З.Фрейд (1856-1939 гг.).[2, cтр.175]
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г в небольшом моравском городе Фрейнбург (ныне Пришбор) в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 г семья переехала в Вену, где будущий знаменитый ученый прожил около 80 лет. В небольшой семье было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими исключительными способностями, удивительно острым умом и страстью к чтению. В 17 лет он с отличием окончил гимназию и поступил в знаменитый Венский университет.
Особый интерес для Фрейда представляли естественные науки, достижения которых произвели в середине прошлого века настоящую революцию в умах, заложив фундамент современного знания об организме, о живой природе. В великих открытиях этой эпохи – законе сохранения энергии, установленном Дарвином законе эволюции органического мира – черпал Фрейд убеждение в том, что научное знание есть знание причин явлений под строгим контролем опыта. На оба закона опирался Фрейд, когда перешел впоследствии к изучению человеческого поведения. [5, стр. 6]
Фрейд полагал, что душевная жизнь – это последовательный непрерывный процесс. Закон сохранения энергии применим к ней так же, как и ко всем другим процессам. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательным и бессознательным намерениями и определяются предшествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни «кажутся» возникшими беспричинно, спонтанно. Этого быть не может. В этих случаях Фрейд начинает искать и находит скрытые связи, которые соединяют одно сознательное проявление душевной жизни с другим.
Он не ограничивался описанием явлений, а искал их причины и законы (такой подход известен под именем детерменизма, и во всем последующем творчестве Фрейд являлся детерменистом) [5, стр.7]. Он верил в то, что все происходящее в организме включено в «железную» цепь причин и следствий и стоит под необратимыми законами природы. Его наблюдения за случаями, когда длительное лечение истерии благодаря применению гипноза давало положительный эффект, указывали, что источник страдания скрыт в сфере, неведомой ни физиологии, ни психологии.[5, стр.12]
В душевной жизни Фрейд выделил три уровня: сознание, предсознание и подсознание (бессознательное). Все психические процессы связаны между собой по горизонтали и вертикали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующими мыслью или чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном.
Обыденная человеческая жизнь полна конфликтов различной степени напряженности, достигающей порой истинного драматизма. Наше сознание – не простой созерцатель этой драмы, безучастный к ее исходу. Оно ее активное “действующее” лицо, которое вынуждено выбирать и накладывать вето, защищать от влечений и мыслей, способных (как, например, при тяжелом заболевании или душевном конфликте) сделать жизнь несносной и даже погубить личность.
Его учение прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил Фрейд, “преисподнюю” психики. Однако если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его подводными течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ – направление психологии, создателем которого считается З. Фрейд. [5, стр.17]
“Определение нарушения наших психических функций или неправильности в действиях, которые кажутся нам немотивированными, - писал Фрейд, - оказываются вполне мотивированными, если их подвергнуть психоаналитическому исследованию”. Бессознательное и предсознательное отделено от сознательного особой психической инстанцией – “цензурой”. Цензура выполняет две функции: во-первых, вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и понятия; во-вторых, оказывает сопротивление активному бессознательному, которое стремится проявиться в сознании.
К бессознательному относятся многие инстинкты вообще недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые “цензуре”. Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредовано, окольными путями – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного – замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. Бессознательное обладает большой жизнеспособностью и неподвластно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время в бессознательное и вновь допущенные в сознание даже через несколько десятилетий, не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой.
То, что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное. В этой нижней части находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты. Предсознание – та часть бессознательного, которая может стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы.
Осуществляя психиатрическую практику, Фрейд с самого начала был поражен некоторыми гипнотическими опытами, которые показывали. Как человек в состоянии транса способен уверовать в реальность совершенно нереального[2,стр.177]. Опираясь на ряд экспериментов, З. Фрейд пришел к выводу о существенно важной, порой даже решающей роли бессознательного. Те или иные «комплексы», которые складываются под влиянием разных факторов в жизни человека (комплекс «Эдипа», комплекс «Электры», «комплекс вины» и др.), вытесняются из сознания в бессознательное и могут затем выступать причиной психических болезней. [1, стр.167] Одной из излюбленных версий Фрейда есть Эдипов комплекс, как известная формула отношений мальчика к родителям. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца (с коим он себя идентифицирует) как соперника, который вызывает и ненависть, и страх. Под этот древнегреческий миф Фрейд стремился подвести как можно большее количество клинических случаев и фактов истории.[5,стр. 20] Необходимо найти средства определения конкретного комплекса, обнаружить этот комплекс, довести его до осознания пациентом и тогда болезнь будет излечена. Разработанный З. Фрейдом метод обнаружения комплексов, метод терапевтического лечения больных был назван психоаналитическим. Составными элементами фрейдовского психоанализа были представление о сексуальном (по преимуществу) характере вытесненного, а также методика свободных ассоциаций и толкование снов как средства обнаружения конкретных структур бессознательного, вызвавших болезнь. И надо признать, что для первой четверти ХХ в., когда был разработан психоанализ, да и на протяжении последующих десятилетий, это был значительный успех: диагностические и терапевтические приемы психоанализа давали, по признанию многих теоретиков и практиков медицины, неплохие результаты, а в отдельных случаях – несколько больший эффект, чем традиционные методы.
На основе выработанных представлений о бессознательном З. Фрейд сформировал свое специфическое миропонимание, а также свой взгляд на психику человека, на соотношение сознания (Я) и бессознательного
(Оно). [1,стр. 167]
Психика человека, как считал З. Фрейд, имеет тир сферы: Оно, Я, Сверх-Я. Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго). Оно – это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Оно, считает Фрейд, - “содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено в конструкции – кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации и которые в Оно находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной”. Оно служит источником энергии для всей личности, и вместе с тем Оно – целиком бессознательно. Мысли или чувства, вытесненные из сознания в бессознательное Оно, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека, при этом со временем сила этого влияния не уменьшается. Оно можно сравнивать со слепым и глухим диктатором, власть которого неограничена, но властвовать он может только через посредников.
Я (эго) следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Я – посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями - с другой. К функциям Я относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).[5, стр. 23]
Оно развивается из Я и в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Я защищает Оно, как кора дерево, но при этом питается энергией Оно. Посредством накапливания опыта (в памяти) Я избегает опасных раздражителей, адаптируется к умеренным и, главное, осознавая мир, посредством активной деятельности способно перестраивать его себе на пользу. Развиваясь, Я постепенно обретает контроль над требованием Оно, решая: будет ли инстинктивная потребность реализована сиюминутно или ее удовлетворение будет отложено до более благоприятных обстоятельств. Таким образом, Оно реагирует на потребности, Я – на возможности. Я находится под поcтоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Оно) импульсов. Нарастание этих импульсов сопровождается напряжением, чувством “неудовольствия”, уменьшение – релаксацией, чувством “удовольствия”. “Я, - считает Фрейд, - стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия”.