А если ребенок заболел настолько серьезно, что его необходимо поместить в больницу, мать бросит все и проводить у постели ребенка день и ночь. И вот тогда ребенок осознает, настолько сильно мать любит его.
То же самое и с еврейским народом. В каком бы изгнании мы ни находились, мы осознаем, что не смогли бы уцелеть, если бы Шохина не была с нами. Когда мы потеряли свою независимость, то поняли, насколько сильно зависим от Ашема. Но когда придет спасение, кто говорит, что мы сохраним это ощущение и понимание?
Раби Шимон бар Йохай сказал: "Когда настанет время Израилю освободиться из изгнания, Шехина, которую они ощущали в изгнании, будет освобождена вместе с ними". Это звучит так, как будто Ашем говорит: " Когда вы поправитесь, т.е., когда в Конце Дней будете окончательно спасены, обещаю, что вы не утратите ощущение Моей близости, которое было с вами, даже после того, как вы выздоровеете. Оно ваше навсегда!"
Это и сказал Ашем Моше: "Твои предки знали меня только как всемогущего Б-га, управляющего природой. Но Свое новое Имя — Ашем, Я не открыл им. Они не страдали в египетском изгнании. Только теперь вы можете узнать мое внутреннее, сокровенное Имя, означающее, что Я — ваше бытие. И с этих пор это сокровенное Имя станет известно детям Израиля. Они заслужили это своими страданиями, и они больше никогда не утратят этого завоевания".
Откровение Имени Всевышнего, начавшееся во времена Моше, достигнет своей кульминации с приходом Машиаха. Наши мудрецы рассказывают, что Машиах родился в 9-го ава, после полудня128. 9-ое ава — самый мрачный день еврейского календаря, в который были разрушены и сожжены оба Храма. Когда в этот день после полудня сгорел дотла Храм, все надежды были утрачены.
Если дом горит, вы говорите себе: "Уцелела бы хоть одна комната". Но пожар продолжается, и постепенно становится ясно, что потеряно все. Это почувствовали евреи после полудня 9-го ава. И мудрецы говорят нам, что в этот момент родился Машиах.
Все сказанное можно отнести к любому из нас. Каждый из нас Машиах в миниатюре, каждый несет в себе его часть. Когда Ашем отнимает у нас все, даже то, что, на первый взгляд, олицетворяет Его близость к нам, (а ничто так не символизирует эту близость, как Храм в Иерусалиме), это эквивалентно рождению Машиаха. Потому что, когда все опоры и символы отняты и не остается ничего, кроме тебя и Ашема, именно тогда вы оказываетесь соединенными с Ним напрямую, без посредников. Эта необычно тесная связь рождает частичку Машиаха внутри нас. Когда мы обнаруживаем новую близость к Ашему, новый великий аспект нас самих, наше "как самого себя", тогда мы в некотором роде становимся своим собственным Машиахом. Постигая наше истинное "я", мы получаем утешение по утраченному Храму, символу нашей близости к Ашему. И это приобретенное "я" — наше навсегда.
Итак, дорогие читатели, когда вы осознаете свою беспомощность и зависимость от Ашема, это непременно послужит рождению близких отношений с вашим Создателем — каждый день, каждый час, каждую секунду. Это будет открытием вашего собственного, сокровенного Машиаха, открытием Его сущностного Имени, откровением Шехины.
И это откровение длится вечно. Когда вы задумаетесь над этим, вы обретете источник безграничного утешения.
Приложение содержит Ответы на распространенные Вопросы, касающиеся рассматриваемой в этой книге темы. Ответы не обязательно являются самодостаточными. Часто они предполагают знакомство с содержанием самой книги, имейте это в виду. И, конечно же, не следует забывать, что здесь представлена лишь малая часть возможных Вопросов по данной теме.
Вопрос 1. Я отказываюсь понимать, как милосердный Б-г может допустить возможность зла в Своем мире, как бы Вы ни старались дать этому рациональное объяснение. И нельзя приписать свободной воле человека вину за существование зла. Почему Б-г допускает зло? Какая польза от него?
Ответ. Мы не можем и не должны позволять себе анализировать мышление Ашема, но на определенном уровне можем попытаться понять Его мысли.
Ашем — Всемогущий и Милосердный — это непреложное правило. Он способен дать нам любое благо в любой миг и желает нам только добра. Но просто давать "благо", в конечном итоге не есть благо. Самый большой подарок, который можно сделать человеку, — это научить его действовать самостоятельно. Иными словами: самый большой дар — тот, который человек заслужил. Поэтому достойнее дать работу, чем благотворительное пособие. Здоровый человек хочет сам зарабатывать свой хлеб, и нет ничего более важного, чем позволить ему это сделать.
Ашем дает нам возможность заслужить Его доброту. (Это часть Его абсолютной доброты.) Если бы не она, то благо, данное им, не было бы настоящим. Мы бы походили на автоматы, которые, ничего не делая, лишь получают различные блага.
