Смекни!
smekni.com

Концепция развития социального служения русской православной церкви 9 основные характеристики групп 15 (стр. 15 из 64)

Участие в добрых делах становится социально престижным, деятельность эта попадает, наконец, в сферу медиа пространства и реально формирует нравственный климат в обществе. Что, собственно, и является целью благотворительных начинаний.

2. Нейтральные отношения

Основу таких отношений составляет, как правило, благословение от владыки и иных епархиальных руководителей на дела социальной группы. В принципе и такая поддержка группе необходима, но только далее благословения участие епархии не идет. Деятельность групп реализуется сама по себе. Работа епархии – сама по себе. Излишнего интереса к работе групп епархия не проявляет, за исключением одного момента.

В ряде случаев епархия просит отчеты о деятельности групп, причем довольно подробные, которые, видимо, и включают в свой годовой отчет в Патриархию (не знаю, впрочем, есть ли такая практика). Справедливости ради скажем, что такие отношения в интервью встречаются довольно редко.

3. Дистанцирование и определенное напряжение

Еще реже можно говорить о взаимоотношениях, при которых возникает напряженность и определенная дистанция в отношениях епархии и социальной группы. Причем это никак не связано со спецификой деятельности группы, в которой епархия могла бы усмотреть что-либо предосудительное. Это всё та же работа по оказанию социальной помощи, воспитанию молодежи и иные дела благотворительности. Дело тут в чем-то ином. В одном интервью проскользнул мотив недовольства епархии несогласованием с ней работы группы (хотя вряд ли дела милосердия нуждаются в постоянных согласованиях). В ряде случаев известная и общественно признанная группа отчего-то вызывает неприятие отдельных церковоначальников (может руководитель не нравится, стиль работы или еще что?).

Недопонимание всегда было и всегда будет частью человеческих взаимоотношений и, тем более, в сфере общественных связей.

Таковы основные характеристики взаимосвязей инициативных социальных групп с епархиями на сегодня. Конечно, они далеки от идеала, поскольку очевидно, что эти отношения ещё только выстраиваются и проходят сложный путь поиска формирования определенной действенной системы.

Конечно, следует понимать, что те же архиереи люди непростые и далеко не все из них, в силу своего начальственного положения, отличаются особым смирением. Руководители же добровольческих групп часто склонны оценивать окружающих с точки зрения того, помогают они или нет, и чаще приходят к выводу, что помогают мало и не так, как надо. В результате возникает напряжение, а масла подливают еще и властные местные чиновники, которые подчас могут и херувимов довести до потери крыльев.

В основе всех этих отношений должно лечь понимание того, что делается одно, общее для всех дело. Что в нашей бедной стране участие, милосердие и добрые дела единственно могут быть основной национальной сплоченности.

Выдержки из интервью, отношения с местной епархией, с благочинным, с настоятелем, со священством, характер взаимоотношений.

«Община создана по благословению Архиепископа, является религиозной организацией и окормляется священником. Но, по мнению руководителя группы пока этим взаимодействие с епархиальными структурами и ограничивается. Так как основная цель общины – это возрождение Храма и богадельни, то все упирается в помещение. Члены общины уверены, что авторитет владыки в области велик и по его настоянию здание будет передано в более короткие сроки, то есть вся надежды на архиерея, а не на чиновников. Любой провинциальный городок имел целый набор богоугодных заведений, система милосердия пронизывала все общество. У нас в огромной епархии ничего нет. Вопрос должен быть насущным на уровне епархиального управления. В городе создано около пяти общин, занимающихся попечением тяжелобольных инвалидов и немощных, то есть инициатива идет снизу на свой страх и риск. Если люди объединяются для оказания благотворительной помощи, значит это востребовано, а пока такая работа не координируется, не обобщается. Если будет заинтересованность епархиального руководства, то деятельность приобретет другой смысл. Вопрос с передачей здания с 2006 г. пытаются решить, но пока одна чиновничья переписка».

