Смекни!
smekni.com

Темы для ов: Античность в русской поэзии (стр. 2 из 2)

Однако если вся трагедия заключалась бы в беспрестанном ощущении ограниченности человеческих поступков, тогда после просмотра или прочтения этих произведений мы приходили бы в глубокое уныние и чувствовали бы моральное истощение. Но на самом деле, в трагедии есть нечто позитивное, что противопоставляется сокрушительным ударам, возникающим из-за внутренних человеческих заблуждений и присутствия внешних сил. Это надежда на спасение неких вечных ценностей посреди кровавой бойни. Итак, в трех великих древнегреческих трагедиях, к рассмотрению которых мы сейчас перейдем, представлены три абсолютно разных типа взаимоотношений между ограничениями героизма и уравновешивающего их светлого чувства. Я хочу перейти к обсуждению трех уникальных произведений великих драматургов: Орестея Эсхила, Царь Эдип Софокла, Геракл Еврипида.

Теперь будет гораздо проще ответить на вопрос, поставленный мною в названии лекции: «Герой греческих трагедий: человек или супермен?». В древнегреческой трагедии не существует «супермена» ни среди женщин, ни среди мужчин. Персонажи этих произведений часто действуют на пределе человеческих возможностей, но они со всех сторон ограничены в своих поступках. В Орестее они ограничены наследием прошлого, опутаны его «сетями»; Эдип Софокла ограничен тем, что не понимает полностью происходящего вокруг (пока не становится слишком поздно), и это характерно для всех людей; Еврипид изображает героя, чьи возможности кажутся безграничными, однако в конце трагедии он оказывается разбит богами, и его ведут как лодочку по морю жизненной неопределенности. Но самое сильное впечатление, оставляемое жанром древнегреческой трагедии – то, какими разными и сложными способами все эти люди борются с наложенными на них ограничениями.