Механизм, с помощью которого Ашем дает нам возможность заслужить Его доброту, называется свободной волей. Через нее мы имеем возможность идти против воли Ашема и даже потерять наше благо. Но используя нашу волю для того, чтобы следовать воле Ашема, мы по-настоящему заслуживаем Его доброту. Воля лишь тогда свободна, когда существуют два полюса: добро и зло. Добро — синоним Ашема, и, следовательно, существует вечно. С другой стороны, зло — тоже создание Ашема. Оно создает потенцию свободы воли. Поэтому, хотя оно есть зло по определению, как инструмент Ашема для создания свободной воли, оно тоже всегда будет иметь жизненно важное значение в общем благе Творения.
Таким образом, первая польза зла в том, что оно дает возможность осуществить свободу воли.
Существует еще одна польза от зла. Свободная воля — это и возможность отказаться от собственного добра, добровольно предпочтя плохое хорошему. Реальная проблема возможности выбрать зло заключается в том, что в результате такого выбора мы постепенно становимся нечувствительны к дурному внутри и вокруг нас. Мы даже обретаем уверенность в том, что живем абсолютно правильно, тогда как в действительности это не так.
Яркий пример — нацизм. Гитлер и его клика абсолютно не считали себя злом, напротив, полагали, что оказывают человечеству величайшую услугу, уничтожая евреев и других "недочеловеков", расчищая путь "господствующей расе".
Все мы стараемся оправдать свои поступки в любой ситуации. В этом и состоит реальная опасность: вместо того, чтобы изменить свою жизнь и сделать ее по-настоящему правильной, доброй, мы принимаем зло за эталон, а потом разрабатываем философию или психологию, поддерживающую нас в этом. (Например: "Это не воровство, а свободное предпринимательство" или "Как у меня могут быть антисемитские взгляды, когда я сам — еврей?")
Что есть истинное добро? Совершенно очевидно, что человек сам не может Ответить на этот Вопрос. Только Ашем в силах это сделать, иначе нравственные принципы одного человека послужат уничтожению другого человека.
Чтобы предотвратить ситуацию, когда выбор плохого настолько привычен, что человек становится нечувствителен к хорошему, Ашем создал зло — напоминание, своеобразный симптом начавшегося разложения в душе человека. Подобно физическому ощущению недомогания или голода, оно сигнализирует нам: что-то не в порядке, где-то мы (человек или группа людей) предпочли плохое хорошему. И тогда, словно боль, зло побуждает нас искать излечения и избрать хорошее вместо плохого.
Чтобы сделать выводы из изложенного, нужно выделить два назначения зла. Первое: склонность многих из нас предпочесть зло добру — это есть результат действия механизма свободной воли. Как уже было сказано, свободная воля колеблется между двумя противоборствующими силами. И способность выбрать хорошее, имея соблазн выбрать плохое, делает выбор первого более значительным.
Второе: даже если человек выбирает плохое, являющееся результатом зла, это побуждает душу, еще не совсем испорченную, воспротивиться злу. И когда человек устанет от зла до такой степени, что готов сопротивляться ему, оно превращается из негативной силы в позитивную. Как учит Гемара: "Тому, кто возвращается к Ашему из любви, не только прощаются его грехи, но они превращаются в заслуги!"129 Подразумевается, что грехи, ранее отделявшие человека от Ашема, теперь становятся средством достижения близости с Ним. Грехи превращаются в горючее, питающее огонь любви к Ашему.
Таким образом, зло — не уступка. Ашем может сделать все, что захочет. Он создал силы зла на благо нам.
Попробуем объяснить эту идею, используя слова мудрецов. Тора говорит, что после каждого дня Творения, за исключением второго, Ашем, оглядывал созданное и видел, что все это "хорошо". Но на шестой день формулировка изменяется: "Ашем увидел, что все было тов меод (очень хорошо). Что же побудило Его произнести эти слова? Сотворение склонности ко злу!
Это кажется трудным для понимания. Однако каждый из нас рождается с двумя наклонностями: к добру и ко злу. Склонность к хорошему представлена в стихе словом тов (хорошо), в то время как противоположная представлена словом меод (очень). (Тов меод — термин, употребленный Ашемом в завершении шестого дня созидания, означает "очень хорошо".)
Из сказанного следует: назначение склонности ко злу в том, чтобы "хорошее" сделать "очень хорошим". Тов становится тов меод только благодаря сопротивлению склонности ко злу!
Поясним это на простом примере.
Представьте себе поливочный шланг. Если нужно полить дальний участок, то необходимы две противодействующие силы. Первая — большое давление воды. Вторая — наконечник, ограничивающий выход воды. Сильный напор при большом отверстии не даст возможности поливать на большое расстояние, но и маленькое отверстие при слабом давлении воды не приведут к желанному результату. Только комбинация сильного напора воды и маленького выпускного отверстия поможет решить проблему .