Не только деторождение, но и все вокруг зависит от правильного настроя. Его выработка не ведет к пассивному восприятию событий. Как раз наоборот. Тора учит, что человек должен быть активен в своих попытках предотвратить или смягчить страдания139
Вопрос 14. Может ли Катастрофа повториться в Америке? Почему да или почему нет?
Ответ. Мы, конечно, не пророки. Но предсказания наших пророков являются для нас путеводной картой. И если мы читаем ее правильно, то можем, пожалуй, взять на себя смелость сказать следующее: Ашему нет нужды наводить на нас новую Катастрофу. Катастрофа затормозила постоянно увеличивающееся массовое отступничество евреев от Торы, происходившее в годы, которые предшествовали возвышению Гитлера. Хотя соблюдающие Тору евреи и сейчас в меньшинстве, произошел сдвиг в нужную сторону. Последствием Катастрофы стало искреннее возвращение евреев к Торе. И пока этот процесс продолжается, нет причины для новой Катастрофы.
Конечно, угроза подобной трагедии, может быть, необходима для того, чтобы ускорить процесс. И, конечно, ни одна нееврейская нация, включая Америку, отнюдь не желает стать колыбелью для нового Гитлера. Но пока движение продолжается в правильном направлении, можно надеяться, что Катастрофа не повторится. Как уже говорилось в этой книге, перед нами выбор:
Катастрофа или возвращение к Торе. Вот что я прочел в карте: мы пережили самый темный час и нам нужно только очнуться и осознать: рассвет уже начался.
Вопрос 15. Почему нас ненавидят?
Ответ. Мы уже затрагивали этот Вопрос в этой книге (гл. 5) и в книге "Скажи жизни "Да"! (ч.1, гл. 5, раздел "Корни антисемитизма"), поэтому не будем давать здесь развернутый Ответ. Простейшим ответом является: Эсав ненавидит Яакова. Нееврей ненавидит еврея. Разумного объяснения этому не существует. Это закон природы.
Искать причины антисемитизма в каком-то социальном факторе бесполезно и рискованно. В XIX веке некоторые еврейские мыслители считали, что евреев ненавидят за то, что они отличаются от остальных. Поэтому еврей XIX века выбрал ассимиляцию. Но мало того, что его "земная" жизнь не стала лучше (нацисты доказали это), он на этом долгом пути утратил свою индивидуальность, свою сущность как еврея, направленного в этот мир Ашемом, чтобы утвердить Тору. Сегодня люди предлагают другие объяснение антисемитизма. Но это бесполезная попытка, которая может вести только к путанице.
Если человек хочет получить ответ, он должен вглядеться в слова наших мудрецов, которые сказали, что гора Синай названа так потому, что там Ашем выбрал еврейский народ в качестве Своего представителя на земле, хранящего Тору. (Синай соответствует слову сини, ненависть.) Хотя нееврей всегда может принять эту веру, он предпочитает ненавидеть. В любом случае наше дело — оставаться верными себе и своей миссии. Нам не следует беспокоиться о том, как нееврей реагирует на это.
Вопрос 16. Как лучше противостоять антисемитизму?
Ответ. Вести себя как подобает еврею. Быть образцом для подражания. Быть "светом для народов"140 . Агрессивность и негативная реакция на каждое проявление антисемитизма не имеют смысла. Хотя, может быть, настанет время высказаться по этому Вопросу и даже сражаться, но огульная агрессивность и реваншизм — изобретения нееврейского ума.
Истинная еврейская воинственность должна быть направлена против наклонности людей отрицать присутствие Ашема. Мы в положении изгнанников не по распоряжению народов, а по воле Ашема. Быть в антагонизме с неевреями неразумно. Не перед ними мы должны держать Ответ. Даже если мы живем среди них, нужно сознавать, что это Ашем дал им возможность воздействовать на нас и у Него есть на это Свои резоны.
Если же ситуация кажется нам угрожающей, то сначала надо обратиться к Ашему за руководством и избавлением. Сосредоточиться на неевреях — все равно, что бросаться на палку, которая наносит вам удар. Собака кидается на палку, как будто палка действует сама по себе; человек ищет способ успокоить того, кто держит эту палку. А в этом случае тот, кто держит палку, ничего так не хочет, как привлечь наше внимание, а вовсе не причинить боль.
В Словакии, в Нитре, жил нееврей, обратившийся в иудаизм (см. окончание Вопроса 7). Что же заставило его обратиться в нашу веру сразу после окончания Первой мировой войны, в самые мрачные времена для евреев? Он рассказывал: "Однажды, когда я проходил мимо синагоги на исходе Йом Кипура, я увидел лица своих еврейский друзей, с которыми имел деловые отношения в течение года. Они излучали что-то неземное и показались мне просто ангельскими. Я с трудом узнал их и сказал себе: "Если существует такая религия, которая может превратить простых рабочих в ангелов, то я хочу принадлежать к ней".
Роль еврея — представлять Ашема таким способом, который заставит весь мир обратиться к Нему. Ничто, пожалуй, не действует сильнее, чем то, когда нееврей видит простого, обыкновенного еврея, общающегося с Б-гом.
