Главное в этом упражнении - предельно точно представлять любое движение маятника, сконцентрировавшись на этом представлении, и, как спокойна ни была бы рука, маятник начнет совершать ожидаемое движение. У одних этот опыт получается сразу, если они пристально смотрят на груз и сосредоточивают себя на представлении, как этот груз должен двигаться; у других эксперимент проходит лучше, если они представляют себе желательное движение маятника отчетливо, но с закрытыми глазами. Теперь вы на своем опыте убедились в прямой зависимости между мыслью и движением. Такие процессы, которые в виде идей рождаются в голове, а затем реализуются в моторике в реальном физическом движении, в науке получили название идеомоторных актов.
В спорте психологи используют еще одно упражнение, которое позволяет выявить уровень связи между мозгом и мышцами спортсмена. Упражнение аналогично тому, которое было описано в первой части материала. Итак, возьмите нитку, только уже длиной около метра. Одним концом привяжите нитку к грузу, а другой намотайте на последнюю фалангу указательного пальца ведущей руки (у правши – правая, у левши – левая) так, чтобы расстояние между пальцем и грузом было 70-80 см. Теперь встаньте, вытяните руку с грузом вперед на уровне плеча и уравновесьте груз. А дальше делайте все так, как вы делали в первом упражнении, за исключением того, что круги рисовать не надо. Когда груз начнет раскачиваться, представляйте себе, что амплитуда раскачиваний начала увеличиваться. Именно по размаху раскачиваний можно судить о связи мозга с мышцами. Если расстояние между грузом и пальцами руки в пределах 5 см, то оценка будет совсем неудовлетворительная, 10-25 – на «двоечку», все, что выше 30 см - говорит о том, что спортсмен обладает достаточными идеомоторными связями. А если это расстояние составит 80-100 см – это уже твердая «5» по пятибалльной системе, и означает она то, что у человека максимально развита идеомоторная связь.
Чем выше идеомоторная связь у спортсмена, тем легче ему будет даваться идеомоторная тренировка, а соответственно, тем быстрее он добьется качественного выполнения двигательного действия. А тем, у кого такая связь средняя или низкая, не надо расстраиваться. Идеомоторную связь тоже можно натренировать – делая каждый день вышеприведенное упражнение.
Давайте разберемся, какую конкретную помощь может дать идеомоторика бильярдисту. Начнем с того, что чтобы хорошо играть, не надо все свое время проводить у стола (активная подготовка обязательна только при подготовке к конкретному турниру – как правило, такие тренировки должны начинаться за две недели до начала турнира). В остальное время будет достаточно тренироваться по 3-4 часа в день. Во-первых, для качественной тренировки этого будет достаточно - там, где физическое выполнение действий высоко качественно, нет необходимости многократно повторять одно и то же. Во-вторых, если, предположим, у бильярдиста неверная техника удара, то играя много, он лишь закрепит плохое выполнение этих элементов спортивной техники, чем поставит преграду для роста своего мастерства.
Присмотревшись к игре чемпионов, поражаешься, насколько часто ведущие спортсмены этого вида спорта допускают неточное выполнение удара по шару! Еще раз обратим внимание на фигурное катание – вид спорта, где совсем маленькие дети выполняют предельно точно действия, которые по сложности во много раз труднее, чем удар кием по шару. В фигурном катании тренеры с первых шагов обучения основное внимание уделяют тому, как разучиваемое движение выполнить ПРАВИЛЬНО. Никогда в этом виде спорта тренер скажет спортсмену – иди прыгать и прыгай, пока не получится.
Тогда становится понятно, почему в одних видах спорта к точности приучают изначально, с самого детства (фигурное катание, гимнастика, прыжки в воду, восточные единоборства и пр.), а в других, таких как теннис, бильярд, другие игровые виды, спортсмены позволяют себе неточность движений. Причина до банальности проста – все зависит от травматичности вида спорта. Если в том же фигурном катании допустить неточность при выполнении многооборотного прыжка, или в спортивной гимнастике не рассчитать движение на тех же брусьях – можно получить серьезную травму. А какой травмой может грозить неточность исполнения в бильярде или теннисе?
Поэтому и не вырабатывается у молодого спортсмена идеально правильного представления о точном выполнении движения. Отсюда и промахи. Если нет опасности для жизни и здоровья, тогда зачем ювелирная точность?
