Смекни!
smekni.com

Шелдрейк Р. Семь экспериментов, которые изменят мир : Самоучитель пе­редовой науки / Пер англ. А. Ростовцева (стр. 29 из 66)

Большинство пациентов, у которых после анестезии появлялось фантомное ощущение больной руки, обна­руживали, что могут свободно шевелить фантомной рукой — сгибать, вытягивать ее, двигать воображаемы­ми пальцами. После того как действие анестезии заканчивалось, фантомные ощущения ослабевали и к конечности возвращалась способность совершать реаль­ные действия[175].

Фантомное ощущение руки можно эксперименталь­но вызвать с помощью манжеты, которая используется в медицинских приборах для измерения кровяного дав­ления и закрепляется на плече. В том случае если наду­тую манжету оставить на плече достаточно длительное время, рука теряет чувствительность. Если испытуемый не имеет возможности видеть эту руку, примерно через 30—40 минут большинство ощущает ее в другом поло­жении по сравнению с положением реальной руки. Фантомно ощущаемая рука исчезает, как только сни­мается манжета и возвращается чувствительность ре­альной руки[176].

ОЖИВЛЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ КОНЕЧНОСТЕЙ

Подобно тому как при тяжелом поражении нервных окончаний или при использовании анестезии происхо­дит разделение и последующее слияние фантомно ощущаемых конечностей с реальными, может проис­ходить и слияние фантомно ощущаемых конечностей с искусственными. Фантомные ощущения утраченных конечностей играют очень важную роль в процессе привыкания людей к механическим устройствам, заме­няющим утраченные конечности, то есть к протезам.

Один исследователь так охарактеризовал их роль: “Фантомные ощущения играют ведущую роль при уп­равлении протезом. Вначале ничем не связанные фан­томная и искусственная конечности начинают дви­гаться вместе, достигая координации в пространстве, и безжизненный придаток оживляется фантомным ощущением утраченной конечности”[177]. По образному выражению другого исследователя, “фантомное ощу­щение обычно подходит к протезу, как рука — к пер­чатке”[178].

У тех пострадавших, кто не пользуется протезами, отмечается тенденция к ослаблению фантомных ощуще­ний. В свою очередь, использование протезов противо­действует этому процессу и даже может привести к на­растанию интенсивности прежде ослабевавших фантом­ных ощущений. Приведем пример из практики Вира Митчелла, хирурга времен Гражданской войны в США, который первым ввел в медицинскую литературу термин “фантомные ощущения”:

“Примерно в трети случаев ампутации ног и в поло­вине случаев ампутации рук пациент утверждает, что ампутированная рука или нога ощущаются расположенными ближе к телу, чем сохранившаяся конечность. (...) Иногда они продолжают прибли­жаться к туловищу до тех пор, пока не касаются культи или не занимают положение отсутствующей конечности, несмотря на то что лишены материаль­ной оболочки. (...) Итак, можно предположить, что, если для улучшения двигательной способности заменить утерянную конечность на искусственный протез, который изначально не обладает чувстви­тельностью, наше воображение рано или поздно отождествит утерянные руку или ногу с этим меха­ническим устройством. Такие случаи описаны дву­мя наблюдательными и проницательными людьми, потерявшими ногу. Один из них, который в силу своей профессии ежегодно имеет дело с сотнями по­страдавших, уверяет меня в том, что его личные ощущения являются общими для всех. Сам он ли­шился ноги в возрасте одиннадцати лет и помнит, что фантомно ощущаемая конечность постепенно удли­нялась и в конце концов достигла колена. Когда он начал пользоваться протезом, рост фантомно ощу­щаемой ноги возобновился, и иногда она достигает нормальных размеров. В настоящее время он прак­тически не вспоминает, что на самом деле у него сохранилась только часть ноги, — если только не за­говорит на эту тему или не станет думать о культе и утраченной настоящей ноге”[179].

Люди, которые вместо ампутированной конечности носят протез, обычно снимают его перед сном, и тогда фантомные боли в несуществующих конечностях ста­новятся очень сильными. Уильям Уорнер, американский ветеран, который потерял правую ногу выше колена во время боев в Италии в 1944 г., описывает эту ситуацию следующим образом:

“Иногда я с таким трудом переношу эти боли, что даже не могу спать. Я поговорил с несколькими докторами, но они не смогли мне помочь. Иногда ночью я встаю с постели, надеваю протез и хожу по дому. Это немного помогает унять боль. Но как только я снимаю протез, все начинается сначала”.

