Смекни!
smekni.com

Перед рассветом. Катастрофа и возвышение через страдание (стр. 5 из 32)

Однако вопрос Авраама не был ошибкой (см. вопрос 9 в приложении). Это подтверждается утверждением, предшествующим вопросу: "И он (Авраам) верил в Ашема..." Ашем Сам заявил о вере Авраама. Из этого мы можем заключить, что слова Авраама, несмотря ни на что, не отражают недостатка веры.

Почему же Ашем приговорил детей Авраама к изгнанию?

Впоследствии мы постараемся дать ответ на этот вопрос. А пока мы можем сделать вывод, что в страданиях Он видел пользу для них.

Можно даже утверждать, что Авраам желал страдания для своих детей: ведь он не умоляет Ашема отменить Свое решение, как он поступил позже, узнав о предстоящем разрушении Сдома. Это подтверждает и Мидраш, где говорится о том, как Ашем предложил Аврааму выбрать для своих детей между изгнанием и Геиномом. После долгих размышлений Авраам выбирает изгнание . Он знал, что для его потомков страдание не будет вечным. Напротив, оно, в конечном итоге, обернется благом. Поэтому он выбирает для них страдание.

ПРОСЬБА ЯАКОВА

Подобный случай произошел и с нашим предком Яаковом, который увидел во сне лестницу, соединяющую землю с небом: ангелы восходили и сходили по ней16. Анализируя этот эпизод, Мидраш17 дает один из основных уроков еврейской истории. Он говорит, о том, что ангелы, поднимавшиеся и спускавшиеся по лестнице, символизируют народы, которые будут притеснять израильтян в предстоящих изгнаниях. Яаков увидел ангела Вавилона, который поднялся на 70 ступенек и упал, затем ангела Персии, который поднялся на 52 ступеньки и упал, затем ангела Греции, преодолевшего 180 ступенек, но тоже упавшего. Последним был представитель Эдома — Рима. Он продолжал подниматься, пока не пропал из виду. (Ступени символизируют годы, проведенные в каждом изгнании. Годы бесконечного римского изгнания трудно передать соответствующим количеством ступеней: ведь оно длится около 2.000 лет).

Затем Мидраш приводит диалог между Ашемом и Яаковом.

Когда Яаков увидел свой сон (ангелов, символизирующих будущие изгнания для его потомков), то очень встревожился. "Возможно ли, что ангел Рима (Эдома) никогда не упадет?" — спросил он.

Ашем ответил ему: "Не бойся. Мой слуга Яаков. Даже если он поднимется и усядется рядом со Мной, Я сброшу его вниз". Об этом говорит Писание (Овадия 1:4): "Если ты (Эдом) поднимешься, как орел, и совьешь гнездо свое среди звезд, то и оттуда Ашем низвергнет тебя".

Затем Ашем велит Яакову, как и ангелам, взойти по лестнице. Тот испугался: "Они поднимались, но в конце концов падали; может, и со мной будет то же самое?"

Ашем сказал ему: "Не бойся. Если ты поднимешься, то никогда не упадешь".

Однако Яаков подверг сомнению обещание Ашема, повествует Мидраш, и не рискнул выполнить это повеление. Ашем сказал ему: "Если бы ты поверил мне и взошел по лестнице, то никогда бы не упал. Но поскольку ты подверг сомнению Мое обещание и не стал подниматься, то твои дети будут угнетаться четырьмя народами, среди которых они будут жить в изгнании". Когда Яаков услышал это, он пришел в ужас. "Значит дети будут страдать вечно?" — спросил он.

"Нет. Издали Я буду помогать тебе", — т.е. даже если вы будете рассеяны по самым дальним землям, то и оттуда Я соберу вас" (см. вопрос 10 в Приложении).

Из Мидраша мы узнаем: когда Яаков услышал, что страдание его детей не будет вечным, то у него не было жалоб или сожалений. Он примирился с приговором.

МОШЕ

Мудрецы повествуют нам о том, что если бы Моше было позволено войти в Землю Израиля, он построил бы там вечный Храм, и мир достиг бы конечного совершенства19 (и тогда не было бы необходимости в еврейском изгнании). Но когда Ашем приказал Моше обратиться к скале, чтобы та чудесным образом дала воду, он вместо этого ударил в скалу жезлом. Тогда Ашем сказал:

"...За то, что ты не поверил Мне, дабы явить Мою святость перед людьми, тебе не будет позволено войти в Землю Израиля" (Бемидбар 20:12).

Этот единственный проступок Моше, о котором говорится в Торе, кажется несущественным. Наверное, поэтому нам странно, что из-за этого Моше пришлось вознести 515 молитв, чтобы ему было позволено войти в Святую Землю, но Ашем приказывает Моше прекратить моления, иначе Ему придется исполнить эту просьбу ° .

И Моше прекратил молиться. Он отказался от возможности заслужить милость Ашема, так как понял: разрешение вступить в Землю Израиля повлечет за собой возведение Храма, а это не станет для людей благом, потому что они еще к этому не готовы.

Итак, мы можем сделать вывод, что Авраам, Яаков и Моше отвергли легкий путь для своих потомков. Они сочли, что страдание будет более благотворным для них, так как оно не отдаляет, а сближает евреев с Ашемом, повышает ценность их особых отношений. Оно превращает еврейский народ в ам сегула — избранный народ.

