Приведенный ниже пример объектно-ориентированного программирования дает три определения, ассоциированные с объектом h:
h/ : h [x_] +h [y_] : =hplus [х , у]
h/:p[h[x_],x]:=hp[x]
h/:f_[h[x_]] :=fh[f,x]
В принципе, язык программирования системы Mathematica специально создан для реализации любого из перечисленных подходов к программированию, а также ряда других — например, рекуррентного программирования, при котором очередной шаг вычислений базируется на данных, полученных на предыдущих шагах. Наглядным примером этого может служить вычисление факториала рекуррентным методом. Возможно также создание рекурсивных функций (с обращением к самим себе) и, соответственно, использование рекурсивного программирования. Оно, кстати, играет большую роль в осуществлении символьных преобразований.
Средства языка Mathematica позволяют осуществить и визуально-ориентированное программирование. Его смысл заключается в автоматической генерации программных модулей путем визуального выбора интуитивно понятного объекта — чаще всего путем щелчка на кнопке. Mathematica позволяет создавать палитры и панели с различными кнопками, позволяющими управлять программой или вводить новые программные объекты. Однако визуально-ориентированное программирование не является основным. В основном оно ориентировано на создание палитр пользователя с нужными ему функциями.
Поскольку алфавит языка программирования системы и набор операторов и функций уже были рассмотрены ранее, в этой главе нам остается рассмотреть лишь специфические средства языка и его управляющие структуры.
III. Заключение
Система Mathematica 4 относится к программным продуктам, которым крайне трудно найти достойного конкурента. Пожалуй, лишь система компьютерной математики Maple V R5 способна всерьез претендовать на эту роль. Эти две системы напоминают двух спортсменов, заметно оторвавшихся от своих соперников'и попеременно обгоняющих друг друга. Каждая из систем имеет свое лицо и может решать самые серьезные математические и научно-технические задачи.
Высочайшая эффективность решения численных задач, превосходная графика и постоянно совершенствующиеся возможности символьной (аналитической) математики — это и есть лицо новейшей системы Mathematica 4. Да и одежка - пользовательский интерфейс под стать «Мисс Мира» — Mathematica.
Оторвавшись от эпитетов, можно сказать, что Mathematica 4 (как и ее предшественница Mathematica 3, отставшая по скорости вычислений) действительно представляет собой самую современную систему искусственного интеллекта, ориентированную на выполнение разнообразных математических вычислений — от простейших до самых сложных, достойных ума и пера математиков-аналитиков.
Одновременно эта система является уникальным по своей полноте «живым» справочником по различным математическим понятиям, алгоритмам и функциям. Она обеспечивает высочайшую степень визуализации вычислений, начиная от представления исходных данных и кончая выводом промежуточных и конечных результатов вычислений. Таким образом, главным для системы становится предоставление пользователю самых серьезных и, порой, новых знаний в столь почетной и древней области человеческого интеллекта, как математика.
Более миллиона пользователей системы Mathematica (всех версий) и сотни опубликованных книг о ней (в том числе множество вышедших уже в 1999 г., лишь в середине которого четвертая версия системы появилась) говорят сами за себя. Mathematica 4 — это продукт широкого потребления, с которым можно достойно войти в третье тысячелетие новой эры в истории Человечества. Будучи по своей сути профессиональными инструментами для математиков, системы Mathematica 3/4 сделали решительный шаг в сторону массового пользователя. Не случайно на Западе эти системы используются не только в крупнейших научных центрах и ведущих университетах, но и в обычных вузах и даже школах. Примечательно, что сейчас Mathematica все чаще применяется представителями гуманитарных наук, а также специалистами в области экономики и финансов.
IV. Список использованной литературы
1. Дьяконов В.П. Mathematica 4: учебный курс – СПб: Питер, 2001.
2. Акритас А. Основы компьютерной алгебры/ Пер. с англ. – М.:
Мир, 1994.
3. Капустина Т.В. Компьютерная система Mathematica 3.0 для пользователей – М.: Солон-Р, 1999.
4. Дьяконов В.П. Mathematica 3/4 с пакетами расширений – М.:
Нолидж, 2000.