Смекни!
smekni.com

Перед рассветом. Катастрофа и возвышение через страдание (стр. 3 из 32)

Его боль за настоящее и будущее своего народа была, наверное, сильнее, чем боль за прошлое. Он понимал, как легко еврею потерять себя духовно в американской культуре, и часто говорил: "Многие из эмигрантов, приехавших в Америку до Первой мировой войны, были лучше нас". Ему рассказывали, как вечерами по четвергам в Большом Бейт Мидраше в Нижнем Ист-Сайде невозможно было найти свободное место. Люди, притиснувшись друг к другу, изучали Тору. А теперь их дети пренебрегают Торой. В заключение он говорил: "И если мы не сможем передать Тору своим детям, что может гарантировать их будущее?"

Два года обучения под руководством раби Вейсманделя были необычайно важны для меня. Он учил, что человек никогда и ни при каких обстоятельствах не должен отказываться от правого дела. Если ты уверен в своей правоте, продолжай добиваться своего, несмотря на трудности. И никто, пожалуй, не сталкивался с такими непреодолимыми препятствиями, как он. В мире, где господствовал жестокий нацизм, он в одиночку пытался спасти жизни миллионов евреев. Уплатив контрибуцию в 50.000 долларов, он добился отсрочки депортации евреев из Чехословакии на 2 года. Позднее в США, в самом сердце провинциальной Америки, он, несмотря на невероятные сложности, основал ешиву, соответствующую лучшим европейским стандартам. Всю свою жизнь он свято следовал Торе, вопреки любым обстоятельствам, и был истинным борцом за правду. Он научил меня: без Ашема ничего нельзя достигнуть, а с ним — можно добиться даже невозможного. После того, как я два года проучился в ешиве в Маунт Киско, Ашем в Своей великой доброте помог мне найти верную спутницу жизни. Мне не было и девятнадцати, когда я из-за женитьбы оставил ешиву и начал зарабатывать на жизнь.

Не имея ни житейского, ни профессионального опыта, я взялся водить грузовики в порту Манхэттена. То, с чем я столкнулся, поразило меня своим контрастом с жизнью в ешиве: всего месяц назад я был поглощен Торой и полон святости, находился под влиянием великих раби; а теперь я очутился среди мерзости и отбросов нью-йорских причалов.

"Ашем, — спрашивал я снова и снова, — чего Ты от меня хочешь?"

Я чувствовал себя ягненком среди волков, попавшим в мир настолько чуждый всему, чему меня учили, что даже не понимал, как смогу выжить. Мне пришлось уйти в себя. Я вспоминал все, что внушали мне мои учителя. До этого момента мои знания были абстрактны, теперь я должен был научиться (и как можно быстрее!) применять их на практике.

Я погрузился в изучение тех книг наших мудрецов, где представлено мировоззрение Торы. Ашем увидел мои затруднения и помог достичь понимания этих книг, которые заняли в моей жизни особое место и определили весь мой дальнейший путь.

Особенно я полюбил книги Рамхаля (раби Моше Хаима Лупатто, 1707-1746гг.) и Маараля (раби Иегуды Леве, 1512-1609гг.). Последний является непревзойденным мастером изложения гомелетических учений мудрецов Гемары и Мидраша. В своих книгах Маараль показывает величие еврея, величие испытания, величие страдания. Он оказал заметное влияние на работы и других великих мыслителей, таких как Баал атания, Сфат Эмет, Рав Цадок, Акоэн, а их труды помогли мне постичь Маараля с большей ясностью.

После многолетних занятий я достиг достаточного уровня знаний, чтобы проводить публичные лекции для начинающих, успешно осваивающих программу. О какой бы книге Маараля я ни говорил — Гевурот Ашем, исследующей зарождение еврейского народа в Египте, или Ти-фэрет Исраэль, анализирующей сущность Торы и Откровения на горе Синай, или Нэцах Исраэль, рассматривающей пользу и назначение страдания и рассказывающей об окончательном искуплении и спасении, — я всегда ощущал, как его учение воздействует на людей.

Чем больше я преподавал, тем яснее мне становилась основа метода этого великого мыслителя. И когда я смог в какой-то мере постичь замысел Маараля, охватить представленную им картину мира в целом, меня охватил благоговейный трепет перед замыслом Творца.

Когда вы наблюдаете за работой художника, то поначалу трудно представить себе конечный результат. Здесь художник проводит линию, там добавляет краску, и вроде бы ни одно из этих действий не имеет определенного смысла. Но через некоторое время из хаотичных линий и пятен начинает складываться прекрасный образ. Но вам дано понять только концовку этого действа, а замысел его ясен только творцу.

Так постепенно постигается учение Маараля, которому свыше было определено довести до нашего сознания мысли наших мудрецов, чтобы хоть в малейшей степени понять Высший Замысел.

Надеюсь, что моя книга поможет этому. Я не могу гарантировать, что вам это удастся с первого раза. Но, прочитав ее дважды или трижды, дополнив ее изучение прочтением книг "Скажи жизни "Да!" и "Наступают дни", обсудив непонятные вопросы с другими читателями или со мной, вы получите полную, ясную картину.

