего Израиля. И это помогло ему распознать ценность Израиля, его сущность, что в конечном итоге помогло ему подняться над своими современниками.

Три принципа нашего времени

Этим трем столпам — Ашему, Торе и Израилю — суждено перед приходом Машиаха укрепиться в еще большей степени, чем когда-либо прежде, потому что это поколение должно пропитаться ими больше всех других. И в течение последних пятидесяти лет мы наблюдаем, как еврейский народ проходил три соответствующих им вида испытаний.

Первое испытание — Катастрофа, проверившая первый принцип: веру в Ашема. Ашем сделал все, чтобы проверить нас. Только те, кто не утратил своей веры в Ашема после Катастрофы, выдержали это испытание успешно. К сожалению, многие его не выдержали, и "крыша" их иудаизма была сорвана.

Почти сразу же после Катастрофы было основано Государство Израиль. Впервые в истории еврейский народ получил возможность гордиться тем, что они являются евреями без Торы. До этого их гордость выражалась в обладании Торой Ашема. "Ты выбрал нас из всех народов и дал нам Тору"122. "Она (Тора) — это Твоя Мудрость в глазах народов"123 . Без Торы нам было нечем гордиться перед миром. 2000 лет мы были в изгнании, не имея собственного отечества. Единственным источником нашего чувства собственного достоинства была Тора.