Для уменьшения воздействия яркого освещения стрелкам- биатлонистам рекомендуется прикрывать глаза солнцезащитными очками, пластмассовым или картонным козырьком при стрельбе. При подходе к огневому рубежу перед выполнением стрелкового упражнения кратковременно закрывать глаза, очки снимать примерно за 30 сек. до первого выстрела.
Специфической особенностью стрельбы в биатлоне является то, что стрельба ведется по горизонтально расположенным мишеням и характеризуется двумя основными параметрами: временем пребывания на огневом рубеже и точностью стрельбы по мишеням.
Временные характеристики стрельбы на огневом рубеже складываются обычно из трех основных показателей: времени, затраченном на изготовку, скорострельности и времени ухода с рубежа.
Поражение пулей центральной части круга, в том числе иногда и в «габарит», расценивается одинаково - «попадание», если мишень закрылась. При стрельбе лежа - круг диаметром 45 мм и диаметр самой пули 5,6 мм - достаточно достоверно мишень закрывается и считается пораженной даже при отклонении пули от центра около 24 мм, если 50 % пули ложится на «габарит». При стрельбе стоя - круг диаметром 115 мм + 2,8-3 мм (с учетом габаритного размера пули и при 50%-м попадании на «габарит»), т. е. отклонение пули от центра уже на 59 мм, тоже может считаться попаданием, если мишень «закрылась».
Поэтому количество попаданий по металлической мишени не позволяет достаточно объективно судить о стрелковой подготовленности биатлониста и не позволяет проводить качественный анализ стрельбы.
Для анализа и обучения стрельбе биатлонистов целесообразно использовать бумажные мишени, расположенные горизонтально в ряд по аналогу с металлической установкой, о чем уже было сказано выше.
Расстояние между центрами этих мишеней обусловлено правилами соревнований по биатлону и может составлять 215-260 мм согласно материальному каталогу Международной федерации биатлона.
Поэтому при анализе стрельбы в биатлоне приоритет необходимо отдавать изучению ее качественных характеристик. Рассматривая ее составные части, нужно учитывать, что основная задача биатлониста - попасть в цель, т. е. спортсмену нужно прицелиться и нажать на спусковой крючок. И эти действия не должны нарушать наводку оружия в цель.
Оружие, наведенное в цель, испытывает разнообразные колебания, в том числе и в зависимости от неблагоприятных метеорологических условий, и поэтому спортсмену необходимо постоянно исправлять наводку и возвращать оружие в заданное положение. Эти действия спортсмена и называются прицеливанием. Добиться устойчивости оружия при благоприятных условиях удается многим биатлонистам, а вот научиться сохранять ее при возникающих помехах - значительно труднее.
Глазомерное определение правильного соотношения концентрических окружностей диоптра, намушника, мушки и мишени не представляет собой особой сложности. Зрительный аппарат с высокой точностью может решать эту задачу. Значительно сложнее сохранить оружие в наведенном положении и сохранить его устойчивость при проведении быстрого выстрела.
Хорошая устойчивость - результат согласованных действий многих мышечных групп. Происходящая при этом деятельность
разнообразных групп мышц без длительного разучивания и многократного повторения трудно поддается контролю (8,12,14,18,20,28, 36). Тем не менее оружие должно быть сохранено в устойчивом положении даже под влиянием внезапно возникающих и быстро меняющихся метеорологических условий и психического состояния.
Основными ошибками, допускаемыми спортсменом в этот период, могут быть: перенос внимания на другие моменты, т. е. мысли о приближении выстрела; ожидание его; сомнение в полноценности ожидаемого выстрела; возникновение чувства неуверенности в сохранении устойчивости; переключение волевых усилий на активизацию работы указательного пальца; мысленный подсчет общего результата с целью ускорения выстрела или изменение общего эмоционального состояния.
Например, мушка неподвижно удерживается, мишень находится в центре кольцевой мушки, но при выстреле под влиянием различных причин она смещается в сторону, и пробоина оказывается не в центре и, возможно, даже выйдет из габарита «яблока». Допускаемая ошибка невелика и спортсмен ее не замечает. Он оценивает выстрел как хороший, а результат в итоге неважный. В этом случае пуля покидает ствол в момент движения оружия, и она при полете сохранит боковое перемещение, уводящее ее от центра. Хотя в это время спортсмен может не зафиксировать смещения, потому что смещение мушки было незначительным, но «отрыв» может быть далеким.
Поэтому прицеливание требует большого напряжения центральной нервной системы. Это напряжение сохраняется, пока действует «установка» на продолжение работы. Как только выстрел выполнен, внимание спортсмена моментально переключается на результат - «попал, нет?». Эта новая мысль, снимая «рабочую установку», разрушает состояние нервно-мышечной напряженности, обеспечивающей прицеливание (JI. М. Вайнштейн, 15).
