У обычных прямоугольных зданий самым слабым местом оказались углы. Если углы специально скреплены, здание, даже двухэтажное, почти не разрушается. Но таких зданий было мало, в основном, они были заняты учреждениями. У жилых домов таких скреплений не было и поэтому они полностью разрушались, унося тысячи жизней.
У более прочных зданий вывалились только две стены, расположенные поперек направлению толчка, который шел с юго-востока. У таких зданий нередко крыша оставалась на месте, как у тюрьмы, холодильника и ряда других зданий.
Много людей погибло под сводом одноэтажного здания недалеко от вокзала. На рассыпавшихся стенах ужасным грузом лежала двускатная громадная тяжелая крыша. Под ней среди мусора лежало около двадцати ответственных железнодорожников, проводивших какое-то ночное заседание. "Очень тяжелая и крепкая крыша, никак не поднять, ждем военных", ответили мне.
Страшная картина наблюдалась в развалинах большого длинного двухэтажного здания, в котором размещался госпиталь. При первом же толчке под руинами двухэтажного здания оказалось более двухсот человек.
Землетрясение произошло глубокой ночью, когда огни везде были погашены. Поэтому пожаров было очень немного, но все же они были. В полуподвальном помещении одного из учебных заведений располагалось общежитие, где жило около шестидесяти студенток. Они еще не спали: готовили что-то. Здание развалилось, выход из общежития засыпало. Огонь из печки распространился на пол и перегородки и, хотя помещение осталось целым, оно сгорело, и с ним сгорели все студентки. Это было одним из самых ужасных зрелищ во время землетрясения.
В филиале Академии наук, где я был председателем совета, погибло много ученых. Особенно жалко было одного видного специалиста по гидрогеологии, исключительно талантливого человека с выдающимися математическими способностями. Его раздавило вместе с дочерью. Погиб и другой выдающийся ученый-геолог, всю жизнь отдавший изучению южных областей Союза.
Незадолго до землетрясения он переехал в Ашхабад на постоянную работу. Жил он с женой в бывшей персидской молельне — громадной и высокой комнате. Толстая балка с потолка упала поперек кроватей. Они, возможно, погибли во сне еще во время вертикального толчка.
С одним доктором наук был не менее трагический случай. Его семья, да и он сам, летом обычно спали в саду на ковре. Самого хозяина не было дома, а жена подтащила ковер к самому забору, в тень от солнца. Забор был глиняный, массивный, очень высокий и тяжелый. Во время колебаний он обрушился и раздавил всю семью. Таких смертей от упавших глиняных заборов было много, и они были совершенно неожиданны.
К счастью, сама земля на территории города не трескалась. Трещины возникали в крайней северной части города, севернее железной дороги, и смертей в трещинах не было. Не было и оползней, в других городах уничтоживших сотни людей.
Сильные разрушения были вызваны качанием, поверхность земли изгибалась, подобно волнам на поверхности воды. Причем чем выше и уже волна, тем сильнее колебание. Земные сейсмические волны образуются часто. Это обычное явление. Но они всегда очень пологие и широкие. Поэтому вызываемые ими колебания почти или совсем не заметны.
Место образования ашхабадского толчка располагалось всего в 30 км к юго-востоку от города, у селения Карагаудан. Толчок был очень сильным и близким, поэтому вызванные им волны были узкими и высокими. Это и явилось причиной страшных разрушений. У всяких волн есть зоны усиления и ослабления. Были они и в Ашхабаде. В центре города их плохо видно, но на окраинах было хорошо заметно, как пояса сильных разрушений чередовались с поясами, где разрушения были слабее, а иногда почти отсутствовали.
Заслуживают внимания движения, связанные с первым вертикальным толчком. Они выражались в подбрасывании вверх и вбок тяжелых массивных предметов, свободно лежавших на земле. Дома и другие строения, связанные с землей, не перемещались, но штукатурка в них осыпалась. Зато большой и тяжелый шар, лежавший на цементном постаменте и сам сделанный из цемента, был подброшен в воздух и смещен вбок на несколько метров. В другом сквере на высокой подставке стоял металлический тяжелый бюст Пушкина. Его тоже отбросило в сторону на несколько метров. Но самые интересные наблюдения сделаны были за городом, где располагалась техника. Громадные тяжелые машины стояли строго в ряд. Толчок подбросил их в воздух и сместил в сторону на один–два метра. Остается только поражаться, как мало было смещений и перебросов более легких предметов, и как мало разрушений сопровождал первый вертикальный толчок. Сведения о двух толчках, первом - вертикальном с подбрасыванием тяжелых предметов, и втором - горизонтальном, с юго-востока, разрушающем, имеют принципиальное значение. Они подтверждаются многочисленными свидетельствами уцелевших и результатами инженерно-строительного обследования.
