Что сделал Ашем? Он послал великое испытание, дал нам наше собственное государство с нашей собственной победоносной армией. В самом начале его образования все народы испытывали уважение к евреям за то, что они сделали Землю Израиля плодородной и победили всех своих врагов. Евреи смогли наконец почувствовать себя свободными гражданами, вошли в Союз наций, направили своих полномочных представителей по всему свету и провозгласили гордо: "Мы — евреи ... безТоры".
Еврейское государство было провозглашено без упоминания Имени Ашема. Это государство основано скорее на британских законах, чем на алахе — еврейских законах. Это первая возможность такого рода за всю историю еврейского народа. И Ашем ставит перед евреями такой вопрос: "Вы горды потому, что имеете Тору, или потому, что имеете бюрократию, как и все другие народы?"
Те, кто продолжает сознавать, что без Торы мы — ничто, выдержали это испытание. Те, кто этого не понимает, подобны основанию без самой постройки.
В последнее время мы проходим третье испытание — "как самого себя", найти Израиля в себе самих и полюбить его. Но человек не сможет сделать это до тех пор, пока не поймет, что такое Израиль. Он существует в этом мире, чтобы представлять Ашема, выполняя Тору от мельчайших деталей до великих принципов так, чтобы достойным образом объединить все в одно целое, сделать максимально возможное для осуществления своего назначения. Любить себя или другого еврея по любой другой причине, неправильно, потому что это в конечном счете приведет к саморазрушению.
Те, кто выдержат третье испытание, смогут возлюбить своего ближнего и самих себя, даже если живут крайне тяжело и, казалось бы, лишены всех ценностей. Не прошедшие испытания пополнят ряды тех евреев, чья вера опирается на слабый фундамент. Для них потеря всего станет толчком к переменам. Рано или поздно, благодаря внутреннему или наружному воздействию, они поймут, что у них не осталось ничего, кроме того факта, что они — евреи. Осознание этого послужит для них необходимым для возведения нового фундамента и строительства нового здания веры.
Теперь мы можем вернуться назад, чтобы глубже понять последние минуты раби Акивы. Израиль внутри человека иногда может быть обнаружен только тогда, когда он, Израиль, скрыт в самой глубокой тьме. Сорок лет своей жизни раби Акива был погружен во мрак. И все-таки именно он принес истинный свет Торы своим современникам и всем поколениям евреев, живущим во тьме галута.
Когда его привезли на казнь, то на вершине боли и страданий он спокойно и с достоинством произнес Шма Исраэль — боевой призыв евреев. Это было так, как будто он сказал своим ученикам и всем нам: "Может быть, вы думаете, что мое величие основывается на таких качествах, как разум или стойкость? Они, конечно, благородны. Но когда они, в прямом смысле этого слова, содраны, то видно, что я — простой смертный и создан из плоти и крови. Поэтому нужно осознать, что внутреннее величие еврея берет свое начало не в природе человека, а от высшего внутреннего источника. Это — ор хадаш , обновленный Первичный свет, воссиявший навеки.
Я говорю это вам, мои дорогие и любимые ученики, потому, что поняв это, вы сможете достучаться до вашего собственного обновленного Света, сможете начать свой ежедневный труд для Ашема, Который будет питаться этим внутренним источником, а не прежним наружным. Поэтому не ищите поверхностного в моем теперешнем испытании и не ищите поверхностного в ваших трудностях. Вы смотрите на меня и думаете, что видите самую черную тьму, но в этот самый момент я горю ярчайшим светом. Купайтесь в нем и учитесь сами излучать такой свет.
Слушайте этот Израиль, Израиль в вас самих, — и пусть эти слова звучат в вас до тех пор, пока "новый свет не засияет над Сионом", — Ашем, наш Б-г, Ашем — Един.
Дорогие читатели! Хочу закончить свою книгу словами утешения. Все, изложенное здесь, имеет прямое отношение к страдающему человеку. Нет предела тому, что может постичь человек на примере мук еврейского народа. Какой бы безнадежной не казалась вам ситуация, из нее всегда можно извлечь великое утешение, поняв, чего вы достигните своим страданием.
Когда Ашем первый раз послал Моше к фараону со словами:
"Отпусти мой народ", фараон ответил таким усилением гнета, что евреи пожаловались Моше: "С тех пор как ты появился, нам стало намного хуже"125 .
Моше вернулся к Ашему и сказал: "Зачем ты посылал меня? Теперь людям стало гораздо хуже".
Ашем ответил: "Я — Ашем. Всякий раз, когда Я являлся Аврааму, Ицхаку и Яакову, то представлялся как "Всемогущий". Но Свое Имя (Четырехбуквенное Имя Ашема) Я не открыл".
Как слова Ашема ответили на вопрос Моше?
