Смекни!
smekni.com

Р. Ингарден (стр. 60 из 60)

116 P. Natorp, Allgemeine Psychologie nach Kritischer Methode. Bd. I, Tubingen 1912.

117 R. Carnap, Scheinprobleme in der Philosophie. Das Fremdpsychische und der Realismusstreit. Berlin-Schlachtensel. 1928.

118 Я цитирую по первому изданию, стр. 62, вторая строка. — Прим. Р. Ингардена.

119 Последний оборот, следующий за словами «виду бытия», не содержится в первом издании «Идей», но является дополнением, взятым из заметок, сделанных Гуссерлем на полях его третьего рабочего экземпляра «Идей». Он, однако, полностью согласуется с сутью позиции Гуссерля в первом издании «Идей». Слова, следующие за ним в издании «Идей» из 3-го тома «Гуссерлианы»: «Посему оно со всем, что ему присуще, обречено на феноменологическое epoche», представляет собой еще одно дополнение из вышеупомянутых заметок на полях. Они лишь делают явным, что — и, в особенности, какое понятие трансценденции — направляло Гуссерля при разграничении того, что «обречено на феноменологическое epoche» и что сохраняется в качестве остатка. Это именно то понятие трансценденции, которое я стремлюсь сейчас разработать в тексте. — Прим. Р. Ингардена.

120.Гуссерль, впрочем, обычно говорит не о «reale», но о «reelle» составной части переживания. Это выражение («reelles Bestandstuck») он употреблял уже в «Логических исследованиях» при анализе актов сознания, интенциональных актов. Между «real» и «rееlle» есть существенное смысловое различие. «Real» — примерно то же самое, что и «действительное», «относящееся к реальному миру»; напротив. «reelle» часто в немецком языке означает то же, что и «действительно подлинная часть», «эффективная часть». «Reelle составная часть» — это означает «в подлинном смысле быть частью чего-либо». Следовательно, когда Гуссерль говорит, что физическая (материальная) вещь не есть «реальная (reell) составная часть» сознания, то это значит, что она не есть какая-то эффективная, подлинная часть сознания, хотя она и дана в сознании. — Прим. Р. Ингардена.

121 Ср. Husserliana III (hrsg. v. W. Biemel), Den Haag, 1950, §§ 40; 49.

122 См. Husserliana III (hrsg. v. W. Biemel), Den Haag, 1950, §. 55.

123 На странице 69 первого издания «Идей». — Прим. Р. Ингардена.

124 Это дополнение из третьего рабочего экземпляра Гуссерля. — Прим. Р. Ингардена.

125 См. Husserliana III (hrsg. v. W. Biemel), Den Haag, 1950, стр. 85/86.

126 См. Husssriiana III (hrsg. v. W. Biemel), Den Haag, 1950, стр. 86.

127 Husserliana III (hrsg. v. W. Biemel), Den Haag, 1950, ñòð. 76.

128 Это предложение тоже не содержится в первом издании «Идей», и является добавлением, взятым из заметки Гуссерля на полях его второго paбочего экземпляра «Идей». — Прим. Р. Ингарден.

129 См. Husserliana III (hrsg. v. W. Biemel), Den Haag, 1950, стр. 7.

130 В первом томе «Идей» Гуссерль, по-видимому, употребляет эти два выражения promiscue; только в «Кризисе» он впервые отчетливо разделил две связанные с ними функции. — Прим. Р. Ингардена.

131 E. Husserl, Erfahrung und Urteil. Untersuchungen zur Genealogie der Logik, redigiert und hrsg. v. L. Landgrebe. Prag 1939; Hamburg, 6-e изд., 1985.

132 Ср. Husserliana III \1 (hrsg. v. К. Schumann), Den Haag, 12f.

133 Ср. Husserliiana III \1 (hrsg. v. К. Schuhmann), Den Haag. 1976, 62.

134 См. Husserliana III \1 (hrsg. v. К. Schuhmann), Den Haag. 1976, §§109-117.

135 См. I. Kern, Einleitung zu Husserliana XV, Den Haag 1973, стр. XXXIV сл., а также Husserliana— Dokumente II/1 (hrsg. v. H. Ebeling, J. Holl, G. v. Kerckhoven). Den Haag 1988, стр. VII—XII.