Еврей, служащий образцом преданности Ашему и Торе, — лучшее средство отпора антисемитизму. (См. ссылки в начале ответа на предыдущий Вопрос.)
Вопрос 17. Вы смешали в одну кучу евреев-реформаторов с теми, кто полностью оставил иудаизм. Евреи, сторонники реформы, были введены в заблуждение, но они хотя бы поддерживали какую-то связь с иудаизмом.
Разве справедливо равнять их с атеистами, отступниками и теми, кто открыто отрекся от Торы?
Ответ. Есть два типа воров: тот, кто ворует деньги, и тот, кто их подделывает. Для первого из них строгость наказания определяется количеством украденных денег. Тот, кто украл 10 долларов, — вор, но он не будет наказан так строго, как тот, кто украл 10000 долларов. Чем больше украл, тем строже наказание. Тяжесть преступления фальшивомонетчика определяется в зависимости от того, насколько хорошо он делает фальшивые деньги. Тот, кто делает некачественную подделку, копируя 100 долларов, совершает преступление, но оно никому не наносит большого ущерба, потому что легко обнаруживается. Но тот, кто отлично подделывает банкноту, даже если это всего один доллар, является угрозой для государства, потому что тогда никто не может быть уверенным, что у него в кармане не поддельная банкнота.
Тот, кто крадет деньги, не наносит ущерба деньгам как таковым. Он просто перекладывает их из одного "кармана" в другой. Наказание зависит от того, сколько он "переложил".
Но тот, кто подделывает деньги, угрожает подорвать всю систему национальной валюты. Поэтому строгость приговора для него определяется не количеством подделанных денег, а качеством подделки.
Точно так же есть два типа отрекшихся: неверующие и "верующие". Неверующий отрекается от Ашема. Он крадет у Ашема: берет кредит, не имея обеспечения. Он не может видеть, как Ашем управляет миром и, конечно же, его собственной жизнью. Чем больше он отрицает Ашема, тем больший кредит он себе позволяет. И, следовательно, тем большим вором является.
Но обманщик, который претендует на то, что он "верующий", — это фальшивомонетчик! Он рекомендует себя подлинно верующим, претендуя на то, что говорит от имени истины. Однако он более далек от нее, чем кто-либо другой. Его преступления рассматриваются не в зависимости от того, насколько он отрекся от Ашема, а от того, насколько успешно ему удается выдать ложные идеи за подлинные.
Жить по Торе не всегда простое дело, особенно для тех, кто вырос в светском или нееврейском окружении. Жизнь по Торе требует работы, самопожертвования и погруженности. И все-таки вместо того, чтобы сказать людям: "Послушайте, Ашем хочет, чтобы вы жили так: есть ценности не только в другом, но и в этом мире. Вам только надо сделать шаг вперед и приучить себя к постоянному духовному росту для более ответственного соблюдения Торы" — вместо того, чтобы сказать приблизительно так, реформисты предлагают своей пастве фальшивую банкноту. Они говорят: "Мы учим вас истинному иудаизму. Многие века наши отцы и деды жили во лжи. Мы вместе с великим немецким народом создадим лучший мир, мы придерживаемся более высоких этических норм, более аутентичной истины".
Но чем правдивее выглядит подделка, тем серьезнее преступление. Самая большая ложь — отрицать слова Торы и называть свою интерпретацию иудаизмом. Не зря Гитлер говорил: "Чем грязнее ложь, тем больше людей поверят в нее". Может быть, Ашем вложил эти слова в его уста, потому что только подобный ему человек мог поддержать претензии ранних реформистов, содействовавших распространению величайшей лжи: мол, высокая германская культура и этика являются усовершенствованным исправлением грубой устаревшей религии Торы.
Конечно, еврей может называть себя "ортодоксом" и даже одеваться соответственно, но быть лгуном, обманщиком или фактически ассимилировавшимся. Он также является "фальшивомонетчиком".
(Почти каждый из нас совершает ошибки, грешит и испытывает относительно второстепенные противоречия, но "ортодоксальный" обманщик — это нечто большее, чем случайно заблуждающийся, он сознательно совершает тайную или "допустимую" ассимиляцию.)
Хотя всегда существовали отдельные евреи — обманщики, фальшивый иудаизм — относительно новое явление. Еще двести лет тому назад еврейский мир был целиком привержен истинам Торы. Да, всегда существовали индивидуумы, не соблюдающие заповедей или лживые, однако не было влиятельной группы, которая санкционировала бы отход от Торы и видела бы в ней лишь вдохновенное поэтическое произведение.
Несоблюдение Торы — это одно. Создание "новых форм иудаизма" со своими институциями — совершенно другое. Называть их иудаизмом значит пускать в обращение фальшивые ценности.
1 Плот 4:1.
2Мишлей 1:20.
3 Белзер Ребе, благословенна память праведника, сам переживший Катастрофу, сказал: "Если кому-то удалось уцелеть, то это произошло только благодаря тому, что два ангела стояли над ним и охраняли, не смыкая глаз".