Поэтому, дорогой читатель, не отчаивайтесь, если книга поначалу приведет вас в недоумение, поставит в тупик. Пропустите то, что сразу не сможете понять. Может быть, следующая глава даст ответ. А второе или третье прочтение сделает все предельно ясным.

Я уже был свидетелем того, каким положительным воздействием обладает этот материал. Когда я читал лекции вдовам, бездетным парам, родителям, потерявшим ребенка, людям потерпевшим крах в любви, т.е. всем тем, кто пережил личную трагедию, ощущал себя беспомощным, несчастным и находился в глубокой депрессии, то видел, что большинство из них покидало мои лекции с просветленными лицами. Я убежден, что в каком бы смятении вы ни были, его можно преодолеть, если внимательно и добросовестно отнестись к предложенному в книге материалу.

"Воздай мудрому человеку, и он станет еще мудрее' Надеюсь, что эта книга станет вашим первым шагом к постижению красоты внутри себя, в своей жизни, в ее тревогах и испытаниях. Когда вы достигнете этого понимания, то станете художником, который может создать свою картину и представить ее на суд людям.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я хочу закончить введение историей, подводящей итог всему изложенному. Она описана в одной книге, которую я когда-то читал, но в нашем доме ее рассказывают как семейное предание, так как один из участников этой истории — мой дед.

Реб Элиэзер Ландау был помощником Белзер Ребе, ра-би Аарона Рокеаха, благословенна память праведника. Во время нацистской оккупации реб Элиэзер жил в гетто Бушнер в Польше. Жизнь с каждым днем становилась все невыносимей, но вдруг у реба Элиэзера появилась возможность бежать вместе с семьей. Он спросил совета у Ребе.

"Беги, — сказал великий Ребе. — Отправляйся в Венгрию, там ты будешь спасен".

"Ребе, — возразил ему реб Элиэзер — но я польский гражданин! По-венгерски не знаю ни слова. Случалось, что польские евреи благополучно добирались до Венгрии, но потом их все равно возвращали в Польшу на верную смерть. А если нас ждет такая же судьба?"

"Все равно беги, используй этот шанс, — сказал ему Белзер Ребе. — Я даю тебе свое благословение, и Ашем поможет тебе".

И Элиэзер Ландау вместе с семьей отправился в путь. Когда поезд пересек границу Австрии с Венгрией, им пришлось сделать пересадку в маленьком городке под названием Юр. Железнодорожная станция кишела солдатами и полицией. Реб Элиэзер должен был купить билеты на поезд, следующий в Будапешт, но он боялся раскрыть рот, чтобы не выдать себя.

Он стоял на вокзале в полной растерянности, и вдруг к нему подошел человек с бородой и длинными волосами, падавшими ему на плечи из-под белой шляпы. Незнакомец обратился к Элиэзеру Ландау на идише (боясь, что их услышат, они обменялись только несколькими словами), а затем купил для всех билеты на поезд в Будапешт.

Когда они вошли в купе, человек снова заговорил. "Твое имя Лейзер Ландау?" — спросил он.

Элиэзер Ландау побледнел: "Откуда ты знаешь мое имя?"

"Меня зовут Амрам Гештетнер, — ответил незнакомец (это был отец моей матери), — я живу в Будапеште. Не обращайте внимание на то, как я выгляжу. Я вынужден выдавать себя за нееврея, а чтобы не сбривать бороду, отрастил волосы; теперь все принимают меня за вольного художника.

Мои родители, да упокоятся они с миром, родом из Юра. Там их могилы. Сегодня йорцайт моего отца, но я боялся ехать на кладбище. Однако прошлой ночью я видел во сне Белзер Ребе, который сказал: "Завтра йорцайт твоего отца. Поезжай в Юр на его могилу. На железнодорожной станции ты увидишь еврея с семьей; его зовут Лейзер Ландау. Здесь, в гетто, он сделал мне много хорошего. Пожалуйста, помоги ему".

"Проснувшись, — обратился мой дед к Элиэзеру Ландау, который слушал его, широко раскрыв глаза от изумления, — я и не знал, принимать ли сон всерьез. Но сегодня действительно йорцайт моего отца, и я решил поехать на его могилу. Вернувшись с кладбища, я увидел тебя, стоящего на платформе. Тогда я понял, что мой сон был "вещим".

Мой дед отвез Элиэзера Ландау с семьей в Будапешт и укрывал в своем доме несколько месяцев. Элиэзер и его семья выжили и после войны поселились в Израиле.

Это история подлинная. Кто после этого посмеет утверждать, что Ашем не творил чудеса во время Катастрофы? Я уверен, что каждый уцелевший может рассказать немало удивительных историй, подтверждающих это.

Моя семья еще сильнее укрепилась в вере после Катастрофы. Мы ежечасно ощущали присутствие Ашема. Я вручаю вам свою книгу с надеждой, что вы, дорогой читатель, сможете с ее помощью углубить свою веру, даже в самые сложные периоды жизни. Да поможет Ашем каждому из нас сейчас еще до того, как придет время искупления, до того, как наступит эра Машиаха.

Э.Т.

ОБЗОР