136 Райнах осенью 1913 года поставил на своем семинаре проблему движения. Он связал ее с парадоксами Зенона, то есть с известной проблемой Ахиллеса и черепахи и т.д. Он стремился как-то преодолеть те трудности, которые лежат в основе парадоксов. Он развернул парадоксы намного шире, чем Зенон, и сказал, что парадокс Ахиллеса все же непреодолим и преимущество пресловутого животного аннулировать нельзя. Естественно, ведь ряд 1, 1\2, 1\4... и т.д. не содержит нуля. Аннулируемость упомянутого преимущества математически можно был бы выразить так, что в этом ряду процессов должен быть ноль, но его-то как раз и нет. В чем же состояло учение Райнаха? Он выдвинул следующий тезис: ложно, что движущееся тело в некий момент — причем в некий физический момент — находится в некой точке. Это, по его мнению, ложно. Следует признать, что движущееся тело в каждый момент проходит некий малый отрезок, небольшое расстояние. Этот тезис Райнах защищал несколько месяцев, но затем он от него отказался. Но первой реакцией моего друга и коллеги профессора Айдукевича, который тогда был молодым доктором и далеко продвинулся в математике, физике и т.д., была следующая: «Господин доктор, как Вы можете такое утверждать? Ведь это противоречит аксиоматике теории множеств — прямо противоречит! Разве Вы не знаете теории множеств?» — Райнах ответил на это так: «Господин доктор, мне очень жаль, но это математика, а я философ. Я не имею права брать аксиоматику теории множеств как предпосылку. Возможно, в ней много мудрости, но в моем анализе она принята быть не может». — Прим. Р. Ингардена.

137 Ср. Husserliana III \1 (hrsg. v. К. Schumann), Den Haag 1976, стр. 86.

138 См. выше, Пятая лекция.

139 См. Husserliana III\1 (hrsg. v. К. Schumann), Den Haag 1976, § 41.

140 Кто-то поправил меня и сказал, что по-немецки нужно говорить не «ich-lich», a «ich-haft», но «ich-lich» — собственное выражение Гуссерля. — Прим. Р. Ингардена.

141 Возможно, следовало бы утверждать, что каждый более высокий конститутивный слой трансцендентен по отношению к более низкому слою (например, воспринятый предмет как таковой (вещь) в противоположность многообразию аспектов, аспект в противоположность многообразию данных ощущений, лежащих в его основе), причем в онтическом смысле. Эта трансцендентность должна быть принята, поскольку иначе пришлось бы признать, что область — столь широко понимаемого — сознания полна подлинных противоречий (как, например, утверждал это Гегель, не располагавший понятием онтической трансцендентности!). — Прим. Р. Ингардена.

142 О конститутивной феноменологии см. ниже, Десятая лекция.

143 См. об этом выше, Пятая лекция.

144 См. Husserliana III \1 (hrsg. v. К. Schuhmann), Den Haag, 1976, §§ 88, 97.

145 Гуссерль использует выражение «истолкование» (Auffassung). Но это слово предрешает, что исток такого «истолкования» лежит в трансцендентальном субъекте, чего на этой ступени рассмотрения нельзя еще даже предполагать. — Прим. Р. Ингардена.

146 См. выше. Лекция V.

147 Н. Bergson, La perception du changement. Conferences faites a I'Universite d'Oxford les 26 et 27 mai 1911, Oxford 1911, Oeuvres, Paris 1959; Seconde edition 1963 p. 1365-1392.

148 Ср. Hussertiana III \1 (hrsg. v. К. Schuhmann), Den Haag 1976, §§ 41, 42.

149 Ср. Husserliana III \1 (hrsg. v. К. Schuhmann), Den Haag 1976, стр. 105.

150 Ср. Hussertiana III \1 (hrsg. v. K. Schuhmann), Den Haag 1976, стр. 128; 131.

151 См. выше. Лекция VII

152 См. выше. Лекции V и VI

153 См. выше. Лекции V и VI

154 См. выше. Лекция VI

155 Слова, помещенные в угловые скобки, не содержатся в 1-ом издании «Идей». Это добавления из второго рабочего экземпляра Гуссерля. — Прим. Р. Ингардена.

156 Edmund Husserl. Ideen I, стр. 93-94, — Прим. Р. Ингардена.

157 Ср.: «Только что проведенное размышление делает ясным и то, что немыслимы никакие почерпнутые из опытного рассмотрения доказательства, которые с абсолютной надежностью удостоверили бы нас в существовании мира». (Edmund Husserl. Ideen I,1. Auflage. S. 87) — Прим. Р. Ингардена.

158 «Это бытие, которое сознание полагает (setzt) в своих актах опыта, которое принципиально может быть созерцаемо и определяемо только как тождественное <согласованно> мотивированных многообразий — помимо же этого есть ничто, <или, точнее, есть нечто, для чего мысль о чем-то «помимо этого» абсурдна> (Edmund Husserl. Ideen I,1. Auflage. S. 93) — Прим. Р. Ингардена.

159 Речь идет о параграфах 149-153 первого тома «Идей». — Прим. Р. Ингардена.

160 Когда Гуссерль писал первый том «Идей», он уже во многих направлениях исследовал эту сферу предельной изначальности. Но лишь спустя много лет после появления первого тома «Идей» один из фрагментов {его исследований} был опубликован под названием «Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени»(1928) — Прим. Р. Ингардена.


142 О конститутивной феноменологии см. ниже, Десятая лекция.