Отметим, что проблема познания предметного мира детьми дошкольного возраста не является новой для педагогической теории и практики.
Однако сложившаяся до недавнего времени методика ознакомления детей с предметным миром направлена, в основном, на развитие речи, мышления, развития сенсорных способностей, элементарных математических представлений (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская, А.М.Леушина, В.И.Логинова, А.П.Усова и др.).
В многочисленных исследованиях психологов и педагогов предметный мир выступает как:
- объект умственной, трудовой, изобразительной деятельности (Л.А.Венгер, В.И.Логинова, Л.А.Мишарина, С.Ф.Сударчикова, М.В.Крулехт, Т.С.Комарова);
- как средство нравственного воспитания дошкольников (Р.И.Жуковская, Р.И.Зинченко, И.И.Розанова);
- как средство освоения норм и правил поведения (М.И.Лисина);
- как средство формирования творчества (О.В.Дыбина).
Воспитание целостного отношения к предметному миру через системный характер представлений о предмете исследовалось В.И.Логиновой, Г.Н.Бавыкиной, Л.А.Мишариной и др. Они считали важным раскрыть ребенку сущность предмета – его назначение, показать зависимость особенностей конструкции, строение предмета и материала, из которого сделан предмет, от его назначения [5, С.21].
С.А.Козлова, О.В.Дыбина, опираясь на исследования вышеупомянутых авторов, рассматривают предметный мир как совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, их созданием и преобразованием [2, С.53]. Выделенные свойства дают возможность дошкольникам самим включаться в процесс создания и преобразования предметов. Предмет выступает со стороны человеческих потребностей, мотивов, способностей, творчества, умелости. Он одухотворяется для ребенка, становится для него рукотворным (О.В.Дыбина). Трудно переоценить значение этой стороны рукотворного мира для развития миропонимания, мировоззрения детей дошкольного возраста. Так же в исследованиях О.В.Дыбиной предметный мир рассматривался как средство формирования творчества, как средство развития у детей старшего дошкольного возраста прогностического взгляда на предмет. С этой целью ученый предлагает формировать у дошкольников представления о прошлом предметов, формулируя в качестве одного из принципов формирования творчества в процессе ознакомления с предметным миром принцип прогнозирования, т.е. видения предметов и явлений окружающего мира в их движении, изменении и развитии.
Вместе с тем в практике дошкольных учреждений недооценивается роль ретроспективного подхода в формировании у детей целостных представлений о предметном мире. Ознакомление дошкольников с предметами прошлого осуществляется, в основном, в рамках музейной педагогики.
Еще в 20-е гг. прошлого столетия А.В. Бакушинский, С.Т. Шацкий, Ф.И. Шмит и другие доказывали необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста. Последующие исследования (Н.Д. Раева, Т.В. Чумакова, Е.Н. Конухова, Н.Л. Кульчинская и др.) также подчеркивали целесообразность более раннего знакомства детей с фондами музеев. Однако такая работа была ориентирована на младших школьников. С начала 90-х гг. проводится работа (А.П. Михеева, Л.В. Пантелеева и др.), направленная на приобщение старших дошкольников к наследию духовной и материальной культуры на основе музейных экспозиций. Изучена педагогическая ценность художественных, литературных, мемориальных и краеведческих музеев в работе с детьми дошкольного возраста [7].
Признавая роль музеев и музейных экспозиций этнографической направленности (знакомящих с предметами старины), следует отметить, что они не дают ребенку знаний о преобразовании человеком предмета с момента его создания до современного состояния. В то время как такой ретроспективный подход не только интересен сам по себе, но и важен для развития перспективного взгляда ребенка на окружающие предметы (О.В. Дыбина). Показывая ребенку, как постепенно человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ним перспективу: как еще можно изменит предмет, сделать его и красивее, и полезнее. Это позволяет подключить детей к творческой преобразующей деятельности, направленной на усовершенствование предметов [2].
Историзм присущ всякому познанию, независимо от его формы, поскольку не существует в мире неразвивающихся объектов. Общественно – исторический опыт человечества накапливается в форме явлений внешнего объективного мира, окружающего ребенка. Как отмечает А.Н. Леонтьев, «этот мир – мир промышленности, наук и искусства – выражает в себе подлинную историю человеческой природы, итог его исторического преобразования. Этот мир несет в себе человеку человеческое» [4,C.29]. С помощью исторических знаний ребенок самоопределяется в окружающем мире и интегрирует себя в этот мир.