Мысль о результате выстрела (хотя зачастую пуля еще не покинула канал ствола оружия) вызывает преждевременный спад
напряженности, прекращение рабочих процессов, особенно это касается последнего (пятого) выстрела в биатлоне. Это находит свое отражение и во внешних признаках: непроизвольное движение «забросить» винтовку за плечи, подача туловища вперед, движение руки и головы. Все эти реакции на приближение выстрела воспринимаются организмом спортсмена как сигнал окончания работы.
Разрядка напряженности, переключение мысли на другой вид деятельности (в данном случае продолжение «гонки») - естественные и нормальные, казалось бы, явления. Однако скоро реакция на выстрел начинает опережать сам выстрел. Это явление может закрепиться, перейти в навык и стать вредной привычкой.
Спортсмен должен не только уметь механически выполнять действия, доведенные до автоматизма, но и управлять своими мыслями, своей волей, знать, на чем сосредотачивать внимание в каждый момент стрельбы, когда заканчивать работу мысли, позволить себе психическую разрядку и уже затем переключать работу мозга на другой вид деятельности.
Очевидно, что повышение уровня функциональной подготовки и силовых качеств должно сопровождаться тренировкой, сохраняющей согласованность действий рабочих групп мышц. Для этого необходимо знать, что по признакам участия при выполнении выстрела все мышцы условно можно разделить на три группы:
1. Непосредственно участвующие в выполнении выстрела. При стрельбе из винтовки из положения «стоя» - это мышцы плечевого пояса, спины, груди, плеча, предплечья левой руки, удерживающей винтовку, косые и подвздошнопоясничные, на которые опирается локоть левой руки, а также указательный палец правой руки.
2. Не участвующие непосредственно в технике выстрела, но оказывающие свое влияние на работу спортсмена. Это преимущественно мышцы ног, шеи, туловища.
3. Все другие группы мышц, являющиеся нейтральными по отношению к деятельности биатлониста.
Рост результатов стрельбы в биатлоне при выполнении стрелкового упражнения за короткий промежуток времени идет через повышение устойчивости оружия и развития согласованности прицеливания и спуска крючка. Как мы уже определили, в основе устойчивости лежит способность спортсмена удерживать наведенное в цель оружие при постоянно меняющихся условиях, а также способность спортсмена производить изолированную работу указательного пальца, тогда как остальные группы мышц находятся в статическом положении и не участвуют в работе.
При этом особое внимание должно уделяться развитию быстроты выполнения упражнения. При стрельбе в условиях дефицита времени - это быстрота развития спускового усилия.
Как известно, быстрота двигательных реакций складывается из предварительного, скрытого (латентного) и заключительного (эффекторного) периодов.
Предварительный период времени - это время от восприятия совмещения концентрических окружностей (диаметра, намушни- ка, мушки и мишени) до команды самому себе на выжим спуска.
Латентный период - от поступления исполнительной команды до начала ответного действия, т.е. от возникновения мысли о выжиме спуска до начала усилия пальцем.
Заключительный период - от начала ответного движения до полного его завершения.
Здесь очень важно иметь в виду, что сокращения времени действия можно добиться многочисленными тренировками (повторениями), отработкой до автоматизма всех движений.
Поскольку время предварительного и латентного времени сократить практически невозможно, т.е. это время составляет всего 0,2 сек. и сокращать его не очень разумно, могут быть допущены ошибки, т. к. команда, поступившая для исполнения в первую очередь, достигает мышц плеча, и если эти мышцы не «выключены» из
работы (напряжены), то, достигнув их, сигнал включает в работу мышцы плеча, тогда как указательный палец остается выключенным из работы.
Происходит очень резкий толчок дельтовидной мышцей плеча, время которого составляет менее 0,1 сек. и спортсмен при выстреле не отмечает ошибки. Удивляется: мушка была точно расположена концентрически по окружности мишени, а мишень осталась непораженной. Здесь как раз произошло то, что пуля еще не покинула канал ствола, и в это время произошло резкое боковое смещение прицельной линии, но спортсмен этого не отметил, так как этот толчок был резким, кратковременным, и отдача оружия от выстрела замаскировала толчок винтовки плечом. Поэтому сокращения времени всего действия можно достичь за счет заключительного (эффекторного) периода, который составляет 2-2,5-3 сек., и его можно довести до 1,2-1,8 сек., что согласуется с эффективным периодом устойчивости системы «стрелок - оружие».
Поскольку стрельба ведется сериями по пять выстрелов в пять мишеней, то вначале лучше начать разучивание выполнения структурных элементов техники выстрела «внутри серии». Очень важно научиться быстро перезаряжать оружие, не делать это судорожно, не включать в работу много дополнительных мышц, разучивать постоянный ритм, а затем и темп стрельбы. Научиться вести параллельно оси канала ствола указательный палец, лежащий на спусковом крючке, проводя нажим на крючок, хотя и быстро, но плавно, без рывков и не делать «провала» спускового крючка после выстрела, быстро отпускать спусковой крючок, что позволит после очередной перезарядки легко, плавно и быстро произвести следующий выстрел.