Чтобы избежать неточностей в выполнении технических элементов, необходимо постоянно, не жалея времени, сил и упорства, уделять внимание достижению точного исполнения любого движения. С первых шагов обучения технике, следует следить за тем, чтобы технические элементы выполнялись правильно. Пока в голове у спортсмена не будет «картинки» правильно выполненного движения, нет смысла переходить к выполнению физического действия – не нужно засорять голову его неправильным исполнением.
Великую ошибку совершает тот тренер и тот спортсмен, который считает позицию «начал бить и бей, пока не получится» правильной. Вспомните, о чем говорилось выше – именно в момент разучивания какого-либо действия в мозгу «пишется» программа его выполнения. И мозгу абсолютно все равно, что записывать – правильные удары или промахи, которых поначалу всегда больше. И в решающий момент игры включается именно автоматическая программа выполнения удара. Поверьте, вы затратите намного больше времени на то, чтобы переучить спортсмена, чем изначально правильно его научить. Если в голове спортсмена сформировался правильный мыслеобраз нужного действия, начинайте переводить его в навык путем многократных повторений. Не забывайте следить за правильностью выполнения – если заметили ошибку, старайтесь ее сразу исправить. Только правильное движение, выполненное много-много раз подряд, позволит достичь такого уровня автоматизма, который не даст «сорвать» удар в решающий момент игры. Просто в мозгу не будет программы неточного удара. Как же записать в мозг правильную программу? Идеомоторика - это психический процесс и он подчиняется определенным законам. Для того, чтобы мыслеобразы будущего движения воплощались наиболее эффективно, надо понять, как ими правильно пользоваться.
1. Чем точнее мысленный образ, тем чище будет выполняться физическое действие. Пусть спортсмен посмотрит, как выполняют движение мастера (что касается бильярда, то тут далеко не каждый мастер выполняет технически правильный удар, он делает это так, как удобно конкретно ему, поэтому не на всех смотреть надо), альтернативой является просмотр обучающего видеоматериала, где можно детально увидеть все составляющие техники.
2. Необходима физическая подготовленность спортсмена для выполнения каждого конкретного действия. Если мышцы и/или суставы окажутся к этому не готовыми, это может привести к травме. Например, ребенку не всегда легко придать руке, выполняющей удар, то положение, которое требуется – просто бывает не растянут плечевой пояс. Или спортсмен не имеет достаточной растяжки для того, чтобы сесть на бортик стола и произвести удар сверху, «через шар».
3. Прежде чем переводить мыслеобраз в исполняющую часть, желательно придать телу положение, которое максимально близко к тому, которое требуется в реальности. Так легче воспринимаются образы движений, поступающие из мозга, а также улучшаются связи между программирующей и исполняющей частями организма.
4. При разучивании нового элемента поначалу необходимо представлять его исполнение в замедленном темпе (как рапид-метод в киноиндустрии). Такое представление позволит точнее представить все составляющие части разучиваемого действия, а также вовремя укажет на возможные ошибки. Постепенно время представления нужно довести до такого времени, которое реально затрачивается на данное действие при его физическом выполнении.
5. Довольно распространенной ошибкой является то, что спортсмен думает о конечном результате непосредственно перед выполнением упражнения. Т.е. «видит» забитый шар, еще не прочувствовав само выполнение удара. Когда в сознании доминирует такая мысль, она вытесняет представление о тех действиях, без выполнения которых забить шар просто невозможно. Это называется «поспешил» - очень хотел забить, потому и промахнулся.
6. Идеомоторным может быть лишь такое представление, при котором мыслеобраз связан с мышечно-суставным чувством человека.
Но, если предложить спортсменам начать заниматься идеомоторикой, они все, как один, скорее всего будут совершать одну и ту же ошибку. А именно: при представлении они видели себя как бы со стороны, будто на экране телевизора. Такие представления называются «зрительными», и обладают небольшим тренировочным действием. При таком представлении мыслеобразы передаются намного слабее. Вспомните упражнение с маятником. Попробуйте просто «увидеть» себя со стороны любым способом (в зеркале, на экране телевизора), и глядя на груз, который вы видите «там», представить, что он раскачивается. Вы убедитесь, что амплитуда движения будет довольно маленькая (если вообще будет).
О том, что идеомоторные связи присутствуют в нужном качестве, говорят микродвижения, которые появляются в мышцах. Они хорошо заметны, когда спортсмен занимается идеомоторикой, пропускает представление движения «через себя». В такие моменты в его мышцах невольно возникают сокращения и расслабления, которые видны довольно отчетливо. Если никаких микродвижений в мышцах не наблюдается, а спортсмену кажется, что он пропускает мыслеобразы через себя, то это значит, что его тренировка носит исключительно «зрительный» характер.