Смекни!
smekni.com

Шелдрейк Р. Семь экспериментов, которые изменят мир : Самоучитель пе­редовой науки / Пер англ. А. Ростовцева (стр. 56 из 66)

Кроме того, проводилось чрезвычайно мало экспери­ментов с обратной связью, и поэтому невозможно ска­зать, насколько сильно постоянная практика могла бы повлиять на развитие способностей у испытуемых.

Самый грандиозный опыт по выявлению способнос­ти ощущать пристальный взгляд был проведен в Амстер­даме в 1995 г. Действуя на основе моих рекомендаций по упрощенной схеме исследований с парой эксперимен­татор/испытуемый, Диана Иссидоридес со своими кол­легами из амстердамского музея науки «Новый столич­ный центр» разработала простой способ организовать эксперимент-игру с демонстрацией картинок и инструк­ций на мониторе компьютера. Для анализа использова­лась чрезвычайно сложная технически, но вполне понятная испытуемым методика, которая немедленно со­общала по обратной связи, как проходит опыт[331].

В амстердамских исследованиях экспериментатор садился позади испытуемого и по сигналу на мониторе компьютера либо смотрел на него, либо отводил взгляд в сторону. Испытуемый произносил вслух свой ответ, и экспериментатор вводил его ответ в компьютер. В за­висимости от количества правильных и неправильных ответов по результатам примерно тридцати опытов элек­тронная машина сообщала, обладает человек способно­стью «ощущать чужой взгляд на затылке» или нет.

Программа статистической обработки результатов была составлена на основе предположения, что все уча­стники могут давать ответы наугад, и тогда способность ощущать чужой взгляд будет выявлена у 20% испыту­емых. Оказалось, что вместо 20% такой способностью обладают на деле от 32 до 40% испытуемых. Кроме того, была выявлена существенная зависимость резуль­татов от возраста и пола участников эксперимента. Са­мые лучшие показатели отмечены у мальчиков в возра­сте восьми лет. Всего было исследовано более 14 500 пар экспериментатор/испытуемый, а статистически значимый положительный итог превзошел все ожида­ния: превышение случайного значения составило 10462 к одному.

После первого издания этой книги несколько иссле­дователей провели эксперименты, в которых использо­вали местную телевизионную сеть, о применении кото­рой я рассказывал в соответствующем разделе. Они подтвердили заметную статистическую значимость ра­нее полученных положительных результатов[332]. Исклю­чением из числа положительных сообщений можно назвать лишь данные нескольких опытов, проведенных крайне пристрастными исследователями, которые сами выступали в роли испытуемых[333].

В книге «Ощущение пристального взгляда и другие возможности безграничного разума» (The Sense of Being Stared At, and Other Aspects of the Extended Mind), которая должна выйти в 2003 г., я привожу дан­ные о способности различных животных чувствовать чужой взгляд. Там же обсуждается эволюция этого ка­чества животных с точки зрения ситуации «хищник-жертва», рассматривается сама природа этого ощуще­ния, а также природа разума, который способен выхо­дить за пределы телесной оболочки.

Дополнительную информацию по этой теме, включая мои последние статьи в научных изданиях, можно най­ти на моем сайте, по адресу www.sheldrake.org.

Кроме того, я с благодарностью приму любые сооб­щения об экспериментах, в которых вы участвовали или проводили сами. Вы можете связаться со мной по Ин­тернету, по почте, по любому адресу, который приво­дится в конце этого приложения.

ГЛАВА 5

С помощью Пам Смарт мне удалось разработать более простую и эффективную методику работы с людьми, испытывающими фантомные ощущения в отсутствующих конечностях, чем та, которая была описана в пя­той главе.

Мы провели серию опытов с людьми, у которых были ампутированы руки. В каждом эксперименте ин­валид находился по одну сторону барьера (как прави­ло, закрытой двери), а испытуемый, который должен был почувствовать контакт с отсутствующей конечно­стью (мы называли его «детектором»), — по другую. На обеих створках мы размещали шесть листов бумаги — их положение было строго одинаковым по обе стороны двери, — пронумеровав их цифрами от 1 до 6, и таким образом отмечали шесть зон. Кроме испытуемого и «де­тектора» в исследованиях участвовали два эксперимен­татора, находившихся по обе стороны двери. Экспери­ментатор А находился рядом с инвалидом, а Б — рядом с «детектором».

В каждом опыте экспериментатор А бросал играль­ный кубик и таким образом определял число от 1 до 6, после чего инвалид мысленно протягивал ампутирован­ную руку сквозь зону с соответствующим номером. В этот момент А сигнализировал о начале эксперимента, используя механическое устройство. «Детектор» дол­жен был почувствовать контакт с фантомной рукой и указать номер зоны, в которой этот контакт произошел, записав результат в таблицу испытаний. После этого экспериментатор Б подавал сигнал о завершении опы­та, а экспериментатор А снова бросал кубик для начала нового эксперимента. По такой схеме мы обычно про­водили по двадцать опытов с каждой парой инвалид/ «детектор». Если бы «детекторы» случайно давали пра­вильные ответы, такие ответы должны были составить 1/6 общего числа опытов.

