Содержание
Введение
Глава 1. Понятие ненасильственных преступлений против собственности
1.1 История развития законодательства о преступлениях против собственности
1.2 Собственность как системообразующая категория преступлений
Глава 2. Виды ненасильственных преступлений против собственности
2.1 Ненасильственных хищения как преступления против собственности по действующему законодательству
2.2 Преступления не являющиеся хищениями по действующему законодательству
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность темы дипломного исследования. В целях завладения имуществом граждан, коммерческих структур, государства преступники используют самые разные формы преступной деятельности - от краж до финансовых махинаций, насилия.
Ненасильственные преступления против собственности являются самыми распространенными не только среди всех преступлений в сфере экономики, но и среди всей зарегистрированной преступности.
Законодательство, предусматривающее уголовную ответственность за ненасильственные преступления против собственности, недостаточно стабильно и безупречно. Так, в УК РФ определяется одна группа действий - хищение как изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц. Но в конкретных составах преступлений этой группы круг возможных действий расширяется: в мошенничестве, например, за счет склонения собственника к передаче имущества. Более того, часть действий (например, угон транспортных средств) закрепляется в самостоятельных составах иных, кроме хищений, преступлений против собственности. При этом не называются четкие признаки, разграничивающие эти составы преступлений, но предлагаются разные условия, при которых возможна уголовная ответственность, разные санкции. Четко не классифицируя действия, законодатель счел возможным назвать одни и те же способы как в хищениях, так и в иных преступлениях против собственности (насилие, обман, злоупотребление доверием). Взяв за основу размежевания ряда составов преступлений способ совершения действий, законодатель не называет специфику, типичность некоторых из них (присвоение, растрата, насилие не опасное для жизни и здоровья). Заложенная в статьях УК иерархия общественной опасности способов совершения преступления (кража, грабеж) не соблюдается в составах преступлений, объединяющих несколько способов, размещенных в разных частях статьей.
Не все спорные вопросы разрешает и Пленум Верховного Суда РФ. В его постановлениях последнего времени предлагаются устоявшиеся положения, сложившиеся в практике судебно-следственных органов регионов страны. Наиболее злободневные, острые вопросы им, к сожалению, не интерпретируются. Иногда рекомендации недостаточно логичны, противоречат предложенным по аналогичным вопросам применительно к другим составам преступлений, не учитывают всех изменений, происшедших в нормах УК РФ.
При таких обстоятельствах вряд ли можно говорить о надлежащей охране (защите) имущественных интересов личности, общества, государства, соблюдении конституционных и принципиальных положений уголовного права о справедливости, равенстве всех перед законом и судом и т.д.
Степень научной разработанности темы. Наиболее обстоятельные разработки в данном направлении осуществилиАндрианов И.И. Бакрадзе А.А. Белокуров О.В. Бойцов А.И. Борзенков Г.Н. Вехов В.Б. Винокурова Н.С. и Владимиров В.А., Волженкин Б.В. Ворошилин Е.В. Гаухман Л.Д., Ильин И.В. Коробеев А.И. Кочои С.М. Кузнецов А.П., Кригер Г.А. Лопащенко Н.А. Никифоров Б.С. Панов Н.И. Семенов В.М. Скляров С.В. Степанюк Л.Н. Хомич В.М. другие.
В своей совокупности работы названных ученых представляют солидную теоретико-методологическую базу для разработки проблемы борьбы с ненасильственными посягательствами протии собственности.
Гипотеза исследования. Содержания признаков составов ненасильственных преступлений против собственности главным не соответствует непосредственным криминологическим и правовым детерминантам объявления деятельности, опасной для общества, преступной.
Объектом исследования работы являются общественные отношения, возникающие в области обеспечения защиты законных прав и интересов граждан от рассматриваемых посягательства.
В зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:
нормы Уголовного кодекса РФ и федеральных законов,
материалы судебной практики применительно к проблеме исследования.
Целями исследования являются:
изучение ненасильственных преступлений против собственности, недостатков в судебно-следственной практики российских правоохранительных органов;
предположение возможных путей восполнения законодательных и правоприменительных недостатков, а также установление положительных моментов в судебно-следственной практике.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
рассмотреть историческое развитие понятия преступлений против собственности в российском законодательстве;
определить понятие собственности как системообразующую категорию данного вида преступлений;
систематизировать ненасильственные преступления против собственности;
рассмотреть отдельные составы преступлений;
Научная новизна исследования заключается в изучении возможностей совершенствования уголовно правовой борьбы с данном видом преступных посягательств на собственность.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования для дальнейшего изучения проблем борьбы с данного вида преступлениями. В частности для квалификации данного вида преступлений.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в практической правоприменительной деятельности органов занимающихся борьбой с ненасильственными посягательствами на собственность.
Методы исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, в котором представлены основные выводы и предложения, списка источников и литературы.
Если обратиться к нормам древнерусского законодательства, то уже в нем можно обнаружить дифференцированный подход к наказуемости корыстных и некорыстных посягательств против собственности.
Среди последних выделялись кража или повреждение какого-либо конкретного вида имущества (в том числе оружия, скота и т.д.), причем уже в то время совершение подобного рода действий каралось наиболее суровыми наказаниями: например, в Русской Правде за это полагался поток или разграбление, в Псковской судной грамоте - смертная казнь[1].
Случаи корыстного завладения имуществом охватывались в основном термином "татьба" и хотя этимология его указывала на совершение хищения крадучись, тайно, ненасильственно, под ним подразумевали всякое тайное и открытое, ненасильственное похищение. Наряду с татьбой, а позднее воровством, грабежом в древнерусских источниках упоминается и о разбое, однако, как считают некоторые исследователи, первоначально, во времена Русской Правды в более широком, чем похищение, в смысле: как преступления не столько имущественного, сколько личного характера.
Лишь в середине XVI века (в Судебнике 1550 года) впервые проводится разграничение грабежа и разбоя, как соответственно ненасильственного и насильственного преступления[2].
С Соборного Уложения 1649 года заметно расширяется уголовно-правовая охрана объектов собственности (особо выделяется кража с государева двора, церковная татьба, т.е. похищение из церкви, устанавливается наказуемость за утаивание или подмену благородных металлов, потраву хлебных посевов и хищение зерна, ловлю рыбы в чужом пруду) [3].
Выделяя специальную главу о разбойных делах, Соборное Уложение не только упоминает в ней о ворах, тати, разбойниках, но и дает особое предписание в отношении мошенников, требуя применять к ним положения, установленные за первую татьбу, не раскрывая признаков мошенничества.
Только Указом 1781 года было впервые разъяснено, что к мошенничеству нужно относить:
а) карманную кражу;
б) внезапное похищение чужого имущества, рассчитанное на ловкость, быстроту действий виновного;
в) завладение имущества путем обмана.
При этом мошенничество связывалось с открытым, кража - с тайным, а грабеж - с насильственным воровством[4].
Примечательно, что в Уложении о наказаниях уголовных и исправитель-ных 1845 года похищение имущества усматривалось только в деяниях, понимаемых как кража, грабеж, разбой и мошенничество[5].
При этом термин "кража" трактовался в том смысле, какое он имел еще во времена Русской Правды: "Кражей признается всякое, каким бы то ни было образом, но втайне, без насилия, угроз и вообще без принадлежащих к свойству разбоя или грабежа обстоятельств, похищение чужих вещей, денег или иного движимого имущества"[6].
Применительно к составу грабежа различались две разновидности действий, вследствие чего он определялся как: