Смекни!
smekni.com

Р. Ингарден (стр. 59 из 60)

33 А. Магtу, Untersuchungen der Grundlegung der allgemeinen Gramatik und Sprachphilosophie, Ваnd I, Наllе а.d.S. 1908.

34 J.P. Sartre, «Lа transcendance de l'ego. Esquisse d'une description phenomenologique». Recherches philosophiquеs VI (1936/37), 85-123.

35 Это не совсем так, вернее было бы сказать, что он ничего не публиковал (Ингарден, по-видимому, повторяет здесь слова Гайгера. См. М. Geiger. «Alexander Pfanders methodische Stellung», in: E. Heller/F. Loew (Hg.), Neue Munchener Philosophische Abhandlungen, Leipzig 1933, S. 4). Но сохранившиеся записи Дауберта имеют характер скорее набросков, чем подготовленных для печати работ. О его наследии см. E. Ave-Lallemant, Die Nachlasse der Munchener Phanomenologen in der Bayerischen Staatsbibliothek, Wiesbaden 1975, S. 128-135.

36 Munchner philosophische Abhandlungen. Theodor Lipps zu seinem sechzigsten Geburtstag gewidmet vonfruheren Schulern. Hrsg. A. Pfander, Leipzig, Barth, 1911.

37 Райнах габилитировался у Гуссерля в Геттингене в 1909 году.

38 Это не совсем так. «Академическое психологическое общество» было образовано в Мюнхене около 1901 года. Уже в 1902 году Дауберт посетил Гуссерля, после чего этот кружок начал приобретать все более отчетливую гуссерлевскую ориентацию. «Геттингенское философское общество» (Геттингенский феноменологический кружок) был образован только в 1907 году Теодором Конрадом, прибывшим из Мюнхена (ср. Н. Spiegelberg. The PhenomenologicaL Movement. A Historical Introduction. 2 ed. M. Nijhoff, The Hague, 1971, Vol. 1,169-172).

39 A. Pfander, Phanomenologie des Wollens. Eine psychologische Analyse, Leipzig 1900.

40 A. Pfander, Einfuhrung in die Psychologie, Leipzig 1904. Русский перевод: А. Пфендер, Введение в психологию. Пер. И. А. Давыдова. Петроград, изд. М. И. Семенова, 1914.

41 A. Pfander, «Motive und Motivation», in: Munchener Philosophische Abhandlungen, hrsg. v. A. Pfaender, Leipzig 1911,163-195.

42 «Grundprobleme der Charakterologie», Jahrbuch der Charakterologie (1924), 289-355. В том же году работа вышла отдельным изданием.

43 A. Pfander, «Logik», Jahrbuch IV (1921), 139-499е.

44 A. Pfander, Die Seele des Menschen. Versuch einer verstehenden Psychologie, Halle a.d.S. 1933.

45 Работы М. Гайгера, посвященные эстетике, собраны в издании М. Geiger, Die Bedeutung der Kunst. Zugange zu einer materiellen Wertaslhetik, hrsg. v. K. Berger, W. Henckmann, Muenchen 1976

46 M. Geiger, «Beitrage zur Phanomenologie des asthetischen Genusses», Jahrbuch I (1913), 567-684.

47 M. Geiger, Zugange zur Asthetik, Leipzig 1928.

48 M. Geiger, Systematische Axiomatik der Euklidischen Geometrie, Augsburg, 1924.

49 М. Scheler, «Die Sonderstellung des Menschen», Der Leuchter VIII (1927). Отдельное издание M. Scheler, Die Stellung des Menschen im Kosmos, Darmstadt 1928. Русский перевод: «Положение человека в космосе», пер. А. Филиппова. В сб. М. Шелер, Избранные произведения. М.: Гнозис 1994, с 129-193.

50 W. Schapp, Beitrage zur Phanomenologie der Wahrnehmung, Halle a.d.S. 1910. Переиздана в 1976 году.

51 W. Schapp, Die neue Wissenschaft vom Recht. Eine phanomenologische Untersuchung, 2 Bd. Berlin-Grunewald. 1930/32.

52 W. Schapp, In Geschichten verstrickt. Hamburg 1953.

53 W. Schapp, Philosophie der Geschichten, Leer 1959.

54 Н. Hofmann, «Untersuchungen uber den Empfindungsbegriff, Archiv fur die Gesamte Psychologie, XXVI (1913), I -136.

55 D. Katz, «Die Erscheinungsweise der Farben und ihre Beeinflussung durch die individuelle «Erfahrung», Zeitschrift fur Psychologie, Erganzungsband 7 (1911). Отдельное издание: Der Aufbau der Farbenwelt, Leipzig 1930

56 D. Katz, «Der Aufbau der Tastwelt», Zeitschrift fur Psychologie, Erganzungsband 11 (1922), Отдельное издание: Leipzig 1925.

57 Adolf Reinach, Gesammelte Schriften. Hrsg. von seinen Schulern. Halle a. d. S. Max Niemeyer 1921. На сегодняшний день имеется полное собрание сочинений: Reinach, Adolf, Samtliche Werke. Texkritische Ausgabe in zwei Banden. Hrsg.v. Kart Schuhmann und Barry Smith. Miinchen und Wien: Philosophia Verlag, 1989.