Почему Ашем явно запрограммировал свой народ на страдания, почему эта направленность особого Провидения Ашема способствует близости Его отношений с еврейским народом?

Это сложный вопрос. Для того, чтобы ответить на него, сделаем небольшое отступление.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮБВИ

Тора широко употребляет антропоморфизмы, т.е. говорит о деяниях Ашема на языке людей21 .

Для того, чтобы помочь нам понять власть Всевышнего, она приводит конкретные аналогии из материального мира.

Например, когда Тора использует выражение "рука Ашема" — это не означает, что у Него есть рука из плоти и крови, как у человеческого существа. Она имеет в виду влияние воли Ашема на какое-то событие. А когда Писание наделяет Ашема определенным чувством, мы не должны считать, что оно нам полностью понятно. Люди несовершенны, духовно слабы, и наши самые возвышенные чувства полны изъянов. Поэтому мы не можем приписывать Ашему подобных несовершенных человеческих мыслей и поступков. Однако Тора говорит, что Ашем любит и ненавидит (например, "Я любил Яакова, но Я ненавидел Эсава..."22).

Попытаемся понять, как Ашем общается с нами и всем миром.

Для примера давайте проанализируем приведенный выше антропоморфизм, что Ашем любит Яакова, но ненавидит Эсава. Ашем любит безграничной любовью все Свои создания. Доказательством служит то, что Он создает мир, хотя Сам Он в этом не нуждается. Таким образом, сотворение мира — акт совершенного альтруизма; Он создал мир, подарил его людям и продолжает заботиться о нем, ничего не требуя взамен для Себя.

Итак, Ашем любит всех Своих чад.

Однако Тора повторяет нам снова и снова, что Ашем питает особую любовь к людям, которые чтут заповеди Торы, соблюдают Его заветы.

"С ранних лет Израиля Я любил его ..." (Ошеа 11:1)

"Слово Ашема к Израилю... Я любил тебя. Я люблю Яакова ..." (Малахи1:1-2)

Ашем так сильно любит народ Израиля, что "ненавидит Эсава".

Почему Он его "ненавидит"? Потому что Эсав ненавидит Израиль, ненавидит Яакова. А Ашем ненавидит любого, кто ненавидит тех , кого Он любит.

Это является для нас уроком. Мы должны осознавать, что несмотря на то, что Ашем выше человеческих эмоций, Он любит народ Израиля. Мы можем сказать это с уверенностью. Он выделяет евреев так, как не выделяет никого другого. И тот, кто отрицает это выделение, вызывает гнев Ашема23 .

ДВА ВИДА ОТНОШЕНИЙ ЛЮБВИ

Ашем любит еврейский народ. Эта любовь в Торе выражается двумя видами отношений любви. С одной стороны, Ашем — это отец. Писание называет народ Израиля — "чада Ашема"24, "сыны Живого Б-га"25 и "Мой первенец"2 .

И в то же время отношения Израиля с Ашемом уподобляются супружеским27. "Ты скажешь Мне: "Мой супруг ..." и Я навеки обручусь с тобой"28 . В Шир Аширим отношение Израиля к Ашему описывается как страстное томление, подобное стремлению жениха и невесты друг к другу. В этой метафоре дарование Торы на горе Синай сравнивается с брачной церемонией между Ашемом и Израилем (мы будем говорить об этом в следующей главе).

Для того чтобы уяснить себе эти два вида взаимоотношений — родителя и ребенка, мужа и жены — мы должны понять, что наше отношение к Ашему может иметь две основы: веру (эмуна) и знание (даат).

Вера

Ни один из нас не может "знать", что его родители действительно являются таковыми. Если в один прекрасный день вам скажут, что вы — приемный ребенок, вы не сможете это опровергнуть. В соответствии с еврейским законом, если два кашерных свидетеля утверждают, что некто является приемным ребенком, это считается доказанным.

Мы просто "верим": наш отец — это наш отец и наша мать — это наша мать. Это не эмпирическое знание: мы не осознавали этого, когда появлялись на свет. Поэтому отношение ребенка к родителям основано на вере, и до тех пор, пока она не подвергается сомнению, связь между ними — сильнейшая из возможных связей: ведь от ребенка нельзя отречься. Родители никогда серьезно не скажут ребенку: "Я с тобой развожусь, отныне ты — не мое дитя".

Знание

Второй вид любовной связи — брачные отношения; они основаны на чистом знании, но не на вере. Оба партнера знают, желают друг друга и сознательно вступают в брак.

Эти узы крепче, чем отношения родителя и ребенка, потому что не могут быть оспорены: никто не может придти и заявить, что ваш супруг не является вашим супругом. Вы оба встретились под хулой в достаточно взрослом состоянии. Но супружеские отношения, в отличие от отношений детей и родителей, могут закончиться разводом. И муж, и жена могут сказать: "Я не желаю больше оставаться твоим супругом".

Двойные отношения

Ашем возвестил, что еврейский народ, дети Израиля, являются Его детьми. Мы "верим" в это, потому что так сказано в Торе. Однако наше восприятие Торы основано не только на вере. Если бы ничего, кроме веры, не поддерживало наше отношение к Торе, тогда вся религия была бы "верой, построенной на вере", — воздушным замком.