Ашем правит миром двумя способами: через природу и через особое вмешательство. Имя "Всемогущий" имеет отношение к природному миру. Природный мир по определению является ограничением сущности Ашема, потому что развивается естественным порядком, который, по крайней мере внешне, кажется обладающим своим собственным направлением.
С другой стороны, Четырехбуквенное Имя означает, что Ашем не просто позволяет событиям идти в соответствии с законами природы, но постоянно осуществляет свою волю, управляя миром. Это проявление Ашема не было открыто нашим предкам. Так что Ашем дал Моше и Своему народу настоящее утешение. Утешение с большой буквы: ты и народ заслужили высшее, постоянное присутствие Ашема.
Гемара рассказывает нам126:
Раби Шимон бар Йохай сказал: "Приди и посмотри, как любим Израиль. Всюду, куда бы евреи не шли в изгнание: В Египет..., Вавилон, Эдом — Шохина шла вместе с ним. Откуда мы знаем, что после того, как евреи будут спасены, Шехина также будет спасена? Потому что стих гласит: "Ашем вернется с твоим возвращением".
Шехина дословно означает "Присутствие". Это слово описывает ощущение человеком присутствия Ашема. Однако завершающие строчки утверждения Гемары могут показаться излишними. Если Шехина находится вместе с евреями в изгнании, то зачем нам сообщают о том, что она будет спасена вместе с нами? Может ли человек серьезно рассматривать возможность того, что Шехина останется в изгнании?
Первый ответ: человек может предположить, что Шехина не останется с евреями в конце их изгнания, потому что их полностью поглотит тьма. Однако Шехина никогда не покинет их. "Она останется с евреями до самого конца, когда они будут освобождены", — учит раби Шимон бар Йохай.
Маараль127 предлагает более глубокий ответ, основанный на том, что беспомощность изгнания усиливает ощущение присутствия Ашема. Наше существование в положении изгнанников полностью противоречит законам природы. Когда мы поймем, что живы только благодаря особому вмешательству Ашема, Его помощи — вот тогда мы почувствуем Шехину, почувствуем, что Ашем с нами и незримо влияет на ход событий. Чтобы еще более индивидуализировать эту мысль, Маараль привязывает ее к другому высказыванию Гемары, которая заявляет, что, навещая больного, нужно сидеть ниже его, потому что "Шехина находится над его головой". Здоровый человек независим и может обойтись без посторонней помощи. Следовательно Шехина остается неузнанной. Больному же необходима помощь извне, и этот факт с особой остротой выявляет, что его существование в очень большой степени зависит от Ашема. Это и подразумевает выражение:
"Шехина над головой больного". Больной человек перешел от восприятия Ашема, как Всемогущего Б-га, Ашема, который позволяет "природе" идти своим, кажущимся на первый взгляд, независимым курсом, к восприятию Ашема, постоянно находящегося во взаимодействии с сознанием.
Так объясняется высказывание "Всюду, куда бы ни были изгнаны евреи, ...Шехина шла вместе с ними". Изгнание — это то состояние, которое особенно культивирует присутствие ощущение присутствия Ашема, постоянно возобновляющего Творение. Что же тогда подразумевает последнее утверждение, что Шехина будет освобождена с евреями в окончательном избавлении?
Кто-то может ошибочно подумать, что Шехина присутствует только в минуты страданий человека, но с исчезновением боли проходит и особая интенсивность присутствия Шехины. Давайте сравним: допустим, что вы вместе с другими людьми находитесь в очень темной пещере. Вокруг ничего не видно. Неожиданно вы обнаруживаете у себя в кармане маленькую свечку, нащупываете спички и зажигаете свечу. Крохотная свеча освещает пещеру для всех. Нет ничего более ценного в этот миг, чем она. Но вот вы вышли из пещеры на солнце, и свеча становится совершенно бесполезной.
Эта притча о Шехине, которую мы находим в нашем страдании, в нашей тьме. Она как свеча, зажженная в темной пещере. Однако возникает вопрос: когда мы спасены, когда сверкающий солнечный свет разгонит тьму изгнания, насколько важным будет присутствие Шехины, которое мы ощущали во тьме? Всякое реальное утешение мы можем получить от нее в конце пути, когда свет Шехины, обнаруженный нами в изгнании, будет подобен пламени свечи перед сиянием солнца?
В ответ на это Маараль приводит высказывание раби Шимона бар Йохая: "Когда придет для Израиля время избавления, Шехина будет избавлена вместе с ним, т.е. пойдет с ним дальше; благодарность, которую вы чувствовали в изгнании, и боль не исчезнут от великого Откровения Шехины, которое произойдет в момент избавления. Когда жизнь снова станет такой, какой должна быть, истинная Шехина, открытая во время изгнания, не исчезнет".
Эти слова в высшей степени утешают. Представьте себе мать, у которой двенадцать детей. Каждый ребенок получает только одну двенадцатую часть ее времени. Но когда кто-то из детей заболевает, мать уделяет ему больше внимания, чем остальным.