Мир, обогащенный культурными ценностями предшествующих поколений, предстает перед ребенком как специфический объект освоения. Происходит распредмечивание, посредством которого ребенок субъективирует ценности, превращает их в свое богатство (Л.Н. Коган) [3]. И это не просто желание индивида, а необходимость: ребенок не просто стоит перед миром человеческих объектов, чтобы жить, он должен активно и адекватно действовать в этом мире, должен включиться в систему общественных отношений, должен освоить социальный опыт человечества, овеществленный в культурных ценностях.
В процессе этого освоения происходит культурное обогащение ребенка, развиваются его творческие силы и способности. Диалектика этого процесса состоит в том, что различные моменты его взаимосвязаны: культура и продукт деятельности человека, а также – процесс развития человека как творца культурных ценностей. Человек – одновременно и субъект культурного развития (в той мере, в какой он участвует в созидании культурных ценностей), и объект культурного воздействия (в той мере, в какой он осваивает культурные богатства человечества). Функционирование же культуры представляет собой диалектическое единство живой и накопленной (оставшейся от прошлых поколений) творческой деятельности.
Немецкий философ, историк культуры, психолог В. Дильтей рассматривал историю как «единый способ постижения мира» [1,C.77]. История, согласно В. Дильтею, - средство «для открытия человека самому себе», а человек – средство «для открытия истории самому себе» [1,С.18]. Человек историчен и несет в себе в «уменьшенном» виде весь духовно – исторический мир, поэтому история познаваема.
Анализ философского подхода позволяет определить предмет исторических знаний, каковым является прошлое в его конкретности и неповторимости; прошлое людей и культуры в их естественном и социальном развитии (человек – природа – общество).
Всю совокупность исторических знаний условно можно разделить на две большие группы:
1) знания об истории возникновения и развития каких – либо объектов материальной действительности;
2) знания об истории познания человеком этих объектов.
Детям дошкольного возраста доступна для усвоения первая группа исторических знаний, так как представления о процессе преобразования человеком предметного мира с момента его создания создают перспективу его дальнейшего совершенствования. Кроме того, обращение к прошлому – одно из средств самопознания, определения своего места в мире и во времени (прошлое – настоящее – будущее), своих ценностных ориентаций.
2.2. Дидактический потенциал исторических знаний.
К историческому познанию в дошкольном возрасте мы относим познание, которое дает сведения о прошлом предметного мира, о закономерностях его развития, совершенствования, преобразования человеком в соответствии со своими возрастающими потребностями.
Дидактический потенциал исторических знаний можно разделить на:
1) описание предшествующего социального опыта человека и человечества в бесконечном многообразии и динамике отношений, воззрений, деятельности, в многомерности и подвижности исторического времени и пространства;
2) объяснение, дающее ребенку в категориях и методах исторического анализа инструмент для постижения мира и самого себя в мире – от прошлого через настоящее к будущему.
Введение исторических знаний в содержание дошкольного образования:
1) придает педагогическому процессу целостность и системность;
2) позволяет проследить становление того или иного объекта в историческом развитии;
3) расширяет образовательный кругозор, уровень социальной компетентности ребенка;
4) формирует на основе ретроспективного подхода прогностический взгляд на предметный мир;
5) делает возможным использование исторического подхода как метода познания и мышления;
6) алгоритмизирует историческое знание;
7) раскрывает роль человеческого фактора в общественном развитии;
8) придает личностный смысл историческим знаниям за счет удовлетворения интересов детей;
9) способствует повышению познавательной мотивации: пониманию необходимости, социальной значимости познания, стимулированию познавательных интересов и потребностей, стремлению к расширению собственного кругозора.
В процессе исторического познания ребенок осваивает мир предметов, постигает диалектику его развития, наследует опыт прошлого, достраивает предметный мир, «переделывает» природу, выступает как субъект, активный носитель социальной сущности, творец, деятель. В процессе понимания сущности преобразования предметов включается интуиция, вдохновение, поэтому процесс исторического познания близок к художественному, утверждает историческая герменевтика (наука толкования истории).