Можно сказать, что почти все разрушения произошли за несколько секунд волнообразных колебаний, последовавших за вертикальным толчком. Второе сотрясение в 6 часов утра тоже было очень сильным, но значительно слабее первого. Оно только разрушило те строения, которые остались стоять после первого сотрясения. Последующие многочисленные сотрясения, наблюдавшиеся в течение нескольких последующих дней, уже разрушений не приносили и жертвами не сопровождались. Толчки, их вызывавшие, были незаметны, и им предшествовал только отдаленный грохот, как от далекой грозы или пушечной канонады, но и грохот был ясно слышен только в первый день.
Причины землетрясения.
Выяснением причин землетрясения занимались несколько экспедиций, приехавших в Ашхабад через несколько дней после первого точка. Они детально изучили все окрестности города и со своей задачей справились хорошо. Наиболее подробные исследования разрушений осуществлены экспедицией Академии наук СССР под руководством В.Ф. Бончковского (1947), в первую очередь ее участниками С.В. Медведевым и Г.П. Горшковым (1947), группой инженеров под руководством Н.О. Оразымбетова (1960), а также Р.Н. Квитницким (1949), М.П. Сукачевой (1949) и И.А.Котельниковым (1953). Некоторые малоизвестные сведения в этом отношении приведены в статьях Р.Н. Квитницкого, Г.П. Горшкова, а также в статье Л.И. Иогансон и А.А. Никонова в настоящем выпуске.
Вдоль подножия Копетдага образовался большой разлом земной коры. По этому разлому одни пласты надвинуты на другие. Подобные движения время от времени повторяются. Каждое движение сопровождается землетрясением. Если движение небольшое, то небольшое и землетрясение. Многочисленные, обычно слабые землетрясения Туркменистана почти всегда связаны с движениями по Копетдагскому разлому. Естественно, что экспедиции в первую очередь поехали к нему. Но здесь их ждала неожиданность — никаких движений по разлому не было. Причина землетрясения была какой-то особенной.
Стали осматривать все наиболее пострадавшие местности и у селения Карагаудан обнаружили совершенно необыкновенное явление. Благодаря боковому давлению слои земной коры начали изгибаться и образовали небольшую выпуклую округленную складку. Такие складки называются антиклиналями. При образовании антиклиналей, то есть при изгибе твердых слоев земной коры, в них, конечно, возникают значительные напряжения. Чем больше изгиб, тем больше напряжение, и, в конце концов, слои не выдерживают и разрываются. Разрыв сразу вызывает землетрясение.
При осмотре Карагаудинской антиклинали оказалось, что она разорвалась на несколько частей, отделенных друг от друга очень глубокими, но узкими трещинами. Антиклиналь превратилась в разбитую тарелку. Трещины были очень хорошо видны на поверхности земли, некоторые из них были даже открытыми, зияющими. К счастью, в них никто не провалился. Потом они закрылись. Разрыв Карагауданской антиклинали и был причиной Ашхабадского землетрясения.
Кроме образования трещин, это подтверждается направлением сейсмических волн, шедших из Карагаудана, и тем, что в Карагаудане сила толчка была значительно сильнее, чем в Ашхабаде. Бревенчатые срубовые дома в Ашхабаде почти не пострадали, а в Карагаудане были разбросаны по бревнам. Разрушения в селении были еще сильнее, чем в городе. Наблюдения при помощи специальных аппаратов-сейсмографов показали, что Карагауданские разломы уходили вглубь на несколько километров. (Такие сведения в доступных источниках не обнаружены, хотя для отдельных разрывов это возможно, судя по их кинематике и глубине очагов землетрясения).
Молодые современные складки-антиклинали в земной коре сравнительно редки. Еще более редко напряжения в них достигают такой силы, что складки разрываются, разламываются. Поэтому ожидать повторения ашхабадского землетрясения такой силы, нет никаких оснований.
Другое дело подвижки по громадному Предкопетдагскому разлому. Они происходили постоянно, как это показывают те же сейсмографы, но были ничтожны, и землетрясения, вызываемые ими, очень слабы, иногда незаметны. Только изредка движения более значительны и вызывают землетрясения больших размеров, но и они слабее Ашхабадского, вернее Карагауданского землетрясения.
Эпицентр Карагауданского землетрясения расположен неглубоко и, весьма вероятно, что разломы, трещины, расколовшие антиклиналь, проникают на эту глубину.
Много еще тайн хранит в себе земная кора, к их числу относится и тайна образования землетрясения. ( Несомненно, современные научные представления о происхождении и механизме Ашхабадского землетрясения значительно полнее и основательнее, хотя нерешенные вопросы остаются до сих пор). Что делается на поверхности земли, мы видим и знаем, но что таят в себе глубины земной коры — пока загадка.