Смекни!
smekni.com

на тему (стр. 1 из 2)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА

имени А.С.ПУШКИНА

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра общественных наук и страноведения России

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Политическая обстановка в Республике Таджикистан.

История Таджикистана и его народа тесно связана с историей Индии, Пакистана, Ирана и других стран Средней Азии и Ближнего Востока. Древнейшие государства Бактрия и Согд возникли в бассейнах рек Амударьи, Зеравшана и Кашкадарьи в первой половине I тысячелетия до н. э. В VI– IV вв. до н. э. они входили в созданное персами Ахеменидское государство, а затем, с 330 г. до н. э., – в империю завоевавшего владения Ахеменидов Александра Македонского.
Предками современных таджиков являются оседлые земледельцы – бактрийцы, согдийцы, древние жители Ферганской долины, а также кочевые племена саков, обитавшие на Памире, Тянь-Шане и по берегам реки Сырдарьи. Здесь образовалось государство Тохаристан, которое впоследствии вместе с Согдом и другими областями Средней Азии присоединилось к Кушанскому царству. Через него в те времена пролегал Великий Шёлковый путь.
К середине I тысячелетия н. э. возникло множество самостоятельных княжеств. Они были слабы и не смогли противостоять арабам, которые в VII– VIII вв. вторглись в Среднюю Азию. Завоеватели насильственно внедряли свою религию – ислам – и арабский язык, вводили обременительные налоги и подати. К тому времени в Среднеазиатском междуречье и Хорасане (историческая область на северо-востоке Ирана) складывается большая этнокультурная общность – таджики.
В конце IX в. после распада Арабского халифата сложилось таджикское государство Саманидов. Более 100 лет оно жило мирно, что способствовало расцвету городов, ремёсел, развитию земледелия, торговли и горного дела. Это была эпоха подлинного таджикского Возрождения, давшая миру великих людей: основоположника персидско-таджикской поэзии Рудаки (около 860–941), создателя бессмертной поэмы «Шахнаме» Фирдавси (около 940–1020 или 1030) и учёного-энциклопедиста Абу Али Ибн Сино, известного также как Авиценна (около 980–1037 ).
В государстве Саманидов завершилось сложение таджикского этноса. Большую роль в этом играло распространение таджикского языка фарейдарй, который постепенно стал господствующим.
Со временем внутренние распри и частые набеги кочевников расшатали и ослабили Саманидское государство, и в 999 г. оно пало под ударами тюркских племён. На его месте обосновались могущественные династии Караханидов (на севере) и Газневидов (на юге). Это было время быстрого роста городов. Особенно большое значение приобрёл Ходжент, где развивались ремесла, и налаживалась торговля с ближними и отдалёнными странами: Индией, Ираном и Русью.
Во второй половине XIX в. Средняя Азия была завоёвана Россией и на её территории образовалось Туркестанское генерал-губернаторство, в которое вошли северные районы Таджикистана и Памир, а центральные и южные районы оказались во владении вассала русского царя – бухарского эмира. Развитие этих областей пошло различными путями. На территории, отошедшей к России, постепенно складывались капиталистические отношения, строились хлопкоочистительные и маслобойные заводы, налаживалась добыча нефти и угля. В Восточной Бухаре рост налогов, многочисленные повинности, беззаконие вызывали частые волнения среди населения, но все они жестоко подавлялись.
В апреле 1918 г. V съезд Советов Туркестанского края провозгласил образование Туркестанской АССР, которая вошла в состав РСФСР. В августе 1920 г. началась насильственная «большевизация» эмирской Бухары в основном силами частей Красной Армии. В итоге России удалось ещё больше расширить границы своей империи. 6 октября была провозглашена Бухарская Народная Советская Республика.
В 1925 году Таджикистан вошел в состав СССР в качестве автономной республики в составе ССР Узбекистан. Душанбе был объявлен его столицей. Душанбе образовался в 1924 г. в результате слияния трех селений: Сариосие, Шохмансур и Душанбе. В 1929 году Таджикистан вошел в состав СССР на правах союзной республики.
После распада Советского Союза в сентябре 1991 г. Верховный Совет республики Таджикистан принял Декларацию о независимости. К этому моменту здесь окрепла Исламская партия возрождения, ставившая целью осуществление радикальной перестройки общества. В июне 1992 секуляристы под руководством Сангака Сафарова подняли мятеж в Кулябе. Гражданское противостояние вылилось в Гражданскую войну (1992–1997) между секуляристами (кланы Ходжента и Хатлона) и исламистами (выходцы беднейших районов Гарм и Горный Бадахшан). Гражданская война 90-х гг. в Таджикистане, по сути, оказалась войной за власть. На фоне усиления власти талибов в Афганистане 27 июня 1997 было заключено перемирие между правительством Рахмонова и исламской оппозицией. На протяжении нескольких последних лет развитие ситуации в Таджикистане определялось ходом реализации подписанного в Москве 27 июня 1997 г. Общего соглашения об установлении мира и национального согласия. Переходный период, определенный Общим соглашением 1997 г., завершился с проведением парламентских выборов на основе новой редакции Конституции.
В ходе нашей работы мы можем заметить, что внутри страны существовало два политических лагеря, как в средние века, так и в конце XX века. Во многом это определял тот фактор, что большинство площади страны занимают горы. Они делят Таджикистан на различные друг от друга регионы, что является главным фактором в разделении внутренних политических взглядов.
В целом следует отметить, что историческое развитие Таджикистана негативно повлияло на развитие международных связей. В предсоветский период из-за нестабильности политической обстановки, власти Таджикистана второстепенно относились к внешней международной торговле. В советский период страна имела внешние отношения только со странами СНГ и в большей степени с Россией. После распада СССР, Таджикистан потерял многие из этих связей. Теперь мы видим, что правительство предпринимает максимальные меры по привлечению иностранных инвестиций в страну и выполняет все условия для вхождения в мировые интеграции.