58 Впервые опубликована в Munchener Philosophische Abhandlungen, hrsg. v. A. Pfander, Leipzig 1911, 196-254.

59 A. Reinach, «Die apriorischen Grundlagen des burgerlkhen Rechts», Jahrbuch I (1913), 685-847.

60 Ингарден здесь не совсем точен. X. Конрад-Мартиус училась в Геттингене, начиная с зимнего семестра 1910/11 гг. до летнего семестра 1912 года. Пятого июня 1912 года она получила от философского факультета Геттингенского университета премию за свою докторскую работу «Гносеологические основания позитивизма». Однако, в силу определенных процедурных правил она не имела права защищать ее в Геттингене. Александр Пфендер способствовал тому, чтобы работа была защищена в Мюнхене.

61 Н. Conrad-Martius, Die erkenntnistheoretischen Grundlagen des Positivismus, Bergzabern 1920 (Privatdruck).

62 H. Conrad-Martius, «Zur Ontologie und Erscheinungslehre der realen Ausserwelt», Jahrbuch III (1916), 345-542.

63 H. Conrad-Martius, «Realontologie I. Buch», Jahrbuch VI (1923), 159-333. Отдельное издание: Halle a.d.S. 1924.

64 В качестве продолжения «Онтологии реального» (1924) Конрад-Мартиус опубликовала работу «Начало и строение живого космоса» (Ursprung und Aufbau des lebendigen Kosmos, Salzburg 1938). Второе, расширенное, издание этой работы носит название «Учение об эволюции» (Abstammungslehre, Munchen 1949).

65 Полная библиография работ X. Конрад-Мартиус приведена Э. Аве-Лаллемант: Е. Ave-Lallemant, «Hedwig Conrad-Martius (1888-1966) — Bibliographic», Zeitschrift fur Phitosophische Forschung 31 (1977), 301-309.

66 Н. Conrad-Martius, «Die Zeit», Phitosophischer Anzeiger 11/2 (1927), 143-182; 11/4 (1928), 354-390.

67 После второй мировой войны она опубликовала книгу о времени (Н. Conrad-Martius, Die Zeit, Munchen, 1954), где эта проблема, однако, рассматривается совершенно иначе. — Прим. Р. Ингардена.

68 А. Коугё, La philosophie de Jacob Boehme, Paris 1929; Descartes und die Scho-lastik, Bonn 1923; Trois lecons sur Descanes, le Caire 1938; Полная библиография работ Койре представлена в издании: Melanges Alexandre Коугё. L'aventure des science, Paris 1964.

69 J. Hering, «Bemerkungen uber das Wesen, die Wesenheit und die Idee», Jahrbuch IV (1921), 495-543.

70 Эдит Штайн была канонизирована в 1998 году.

71 Е. Stein, Zum Problem der Einfuhlung, Halle a.d.S., 1917. Первоначальное название работы «Проблема вчувствования в ее историческом развитии и феноменологическом освещении».

72 М. Scheler, Zur Phanomenologie und Theorie der Sympathiegefuhle und von Liebe und Hass. Mit einem Anhang uber den Grund zur Annahme der Existenz des fremden Ich, Halle a.d.S. 1913.

73 E. Stein, «Beitrage zur philosophischen Begrundung der Psychologie und der Geisteswissenschaften», Jahrbuch V (1922), 1-284.

74 E. Stein, Endliches und Ewiges Sein: Versuch eines Aufstiegs zum Sinn des Seins. Edith Steins Werke, Bd. II, hrsg. v. L. Gerber/R. Leuven, Louvain 1950.

75 E. Husserl, «Phenomenology» (transl. by. С. V. Salmon), in: Encyclopaedia Britannica, vol. 17, London, 1929. Немецкая рукопись: Husserliana IX (hrsg. v. W. Biemel), Den Haag 1962, 237-301. Русский перевод: «Феноменология. Статья в Британской энциклопедии». Пер. В. И. Молчанова, Логос 1 (1991), 12-21.

76 М. Heidegger, «Sein und Zeit. Erste Halfte», Jahrbuch VIII (1927), 1-437. Отдельное издание работы вышло в том же году. Русский перевод: М. Хайдеггер, Бытие и время. Пер. В.В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997.

77 F.A. Lange, Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart, Iserlohn/Leipzig 1866. Русский перевод: А. Ф. Ланге, История материализма. Пер. Н. Н. Страхова. Спб., изд. Пантелеева, 1899 (2-е издание).

78 0. Liebmann, Kant und die Epigonen. Eine kritische Abhandlung, Stuttgart 1865.

79 0. Liebmann, Zur Analysis der Wirklichkeit. Eine Erorterung der Grundprobleme der Philosophie, Straliburg 1876.

80 H. Cohen, Kants Theorie der Erfahrung, Berlin 1871.

81 E. Cassirer, Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit, 3 Bde., Berlin 1906-1920.

82 E. Cassirer, Substanzbegriff und Funktionsbegriff, Berlin 1910. Русский перевод: Э. Кассирер, Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции. Пер. Б. Столпнера и П. Юшкевича. Спб, «Шиповник», 1912.