Похожий случай описал Оливер Сакс. Один постра­давший четко разделял свои фантомные ощущения на “хорошие”, которые оживляли его протез и помогали ходить, и “плохие”, которые по ночам после снятия про­теза причиняли боль. Сакс так комментирует этот слу­чай: “Идет ли речь об этом пациенте или о каком-то дру­гом, разве не самое важное — убрать "плохие" (пассив­ные, патологические) фантомные ощущения, если они существуют, и сохранить при этом "хорошие" (...), то есть живые и активные?”[180]

ФАНТОМНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ В ФОЛЬКЛОРЕ

Ампутация конечностей практикуется на протяжении тысячелетий. Отпечатки ладоней с ампутированными пальцами, сделанные около 36 тысяч лет назад, были найдены в пещерах на территории Франции и Испании. На территории Египта были обнаружены мумии с про­тезами рук[181]. С незапамятных времен люди теряли час­ти тела в результате несчастных случаев или в сраже­ниях. Кроме того, ампутации применялись в качестве наказания. В древнееврейском кодексе законов можно прочесть: “Око за око, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу”[182]. Ампутация практиковалась и в исламских стра­нах как наказание за воровство: у вора отсекали правую руку. Таким образом, фантомные ощущения утрачен­ных органов и фантомные боли в них ни в коем случае нельзя назвать новым явлением. Об этом феномене было известно с древнейших времен, и предания о нем пере­давались из поколения в поколение.

Чувствительность к перемене погоды, необыкновен­но развитая у людей с ампутированными конечностями, вошла в легенду, а фольклорные предания подчеркива­ют и преувеличивают эти факты. “На перемену погоды указывают непроизвольные движения отсутствующих пальцев на руках и ногах, а многие такие люди безоши­бочно предсказывают восточный ветер”[183]. Относитель­но несложно было бы опытным путем проверить точ­ность таких предсказаний погоды, а также выяснить, можно ли исчерпывающе объяснить это явление изме­нением температуры, влажности, атмосферного давле­ния и других непосредственно измеряемых физических величин.

Другие особенности, упоминающиеся в фольклор­ных преданиях, труднее проверить, но от этого они не становятся менее впечатляющими. Во многих мифах встречается мотив, явно восходящий к единому древне­му поверью. Отсеченные от тела части сохраняют с ним связь за счет какого-то неизвестного взаимодействия на расстоянии. Я впервые столкнулся с подобным поверь­ем, когда жил в Малайзии. Как-то раз, будучи в одной малайской деревушке, я принялся стричь ногти, а об­резки бросал в ближайшие кусты. Когда хозяева дома, где я остановился, увидели это, они пришли в ужас и объяснили мне, что недоброжелатели могут подобрать эти части моего тела и причинить мне вред с помощью колдовства. Мои хозяева очень удивились, что мне не­известна такая элементарная вещь, как возможность причинить вред всему организму посредством опреде­ленных манипуляций с его частицей.

Впоследствии я узнал, что подобные поверья широ­ко распространены и являются одним из основных прин­ципов симпатической магии. Антрополог Джеймс Фре­зер сформулировал этот принцип следующим образом: “...вещи, которые раз пришли во взаимодействие друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта”[184]. Одна из самых загадочных сторон квантовой теории заключается в том, что принцип нелокальности — как он выражен в пара­доксе Эйнштейна, Подольского и Розена и в теореме Белла — проявляется во многом так же, только приме­нительно к физическим процессам на уровне суб­атомных частиц.

По поводу фантомно ощущаемых конечностей суще­ствует поверье, что дух потерянной конечности продол­жает воздействовать на человека, которому она когда-то принадлежала. Читатели журнала “Ветеранз оф форин уорз” сообщили мне ряд историй, свидетельствующих, что это поверье существует до сих пор и имеет довольно широкое распространение. Уильям Креддок написал мне, как впервые услышал о нем от своего отца, который ра­ботал кочегаром в котельной и техником в больнице г. Джексонвилла (Иллинойс):

“В 40-е гг. по пути из школы домой я обычно оста­навливался в котельной. Однажды, когда я вошел, отец завернул в кусок материи что-то лежавшее на верстаке и попытался спрятать. Мне удалось заме­тить, что на тряпке были пятна крови, а когда я по­интересовался у отца, что это было, он ответил, что это меня не касается. Позднее он объяснил, что пря­тал ампутированную конечность, чтобы никто не смог использовать ее каким-то противоестественным образом. Еще он добавил, что знает человека, кото­рый очень страдал от болей в ампутированной руке, поэтому в конце концов эту руку решили выкопать и выпрямить на ней пальцы. Тогда боли прекрати­лись”.

А вот рассказ о человеке, который хранил свой ам­путированный палец в склянке:

“Несколько лет этот человек жил совершенно спо­койно. Потом он вновь посетил врача, который не­когда ампутировал палец, и пожаловался, что в от­сутствующем пальце ощущается страшный холод. Врач поинтересовался, где хранится склянка с ампу­тированным пальцем. Пациент ответил, что склянка хранится там же, где всегда, — дома у его матери, в теплом подвале. Врач посоветовал ему навестить мать и все же проверить, как содержится склянка. Мать сперва отказывалась спускаться в подвал, но потом согласилась и обнаружила, что окно, в не­скольких дюймах от которого находилась склянка с пальцем, оказалось разбитым. Как только склянку с пальцем согрели, фантомные боли в ампутированном пальце тут же прекратились”.