В большинстве опытов одновременно принимали участие от трех до четырех «детекторов». Когда они ощущали контакт с фантомной рукой инвалида, они молча записывали свой вариант ответа в таблицу испы­таний. В процессе эксперимента «детекторы» не обща­лись друг с другом, им не сообщали о правильности их ответов, поэтому до самого конца опыта никто из них не мог знать, насколько точно они чувствуют контакт.

В предварительной стадии участвовал только один «де­тектор», который дал четыре правильных ответа в три­надцати опытах, хотя при случайном угадывании верных ответов должно было быть всего два. В каждом из пос­ледующих экспериментов проводилось по двадцать опы­тов с участием трех или четырех «детекторов». По ре­зультатам четырнадцати серий, по одной на каждого «де­тектора», в четырех из них доля правильных ответов была ниже случайной, в десяти — выше. Всего было получено 273 ответа. Если бы «детекторы» угадывали наличие контактов случайным образом, количество пра­вильных ответов составляло бы 1/6 часть (или 16,7%). На самом деле их число составило 23,1%, что значительно превышает уровень случайного угадывания (р=0,003 при биномиальном распределении). Наиболее одаренный «детектор» принимал участие в трех различных опытах и в целом дал правильные ответы в 33,9% случаев.

Данные проведенных экспериментов дают веские ос­нования предполагать, что контакт с фантомно ощуща­емыми конечностями действительно возможен. Однако в целом результаты были не слишком высоки. Дело в том, что ни один из добровольцев, согласившихся выс­тупить в роли «детектора», ранее никогда не участвовал в такого рода исследованиях и не работал с инвалида­ми. Скорее всего, эти люди могли бы значительно уси­лить свою чувствительность, если бы принимали учас­тие во многих испытаниях или в ходе опыта была пре­дусмотрена обратная связь.

В любом случае результаты этих первых эксперимен­тов вселяют надежду на успех, и я надеюсь, что найдут­ся люди, которые смогут продолжить исследования в этой области.

ГЛАВА 6

НЕПОСТОЯНСТВО «ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ КОНСТАНТ»

За последние несколько лет появилось множество но­вых данных по определению числового значения грави­тационной постоянной G[334].

Как уже сообщалось в шестой главе, в период с 1970 по 1989 гг. «лучшие» значения этой константы колеба­лись в пределах от 6,6699 до 6,6745. Позднее, после весьма точных измерений, сделанных в Германской ла­боратории стандартов (Брунсвик), ее точное значение оказалось равным 6,7154 — это на 0,6% выше прежней величины, что для столь точных опытов просто порази­тельно[335]. Между тем в той же Германии, в Вуппертальском университете было получено меньшее численное значение — 6,6685[336]. О том же сообщают исследовате­ли, работающие в других лабораториях.

Обычно сотрудники различных лабораторий публи­куют только усредненные результаты измерений грави­тационной постоянной, отбрасывая все эмпирические данные, которые сильно отличаются от общепризнан­ных. Но в 1998 г. группа научных сотрудников Нацио­нального института стандартов и технологий в Боулде­ре (Колорадо) опубликовала серию измерений этой константы, сделанных в различные дни и заметно отли­чающихся друг от друга. Например, в один день ее зна­чение составляло 6,73, а в другой, по прошествии не­скольких месяцев, — уже 6,64, что на 1,3% ниже пре­дыдущего[337].

К сожалению, насколько мне известно, никто так и не попытался провести измерения этой постоянной в один и тот же день в различных лабораториях, чтобы выяснить, насколько близкими окажутся полученные данные (такой вариант я предложил в шестой главе). Если бы совпадение было в самом деле обнаружено, были бы возможны только два объяснения: либо кон­станта действительно изменяется во времени, либо в околоземном пространстве происходят изменения, ко­торые до сих пор игнорируются всеми исследователя­ми. В любом случае мы узнали бы нечто новое.

Между тем уже сейчас мы располагаем надежным свидетельством, что по меньшей мере одна из фундамен­тальных констант, постоянная тонкой структуры, изме­нила свое численное значение в процессе эволюции на­шей Вселенной. Серия точнейших исследований спект­ров излучения наиболее удаленных (то есть наиболее старых) квазаров показала, что более восьми миллиар­дов лет назад ее величина была меньше нынешней[338]. Изменения совершенно ничтожные — всего 1/100 000, но в среде физиков-теоретиков это произвело настоящий шок. Как осторожно выразился Джон Уэбб из универ­ситета Нового Южного Уэльса (Австралия), руководи­тель международной группы ученых, произведшей уни­кальные измерения, «возможно, что настало время пересмотреть законы физики»[339].