++++++++++++++

«Община создана при содействии и по благословению правящего Архиерея епархии, который благословил организацию общины на территории храма. Также организовано духовное окормление членов общины, что является основой ее существования. Финансирования от епархии нет. Благочинный позитивно относится к деятельности общины. Настоятель полностью делегировал вопросы взаимодействия с общиной приходскому священнику, духовнику общины. У членов общины сложились очень теплые и доверительные отношения с батюшкой, что является немаловажным для поддержания ее деятельности. Но возможно, более перспективным будет подготовка священника со знанием сурдоперевода и привлечение к деятельности общины других священников, которые бы восприняли эту деятельность со всей ее спецификой. Одного священника недостаточно для удовлетворения всех нужд общины. Также в рамках художественной деятельности община взаимодействует с православной гимназий и некоторыми храмами епархии, изготавливая для них иконы».

++++++++++++++

«Развивающие программы для детей с синдромом Дауна реализуются на базе прихода церкви по благословению Правящего Архиерея. Церковь передала организации в безвозмездное пользование 250 кв.м. помещений для занятий, что значительно облегчило финансовое бремя Центра на начальном этапе его развития. Кроме того, дети и родители активно участвуют в благодатной жизни Церкви. Родителей и детей с первого дня существования организации духовно окормляет и наставляет приходской священник прихода церкви. Прихожане церкви оказывают разовые денежные пожертвования организации. В планах привлечение состоятельных прихожан к деятельности Попечительского совета организации».

++++++++++++++

«В последние годы по инициативе организации, впервые за всю историю организации осуществляется индивидуально для слепых прихожан богослужение, так же проводятся беседы священнослужителями прямо на территории организации.

Поддержка осуществляется настоятелем собора персонально. Программу «Православное просвещение слепоглухих» возглавляет митрофорный протоиерей.

Есть взаимодействие с некоторыми другими храмами (в виде оказания информационной, организационной поддержки). Политика Епархии в деле социальных инициатив заключается в помощи освоения ритуальных служений и освоении идеологии церкви».

++++++++++++++

«Поддержка Епархии, благословление Владыки. Так как инициатором является священнослужитель, в принципе отношение благожелательное».

++++++++++++++

«В Соборе, по благословению Митрополита подписано соглашение о сотрудничестве между Отделом социального служения и церковной благотворительности епархии и Общероссийской благотворительной организацией. Договор предусматривает со стороны Епархиального отдела духовно-нравственное воспитание граждан, находящихся на реабилитации в центре, укрепление материальной базы реабилитационного центра.

Настоятель собора сразу согласился окормлять реабилитантов. Он помогает центру во всех вопросах: отправляет в различные организации письма и обращения. Постоянно общается с членами общины, морально и духовно их поддерживает. На Рождество привез подарки. С помощью прихожан собирает для центра одежду, необходимые вещи, продукты питания. Организовал еженедельные пятничные духовно-просветительские беседы. В ответ, центр, чем может, поддерживает храм. По субботам реабилитанты ходят в собор и помогают убирать территорию».

++++++++++++++

«С местной епархией отношения очень хорошие – поддержка от епархиального управления. Настоятель храма, на базе которого располагается движение, является руководителем епархиального отдела по работе с молодежью, поддерживает инициативы движения».

++++++++++++++

«Отношение с РПЦ хорошее, входим в РПЦ в структуру Епархиальной Общины Милосердия. Епархия благословляет на все благие начинания (поддержка духовная)».

++++++++++++++

«Отношения с Владыкой хорошие, он является председателем попечительского совета нашей деревни, молится за нас. Мы все окормляемся в Храме иконы Казанской Божьей Матери (при женском монастыре). Без молитв нашего батюшки и матушек вряд ли устояли. На нашей территории деревни проходил впервые в истории Приморского края слёт православной молодёжи».

++++++++++++++

«В епархии деятельность нашей Организации получила поддержку правящего Архиерея. Благочинный настоятель храма поддерживают деятельность организации при приходе. Штатный клирик храма активно вовлечен в деятельность организации. Что касается других благочиний, то у некоторых представителей взаимодействие с нашей Организацией вызывает некоторое напряжение. Ведутся переговоры о расширении её деятельности в епархии, но не везде есть понимание священноначалия».

++++++++++++++

«Мы получаем благословение на различные виды деятельности. Благочинному мы сдаем отчеты по работе. От настоятеля получаем благословение и молитвенную поддержку».

++++++++++++++

- Какие у Вас отношения с местной Епархией: с благочинным, с настоятелем, со священством?

- Официальные.

- Кто больше всех помогает, поддерживает Вашу деятельность?