Немногие страны СНГ имеют такую богатую негативными событиями историю демократизации, как Таджикистан: 100 тысяч убитых, раненых и искалеченных граждан, 60 тысяч сирот, 55 тысяч вдов, почти миллион беженцев и переселенцев. Полная экономическая разруха, бандитизм и терроризм, захваты заложников, наркобизнес. Такую цену заплатил Таджикистан за эксперимент с ускоренной демократизацией в 1988 - 1992 годах. Иногда казалось, что это конец истории, что общество погибло, а разрушительные процессы необратимы.

Однако погибло государство, но не общество. С одной стороны, в обществе начали работать механизмы самоуправления и самопомощи, которые невозможно искоренить никаким тоталитарным режимом - в Таджикистане это, прежде всего, традиционные родовые авлодные структуры, через которые происходит перераспределение совокупного дохода большой семьи. В некоторых регионах это и более обширное объединение - махаля (соседская община), зачастую объединяющая несколько авлодов. С другой стороны, в этот период таджикское общество реально ощутило влияние процесса глобализации гражданского общества, став непосредственным объектом этого нового глобального духа, выражающегося в конкретных действиях. Я имею в виду первые международные гуманитарные организации, которые начали работать в Таджикистане. Это, прежде всего, подразделения ООН - Управление Верховного Комиссара по делам беженцев и Миссия наблюдателей, "Врачи без границ" (Бельгия), Каритас (Швецария), "Кеар Интернешнл", Мерси Корпс, Ора Интернешнл, Фонд Ага Хана, CADA и другие.

Многие из этих организаций оказывают не только гуманитарную помощь или выполняют собственные проекты, но предоставляют поддержку в виде грантов. Например, таджикским отделением Фонда Ага Хана только за последние два года были реализованы программы на сумму более 35 миллионов долларов США, из которых почти 6 миллионов - собственные средства фонда. В настоящее время на территории Таджикистана работает более 40 международных неправительственных организаций и, наверное, около десяти-пятнадцати фондов (точные данные не известны), которые оперируют в Таджикистане, не имея своих представительств. Изменяется структура помощи: если в 1997 году 80 процентов всей помощи носило гуманитарный характер, то в настоящее время - это техническая и финансовая поддержка на переподготовку кадров, структурные преобразования и достижения микроэкономического баланса.

Большое влияние международные организации оказали и продолжают оказывать на стабилизацию политической обстановки в Таджикистане. За последние пять-семь лет они стали неотъемлемой частью жизни таджикского общества. По количеству и разнообразию получаемой помощи, Таджикистан все еще занимает последнее место среди центрально-азиатских республик. Но для местных общественных организаций эта помощь - единственно возможный источник получения ресурсов, так как ни государство, ни бизнес-сектор пока не в состоянии предоставить даже незначительную поддержку некоммерческим организациям.

В Таджикистане женское движение - одно из самых эффективных по количеству и значимости осуществляемых программ. Тот факт, что женское движение в Таджикистане, мусульманской стране, так стремительно развивается, свидетельствует о том, что горизонтальные глобальные сети гражданского общества становятся все более значимым субъектом влияния в мировом порядке.

Лидер бюро "Женщины в Развитии" Вилоят Мирзоева на одной из встреч, посвященной проблемам взаимодействия организаций гражданского общества, высказала мнение о том, что только сотрудничество на разных уровнях, как в сети, так и на национальном уровне, может дать положительные результаты.