Робкий снег, невесомый, пушистый.
И звенит просветлённо-искристый,
Легкокрылый твой смех.
Этот снег непременно растает.
Но уже отступили дожди…
Я – девчонка. И ты – молодая.
Всё ещё впе-ре-ди…
Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности.
сначала «робким снегом», потом – «невесомым», потом – «пушистым». И вовсе
не антитезой седине является смех мамы. Он такой же невесомый, как и снег на
волосах, только автор подбирает ещё более точные слова: легкокрылый, звенит,
искристый. Для Ирины Анисимовой мама никогда не будет старой, очень ей хочется, что бы всё было «впе-ре-ди…»
Мы, детвора, утаптывать горазды
В сарае сено – только подавай.
Летит навстречу – это ли не праздник! –
Душистый, тёплый сена каравай.
Или вот одно из самых ярких на эту тему:
Мы думали, что лето улетело.
А сколько сразу лета набралось,
Где солнышко пронизывает тело
И сколько ветра в волосы вплелось!
И клевер, васильки и медуницы.
И лук в обед, и сладкий-сладкий сон.
И небо голубое сквозь ресницы,
И из глубин земли идущий звон.
А сено поднимает нас всё выше.
И кажется нам: полное чудес,
Вот-вот проломит это лето крышу,
И будет снова лето – до небес!
вполне понятно, ведь детство не вернёшь, и остаётся только вспоминать («Памяти детства»):
Подбежала калитку закрыть.
Вдруг из комнаты – Григ или Моцарт? –
Как открытие, музыка льётся,
Чтобы к месту меня пригвоздить.
Нет, не шелест листвы и не плеск
Тихих волн – сразу море и лес.
Восхожденье, тревоги…Каскад
Чувств и мыслей. Смятенье и лад.
И прощальная песнь журавлей,
И смиренье девятого вала…
- Ирка! Где ты пропала? Скорей!
Мы играть собрались в «вышибалы».
Мяч – об землю – и снова в руках.
И из круга игрок вылетает.
Лето. Воля. Пора золотая.
Очень близко – не в дальних веках…
Сочетание лексики разных языковых стилей («музыка льётся, прощальная
песнь, каскад чувств, пора золотая» – с одной стороны и «к месту пригвоздить, Ирка, «вышибалы», вылетает» – с другой) очень характерно для поэзии Анисимовой. В данном стихотворении это сочетание (именно сочетание, а не противопоставление или средство создания какого бы ни было контраста) призвано как можно точнее отразить отношение поэтессы к детству, его место в жизни не только автора, но и любого другого человека, сделать поэтическое произведение как можно более понятным как в его содержании, так и в форме выражения.
рода для поэта – это та атмосфера, которую он чувствует как никто другой, и какое детство, какая родина без неповторимой для каждого родной природы?..
Показательно в этом отношении стихотворение «Два августа», в котором эти понятия переплетаются как нельзя ярко и поэтично:
Дом был тихий.
Крыльцо, палисадник.
Ночью в окнах – кленовые грозди.
За околицей падали звёзды.
И вздыхала корова в ограде –
Без хозяйки, в пригляде соседки…
Утром чистым кленовая ветка
Звонким золотом вся залилась.
День начался – и я
родилась.
Снова август – пора звездопада…
Мама, мама, прости, дорогая:
Я доверчивая, но другая.
И печалиться, мама, не надо,
Что счастливой себя называю
Этим августом, тот забывая…
Сердце к жизни грядущей открыто,
Слёзы счастья дрожат на ресницах…
Мама, мама, ничто не забыто:
Всё меняется,
всё повторится.