83 E. Cassirer, Philosophie der symbolischen Formen. Erster Teil: Die Sprache, Berlin 1923. Zweiter Teil: Das mythische Denken, Berlin 1924. Dritter Teil: Phanomenologie der Erkenntnis, Berlin 1929. Index (bearbeitet von H. Noack), Berlin 1931.

84 Адольф Райнах в январе 1914 года прочитал в Марбурге доклад «О феноменологии» (русский перевод см. Логос ¹ 1 (1999) 11, с. 48-64).

85 N. Hartmann, Das Problem des geistigen Seins. Untersuchungen zur Grundlegung der Geschichtsphilosophie und der Geisteswissenschaften, Berlin 1932.

86 ср. Критика чистого разума В 723.

87 М. Heidegger, Kant und das Problem der Metaphysik, Bonn 1929. Русский перевод: M. Хайдеггер, Кант и проблема метафизики. Пер. 0. В. Никифорова. М.: РФО, 1997.

88 Ср. М. Tavuzzi, «A Note on Husserl's Dependence on William James», Journal of the British Society for Phenomenology 10(1979), 194-196.

89 H.-A. Taine, Philosophie de I'art, Paris 1865.

90 Единое пространство и время суть одно и то же. — Прим. Р. Ингардена.

91 Позиция Гуссерля по этому вопросу рассматривается в следующей лекции. — Прим. Р. Ингардена.

92 Ср. Идеи I, §24.

93 Ср. Идеи I, § 20: «Если слово "позитивизм" означает, что все науки с абсолютной свободой от каких бы то ни было предрассудков основываются на "позитивном", т.е. усматриваемым из самого первоисточника, то тогда подлинные позитивисты — это мы» (Э. Гуссерль, Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Пер. с нем. А.В. Михайлова. М.: «Дом интеллектуальной книги» 1999. С. 55).

94 См. Husserliana IX (hrsg. v. Biemel), Den Haag, 1968.

95 Это место находится на стр. 52 издания Husserliana и на стр. 43-44 оригинального издания. — Прим. Р. Ингардена.

96 Ср. Husserliana III/l (hrsg. v. К. Schuhmann), Den Haag, 1976, стр. 79 сл.

97 Ср. Лекция II, примечание 50.

98 Ср. Лекция II, примечание 56.

99 См. Лекцию II, примечание 62

100 Что означает эта «мотивация», — есть совершенно особый самостоятельный вопрос. Но сейчас я не могу останавливаться на проблеме мотивации. — Прим. Р. Ингардена.

101 Ср. Лекция II, примечание 50

102 См. например, Husserliana III/1 (hrsg. v. К. Schuhmann), Den Haag, 1976,стр.56 сл.; стр.91 сл.

103 Ср., например, Husserliana III/1 (hrsg. v. К. Schuhmann). Den Haag, 1976, стр.59; 72 сл.

104 См., например, Husserliana III/1 (hrsg. v. К. Schuhmann). Den Haag, 1976, стр. 57 сл.

105 См., например, Husserliana III/1 (hrsg. v. К. Schuhmann). Den Haag, 1976, стр. 83 сл.

106 См. Husserliana X (hrsg. v. R. Boehm), Den Haag, 1974, § 34.

107 См. ниже. Лекции IX и X

108 См. об этом Husserliana III/1 (hrsg. v. U. Panzer), Den Haag, 1984, стр. 372—376, а также E. Marbach, Das Problem des Ich in der Phanomenologie E. Husserl, Den Haag, 1974.

109 См. G. Kung, «Zur Erkennthistheorie von Franz Brentano», Grazer Philosophische Studien 5 (1978), стр. 169—181.

110 Кант И. Критика чистого разума, В 131

111 «Cogito» — в латыни не нужно говорить «ego cogito», потому что «ego» уже содержится в грамматической форме. Немец должен говорить «я вижу», «я переживаю», «я мыслю», «я радуюсь» и т.д. поскольку он в определенной мере уже расколот. В латыни все говорится очень просто; в «cogito» «я» уже присутствует и по-другому даже быть не может; это изначальное единство. — Прим Р. Ингардена.

112 «Reell» обозначает нечто иное, чем «real». «Reell» значит то же, что и «эффективный», «подлинный». «Reellе» часть сознания» поэтому значит то же самое, что «эффективная» часть сознания. — Прим. Р. Ингардена.

113 См., например, Husserliana III/1 (hrsg. v. К. Schuhmann), Den Haag, 1976, стр.205 (§ 89).

114 См., например, Husserliana III/1, стр. 96 сл. (§ 46), стр. 103 сл. (§ 49).

115 Как известно, аналогичные факты, имевшие место в других физических экспериментах, побудили Гельмгольца разработать общую концепцию чувственного восприятия и того, что в нем дано, согласно которой оно понималось как познавательный процесс, который предоставляет воспринимающему лишь знаки физических фактов, а не сами вещи с их свойствами. Только Гуссерль первым выступил против этой знаковой теории восприятия. — Прим. р. Ингардена.